Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кронштадтская мозаика (Часть 2)
Кронштадтская мозаика (Часть 2)
Открытия и изобретения которые были сделаны в Кронштадте.
В 1909 году во время холерной эпидемии в Санкт-Петербурге впервые в России в Кронштадте инженер С.К.Дзжерговский осуществил хлорирование водопроводной сети. С 1910 года обеззараживание воды стало проводиться постоянно.
Водопровод, построенный в 1874 году, с некоторыми усовершенствованиями работал до 1927 года. В декабре 1968 года вступил в действие 40-километровый трубопровод, подающий в Кронштадт питьевую воду с южного берега из Ломоносовского района.
В 1815 году открылась первая в России пароходная линия. Летом сообщение Кронштадта с Петербургом в XVIII – первой половине XIX века поддерживалась парусными судами. 2 мая 1806 года регулярные рейсы стали совершать «пассажботы», от Ораниенбаума до Кронштадта ходили казенные катера. В 1815 году на заводе англичанина Чарльза Берда был построен пароход. Утром 3 ноября судно с дымящей трубой вышло в первый морской рейс в Кронштадт. Через 3 часа 37 минут пароход подошел к острову Котлин. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по два в день.
В 1834 году впервые в России прошло испытание подводной лодки (первого железного судна), инженер К.А.Шильдер. Судно приводилось в движение с помощью ручной тяги.
В 1866 году состоялось испытание самой большой подводной лодки того времени водоизмещением около 360 тонн с механическим двигателем по проекту служащего Кронштадтского порта И.Ф. Александровского. Экипаж лодки состоял из 20 человек. . Через несколько лет прошла испытания первая отечественная парогазовая торпеда его же конструкции. По проекту И.Ф. Александровского позднее была создана первая самодвижущая торпеда, но, к сожалению, она не была принята на вооружение Военно-Морского флота России, потому что в Англии торпеды подобного типа были закуплены дешевле.
В 1839 году впервые в России ведущий хирург, профессор Кронштадтского морского госпиталя В.А. Караваев под руководством главного врача А.Ф.Кибера произвел операцию на сердце, она прошла удачно. Больной – матрос, упавший с мачты на палубу, получил тяжелое ранение, благодаря профессиональным действиям врачей госпиталя, он выжил. В области военно-морской хирургии врачи госпиталя большое внимание обращали на изучение обезболивающих методов. В 1849 году после удачных опытов над хлороформом и эфиром, наркоз уже применялся при всех операциях.
В 1840 году по предложению гидрографа М.Ф. Рейнеке на каменном устое Синего моста через кронштадтский Обводный канал нанесена черта, соответствовавшая среднему уровню воды Финского залива по наблюдениям 1825-1839 годов. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались с 1703 года. А с 1707 года в Кронштадте действует футшточная служба. С этой чертой совмещен нуль Кронштадтского футштока, от которого исчисляются абсолютные высоты поверхности Земли, все глубины морей на навигационных и топографических картах, космические высоты. С 1898 года работает автоматический самопишущий прибор-мареограф, фиксирующий изменения уровня воды. Сначала он располагался в деревянной будке, затем в специальном павильоне с колодцем.
Моряки и летчики пользуются картами с глубинами и высотами, рассчитанными от нуля кронштадтского футштока. Орбиты космических полетов также рассчитываются от этой отметки.
В 1847 году началось создание большого завода для строительства паровых судов. Однако из-за Крымской войны ввод завода в строй задерживался, и высшее руководство флота приняло решение достраивать предприятие не как судостроительное, а как судоремонтное и судомеханическое. В январе следующего года завод приступил к ремонту главной машины пароходо-фрегата «Скорый», в марте 1848 года состоялось официальное открытие. С самых первых дней на заводе выполнялись крупные военные заказы: установка паровых машин на линейных на линейных кораблях «Синоп», «Цесаревич», на фрегате «Олег».
С развитием техники совершенствовалось оснащение завода, осваивались новые технологии, выполнялись разнообразные экспериментальные заказы. С начала Великой Отечественной войны и до 20 марта 1944 года отремонтировано 615 кораблей и вспомогательных судов, что обеспечило боеспособность Балтийского флота и оборону Ленинграда с моря. Морской завод в годы войны за свой трудовой подвиг был награжден Орденом Ленина.
Позднее завод выполнял и мирные заказы. В Кронштадте проходил подготовку к ходовым испытаниям первый в мире атомный ледокол «Ленин». Заводские мастера капитально отремонтировали одно из самых больших в мире парусных судов – четырехмачтовый барк «Седов» и второй такой же гигант – «Крузенштерн». На заводе ремонтировались полярные суда – турбоэлектроход «Лена», научно-исследовательское судно «Михаил Сомов». Гостями Кронштадтского завода были не только корабли и подводные лодки Балтийского флота, но и Северного, и Черноморского флотов.
В настоящее время он утратил свою былую славу и переживает трудности, связанные с перестройкой. В отдельных, функционирующих цехах, работает не более 2-х тысяч человек.
В 1855 году на море было впервые применено минное оружие.
Во время Крымской войны огромный англо-французский флот подошел к Кронштадту.8 июня 1855 года отряд кораблей противника приблизился для разведки кронштадтских укреплений. Пароходо-фрегат «Мерилин», пароходы «Файерфляй», «Вультур» и «Бульдог» подорвались на русских минах. Правда, заряд в минах содержался лишь 10-15 фунтов пороха, поэтому корабли остались на плаву, получив незначительные повреждения. Но, учитывая минную опасность, угрозу со стороны многочисленных русских канонерских лодок, мощь артиллерии фортов, союзное командование отказалось от атаки Кронштадта и ограничилось блокадой со стороны моря. Она не принесла успеха, и в начале ноября англо-французские корабли ушли в свои порты.
