Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
От Кронштадта Петра Первого ко «Второму Кронштадту»
13 ноября 2011 г.
Новые проекты вечно молодого Кронштадта
12-13 октября 2011 года прошла очередная Финско-российская Морская Ассамблея. Местами её проведения стали Кронштадт (первый день работы) и посёлок Вистино Кингисеппского района Ленинградской области. Решение о выборе сразу двух площадок было принято на предыдущем заседании Ассамблеи, проходившем в мае этого года в городе Котке (Финляндия). Выбор был предопределен интересом участников Ассамблеи к развитию совместных проектов в связи с быстро развивающимися морскими торговыми проектами в Кронштадте и районе Лужской губы.
В повестку дня были вынесены вопросы общей морской истории региона Финского залива. Целью Ассамблеи являлось выявление возможных к совместному осуществлению морских проектов.
В составе финской делегации (25 участников) были руководители Регионального союза Кюменлааксо (председатель Ассамблеи), представители Администраций города Котки, а также специалисты Морского исследовательского Центра, Университета Кюменлааксо, представители общественных организаций из Хельсинки и Турку.
12 октября в помещении Исторического музея Кронштадта был рассмотрен комплекс вопросов сохранения и дальнейшего использования русских прибрежных крепостей в Финляндии и России. По этой теме выступили историки с российской и финской сторон.
Наиболее важными для Кронштадта, Вистино и Усть-Луги являются совместные проекты, к реализации которых может быть привлечено европейское финансирование. Прежде всего, оно возможно в рамках программы приграничного сотрудничества «Россия – страны ЕС».
Один из примеров таких проектов, инициированных ранее Морской Ассамблеей и финансируемый по программе приграничного сотрудничества ENPI, это PeckOn (организация безопасного плавания маломерных судов в Финском заливе). Один из участников проекта – Добровольное общество спасателей Кронштадта (директор Игорь Калинин). Поэтапные результаты реализации данного проекта были рассмотрены в ходе Ассамблеи.
Особое внимание было уделено возможным будущим совместным проектам.
Один из них – это совместное участие в подпроекте «Морское и природное наследие Балтики». С российской стороны проект по морскому наследию включен в Федеральную целевую программу (ФЦП) «Мировой океан». Задача Морской Ассамблеи – убедить страны Балтийского региона присоединиться к этому проекту и запросить европейское финансирование для совместных работ.
Другой возможный проект – это организация паромного пассажирского круиза Кунда (Эстония) – Котка (Финляндия) – Кронштадт в рамках Малого балтийского треугольника (Большой треугольник – это СПб – Хельсинки – Таллинн). Концепция этого проекта предварительно рассмотрена и одобрена региональными Администрациями Эстонии, Финляндии и Санкт-Петербурга. На Ассамблее эта концепция была обсуждена представителями морской общественности и круизного туризма. Основная цель на данном этапе – рассмотреть возможность подачи заявки в Программу ENPI на получение финансирования для подготовки детального бизнес плана проекта (по условиям Программы подача заявки возможна до 16.12.11).
Перспективными для развития Кронштадта могут быть и проекты по «Подводному парку Финского залива» и по «Сотрудничеству морских музеев Балтики».
В организации и проведении первого дня Ассамблеи приняли участие мэр Кронштадта, специалисты Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, Морского Совета при правительстве Санкт-Петербурга, Балтийского морского общества, Музея Мирового океана и других организаций, за что участники Ассамблеи выражают благодарность.
«Второму Кронштадту» – второе плавание
Рассмотрение вопросов в рамках темы «Сотудничество морских музеев Балтики» было продолжено 13 октября в посёлке Вистино. Эти, а также многие другие вопросы были рассмотрены в рамках планарного заседания Ассамблеи, прошедшего в Вистинском Доме культуры, и последовавших за ним дискуссиях во время кофе-паузы, обеда и экскурсии по району Лужской губы. Главной темой здесь стал бывшая военно-морская база «Ручьи», прозванная её строителями и местным населением «Вторым Кронштадтом», а военно-морскими специалистами «Кронштадтом-2». Рядом с ней был спроектирован город Комсомольск-на-Балтике и построены его первые кварталы (возведением объектов базы и города занималась организация «Строительство-200» НКВД СССР). В период Великой Отечественной войны объекты ВМБ «Ручьи» были либо полностью, либо частично подорваны. Тогда же погибла и большая часть домов строившегося города.
По инициативе Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа, в соответствии с поручением Губернатора Ленинградской области в районе посёлка Вистино Правительством Ленобласти и заинтересованными организациями разрабатывается концепция нового Музея Морской славы на месте «Кронштадта-2» и Комсомольска-на-Балтике.
История Лужской губы таит в себе много интересных и доселе неизвестных страниц. Начиная со времени становления пути «из варяг в греки» эти края были связаны с развитием морской международной торговли. Позже район Лужской губы входил в состав земель Великого Новгорода, а затем Московского государства. Построенные вблизи Лужской губы древнерусские города-крепости Ивангород, Ям (Ямгород, Ямбург, ныне Кингисепп), Копорье были хорошо знакомы российским и иностранным купцам.
Исторический потенциал района Лужской губы требует глубоких исторических исследований. Это относится и ко временам Великого Новгорода, и к времени Петра Великого, напрямую связанном с возвращением России на Балтику, и к советской эпохе, и к современному периоду. Безусловно, тема сохранения исторического прошлого Балтики обязательно должна быть дополнена историей строительства и боевой деятельности «Второго Кронштадта».
Программой Ассамблеи было предусмотрено знакомство с богатым историко-культурным потенциалом района Лужской губы и прилегающих территорий, историей и культурой коренных малочисленных народов этого региона. Ознакомительная экскурсия началась ещё в автобусе. Для участников ассамблеи её провёл Андрей Шеболдасов, руководитель отдела развития проектов ООО «Объединённые проекты Северо-Запад».
