Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Батареи просят воды
12 ноября 2008 г.
Батареи просят воды12/11/2008
Каким был дореволюционный Петербург? На этот вопрос пережившие революцию дворяне отвечали: Петербург был очень холодным. Красивейшие особняки, которые строили итальянские архитекторы, оказались совершенно неприспособленными к дождливой питерской осени и промозглой зиме. Известно, что на великосветских балах петербургских барышень, одетых в легкие наряды, буквально спаивали коньяком, чтобы они не схватили воспаление легких! Но ведь не все могли позволить себе согреваться дорогим алкоголем. Как же справлялись горожане с холодами до прихода централизованного отопления?
Топили даже улицы
Первые десять печей в Петербурге — «шведские» изразцовые — появились в 1709 году по личному заказу Петра I. А уже в 1721 году в городе насчитывалось 8974 печных трубы! Правда, все это были обычные «огненные ящики» — так в нашем городе называли курные печи, состоящие из глиняного короба и вертикального дымохода. Такие обогреватели требовали много дров и плохо грели.
Но уже в середине XVIII века Петербург стал «истинной школой для иностранцев в деле устроения дрова сберегающих отопительных печей» — именно так о нашем городе писали высокие гости из Европы. С 1736 года в петербургских домах стали строить массивные кирпичные печи хитроумной конструкции, слава о которых разнеслась далеко за пределы столицы. Внутри «нагревательного прибора» питерские печники делали извилистые лабиринты — горячий дым даже от нескольких дров, проходя по ним, хорошо прогревал каждый кирпичик. Из-за этих ходов новые печи в народе прозвали «змеевиками». А иностранные гости стали называть петербургские печи «русскими» — под этим названием они вскоре заполонили дома в Германии и Франции.
Причем «змеевиками» петербуржцы согревались вплоть до конца XIX века! Печной дым, окутывающий город, в то время был таким же узнаваемым символом Петербурга, как Зимний дворец и стрелка Васильевского острова. Он поднимался не только над трубами домов, но над «общественными кострами», которые разжигали прямо на улицах и площадях — чтобы согреть дворников и извозчиков, ожидающих пассажиров. Журнал «Всемирная иллюстрация» в 1890 году писал, что эти костры «дали повод к весьма пикантной басне, которую распустили о нас в Западной Европе: европейцы и особенно французы, побывавшие на Руси зимой, рассказывали по возвращении домой, что русские принуждены топить улицы, — иначе бы, дескать, им и на улицу нельзя было выйти». (Кстати, в северных городах России — например, в Мурманске — таким способом до сих пор в лютые морозы обогревают автобусные остановки: рядом с ними всегда лежит поленница дров, чтобы подходящие пассажиры могли подбросить топлива в костерок.)
А около петербургских театров в центре города специально топили металлические бочки-«грелки» — возле них кучера с комфортом ждали разъезда зрителей.
Всем по хайцкёрперу
В XIX веке Петербург стал родиной многих отопительных новинок. В парадных помещениях богатых «барских» квартир появились электрическое отопление и газовые камины. А в 1855 году в Петербурге изобрели первый отопительный водяной радиатор — прямоугольную коробку из толстых чугунных труб с вертикальными дисками. Автор технической новинки, обрусевший немец итальянского происхождения Франц Карлович Сан-Галли, назвал прибор «хайцкёрпером» (горячая коробка), но петербуржцы заменили сложное немецкое слово на другое — «батарея». Дореволюционные водяные батареи были гораздо крупнее нынешних и богато украшены орнаментом. Старейший в мире радиатор Сан-Галли — ему больше 100 лет! — до сих пор согревает дачу великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе.
Кроме того, именно в Петербурге в XIX веке впервые опробовали изобретение инженера Аммосова — первую в мире «пневматическую печь»: водяной радиатор соединили с вентиляционной системой, которая разносила горячий воздух по огромным залам Петербургской академии художеств. Раритетный агрегат, который считается прообразом современного централизованного отопления, до сих пор хранится в подвалах здания. Грела «аммосовская печка» отменно — она одна заменяла 30 «змеевиков»! Говорят, когда такую установили в Зимнем дворце, на душе у царской семьи потеплело настолько, что император пожаловал Аммосову две тысячи десятин земли (2185 гектаров).
Всего изобретатель оборудовал своей огневоздушной системой больше 100 крупных зданий Петербурга. Правда, у новинки был недостаток — печь сильно гудела, а в грозу почему-то издавала жуткий треск. Кроме того, из-за сильного перегрева пневматических труб пострадало убранство Эрмитажа — потемнела роспись на стенах, потрескались картины. Так что в 1912 году огневоздушное отопление в Зимнем дворце все-таки заменили на водяное.
А вот паровое отопление очень долго не могло прижиться в Петербурге. Известно, что первая система парового отопления появилась у нас в 1816 году — в теплице графа Зубова. Но только в 1891 году пар стали широко применять для обогрева фабрик и учреждений.
В театр погреться
В 1909 году Михайловский театр стал самым модным в Петербурге. Правда, туда ходили не столько ради искусства, сколько ради того, чтобы просто погреться — в театре установили первую в России насосную систему водяного отопления. От современного централизованного она отличалась только меньшими масштабами — теплоцентраль не выходила за пределы здания. После Михайловского завлекать посетителей теплом начали Мариинский театр, Эрмитаж, Институт инженерных путей сообщения и Орудийный завод. Причем новое отопление оказалось таким надежным, что без перебоев проработало в Михайловском театре до 1940 года!
И именно из этой насосной системы выросло советское централизованное отопление, которым мы и пользуемся до сих пор. Первыми в СССР это благо цивилизации получили жители 72 комнат дома № 96 по набережной реки Фонтанки в 1924 году — тепломагистраль тогда была длиной всего 5 метров!
Наталья Барсова
МК-история
Теплые полы придумали в Древнем Риме
Римляне ко всему подходили с размахом, даже к отоплению. В сохранившихся римских крепостях на побережье Черного моря и в Средней Азии археологи обнаружили огневоздушные системы «хюпокаустум» (снизу согретый). Многочисленные котлы и трубы вентиляции, по которым перемещался горячий дым, занимали несколько подземных этажей! Причем они устраивались не только под жилыми домами патрициев и государственными учреждениями, но и под общественными местами — например, базарными площадями. Чтобы покупателям было тепло.