В 1857 году впервые в России была основана Морская астрономическая лаборатория, а в 1864 году - компасная обсерватория. В 1886 году они были объединены в Морскую астрономическую и компасную обсерваторию.
Сам термин «ледокол» появился в Кронштадте в 1865 году.
Настоящим победителем кронштадтских льдов стал почетный гражданин Михаил Осипович Бритнев. Он владел механическим заводом, где строились пароходы, баржи, плавучие краны и впервые в мире применил на практике способ, используемый до сего дня ледоколами мира вплоть до атомных. Он перестроил носовую часть своего парохода «Пайлот» таким образом, что при встрече со льдом судно «взбиралось» на ледяное поле и своим весом проламывало его. В 1868 году Бритнев основал первую в России водолазную школу. Постройка подобных судов по чертежам талантливого инженера началась в Германии с 1971 года.
Успехи бритневских ледоколов «Пайлот» и «Бой» натолкнули С.О. Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола «Ермак».
В 1879 году офицерами Минного Офицерского класса была устроена в виде опыта первая телефонная линия в Кронштадте. Работала телефонная связь класса со штабом и с кабинетом командира. Затем телефоны установили в казармах крепостной артиллерии, и телефонная связь стала действовать с фортами Южного фарватера. Гражданская телефонная сеть появилась в городе только в 1879 году. Кабель проложили до Ораниенбаума буксиром «Ижора». Почтово-телеграфная контора находилась на улице Красной и обслуживала 35 абонементов.
С 3 апреля 1970 года Кронштадт получил прямую телефонную связь с Ленинградом и другими городами страны.
В1879 году флагманский офицер Евгений Павлович Тверитинов впервые оборудовал боевые корабли установками электрического освещения. В 1881 году на Парижской выставке электротехники он был удостоен почетного диплома за изобретение коммутатора для параллельного соединения двух динамо-машин последовательного возбуждения, сигнального фонаря со «свечой Яблочкова», лампы с двумя парами углей и подводного фонаря для водолазных работ. Через три года по его предложению был построен катер-электроход. В 1899 году Ученый совет Электротехнического института присвоил Тверитинову звание почетного инженер-электрика.
Весной 1895 года преподаватель Минного класса создал «прибор для обнаружения и регистрации электрических колебаний». 25 апреля в одной из аудиторий Санкт-Петербугского университета состоялась первая в мире публичная демонстрация передачи и приема электромагнитных колебаний на расстоянии. Эта демонстрация явила миру изобретение – первый в мире радиоприемник.
Внедрять радио на флоте Попову помогал вице-адмирал С.О. Макаров, с которым ученого связывала многолетняя дружба. Первое в мире применение радиосвязи – это, конечно, «Гогландская эпопея» ноября 1899-весны 1900 годов.
В 1896 году А. С. Попов изготовил рентгеновский аппарат для Морского госпиталя, на котором был сделан первый в России рентгеновский снимок. На Большом Кронштадтском рейде впервые в мире обнаружен эффект отражения радиоволн от кораблей в море, использованный впоследствии в радиолокации.
В июле 1899 года на форту «Император АлександрI» была оборудована лаборатория экспериментальной медицины по изготовлению лекарственных препаратов против бубонной чумы. На втором этаже форта располагались экспериментальная лаборатория, вакционное отделение, канцелярия, столовая, жилые помещения для врачей, лаборантов, служащих. В первом этаже находились сывороточное отделение, конюшни и помещения для других подопытных животных. Лаборатория на форту была оснащена по последнему слову того времени : здесь имелась автономная электростанция, котельная, специальный лифт для подъема подопытных животных . Все отходы проходили обеззараживание в автоклавах.
Рискуя жизнью, лучшие микробиологи России уединились на каменном острове, чтобы спасти жизнь тысячам людям. Здесь работали и жили около 20 сотрудников, настоящих подвижников своего благородного дела. Среди них талантливые микробиологи А.И. Бердников, А.А. Владимиров, С.К. Дзержговский, Д.К. Заболотный. В.И. Исаев, В.Л. Омелянский, М.Г. Тартаковский. Несмотря на меры безопасности, двое сотрудников во время работы заразились чумой и погибли.
Вакцина использовались не только в России, но и поставлялась в страны, где свирепствовали эпидемии смертельной болезни. Так, в 1900 году несколько тысяч ампул с сывороткой были отправлены в Глазго. Лаборатория работала до 1918 года, но до сих пор кронштадтцы называют форт «Император Александр I «Чумным».
Использованная литература:
Сотрудники портала «Котлин. ру» выражают бла
годарность историку-краеведу Л.И. Токаревой
за предоставленные материалы.
1.И.П. Винокуров, П.Н. Завирюха, Т.М. Знайда
«Кронштадт», Лениздат,1963 г.
2. Пригороды Санкт-Петербурга.
Паритет, СПб, 2001 г.
3. Б.А. Розадеев, Р.А. Сомина, Л.С. Клещеева
«Кронштадт», Стройиздат, 1977 г.
4. Г.Ф. Петров
«Кронштадт», Лениздат, 1985 г.