Гостей, прибывших на Ассамблею, ожидало выступление фольклорных коллективов Вистинского культурно-досугового центра и фольклорного коллектива «Рыбачка» Дома культуры посёлка Горки.
Началу работы второго дня Ассамблеи было положено выступлением генерального консула Финляндии Олли Перхеэнтупа, успевшего ещё до начала конференции ознакомиться с экспозициями Ижорского музея. В своём выступлении генеральный консул отметил богатую историю и культуру народов этого края. Олли Перхеэнтуп предложил российским и финским общественным организациям и компаниям развивать сотрудничество путём участия в совместных проектах. Особо генконсул Финляндии ратует за сотрудничество на муниципальном уровне.
С приветствием к участникам Ассамблеи обратился ответственный секретарь Совета по морской деятельности при Губернаторе Ленинградской области С. А. Матвеев. В своём выступлении он сообщил, что в рамках ФЦП «Мировой океан» Совет по морской деятельности работает над реализацией ряда историко-культурных проектов, раскрывающих исторический потенциал Ленинградской области как территории, на базе которой развивалась история военно-морского и торгового флотов нашего государства. В ряду этих проектов увековечение памяти о «Втором Кронштадте» и Комсомольске-на-Балтике занимает важное место. Эту работу можно организовать в рамках подпрограммы «Морское наследие» ФЦП «Мировой океан», концепция которой в настоящее время активно разрабатывается. Сергей Александрович сообщил также, что Правительство Ленинградской области в последние годы обращает особое внимание на развитие современных портов на Балтике, строящихся для развития торговли со странами Балтийского региона, Европы и всего мира. Он предложил участникам Ассамблеи рассмотреть также проекты организации паромного пассажирского круизного туризма и в районе Лужской губы.
Участники конференции прослушали и обсудили доклады : «Развитие финско-российского проекта RescOp» (Таня Туоминен, Тимо Алава, Университет прикладных наук Кюменлааксо);
«Трехстороннее эстонско-финско-русское сотрудничество по защите морской среды Финского залива – видение к 2014 году – Году Финского залива» (Л. Весико, куратор, Финский Институт окружающей среды SYKE);
«Обучение добровольцев ликвидации нефтяных разливов в Финском заливе» (М. Макинен, Финский Морской Резерв);
«Снижение рисков от увеличивающегося нефтяного транспорта в Финском заливе» (М. Салокорпи, Университет Кюменлааксо).
В этих докладах было рассказано о совместных российско-финских проектах, успешно реализуемых в настоящее время по программе приграничного сотрудничества ENPI. Участники Ассамблеи с удовлетворением отметили, что данные проекты развиваются и служат отличными примерами для развития сотрудничества в дальнейшем.
С сообщением «Об истории мореплавания в Лужской губе Финcкого залива: от «Второго Кронштадта» к созданию Музея морской славы» выступил член Правления Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа Николай Иевлев. Его доклад был основан на материалах книги руководителя этого Общества, историка и писателя Вадима Аристова «От «Второго Кронштадта к «Второму Роттердаму». Участникам Ассамблеи были представлены соображения о подходах к разработке концепции создания Музея морской славы на месте строительства ВМБ «Ручьи» и Комсомольска-на-Балтике. Презентация концептуальных подходов к созданию музея вызвала живой интерес у участников Ассамблеи. Координатор Морской Ассамблеи с российской стороны, руководитель Центра БИЗКОН А. А. Варшавский предложил обсудить вопрос о возможности привлечения финансирования по программе приграничного сотрудничества ENPI на проработку и реализацию данного проекта.
Экскурсия на место «Второго Кронштадта», которой завершилась Ассамблея, ещё больше убедила участников мероприятия в том, что создание Музея морской славы в Лужской губе не только возможно, но и необходимо. По замыслу авторов этой идеи, будущий Музей морской славы Ленинградской области не будет классическим статичным музеем. Он должен стать местом разработки и реализации проектов по морскому яхтингу и международным регатам, местом морских выставок и лабораторией по исследованию исторического прошлого Балтики, а также центром развития культурно-духовного кластера района Лужской губы.
Как отметил заместитель председателя секции морского и речного туризма Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга А. А. Березкин, даже без зарубежной помощи и организации совместных международных проектов Ленинградская область и Санкт-Петербург просто обязаны реализовать проект создания Музея морской славы, а на его базе – Центра по развитию морского и речного туризма в районе Лужской губы.
Далее с докладом «Серебряное кольцо России в системе международных туристских связей» выступил директор НИИП Градостроительства А. Д. Лаппо. Андрей Дорофеевич рассказал о проекте «Серебряное кольцо России», который в этом году получает второе дыхание в связи с началом реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы».
В настоящее время рабочей группой по реализации проекта «Серебряное кольцо России» (в которую из участников Ассамблеи входят А. Д. Лаппо, Н. В. Иевлев, А. А. Варшавский, С. А. Кирсанов и В. В. Аристов) готовятся предложения по конкретным инвестиционным проектам, намеченным к реализации. Свой доклад А. Д. Лаппо посвятил раскрытию темы реализации проекта «Серебряное кольцо Балтики». По словам профессора С. А. Кирсанова, предлагаемая «дружба кольцами» в международном аспекте может привести к новому качественному туристическому продукту – организации современных пассажирских круизных паромных маршрутов на линиях между Санкт-Петербургом, Кронштадтом, Петергофом, Коткой, Турку, Усть-Лугой, Вистино, Ивангородом, Нарвой и возможно другими городами, входящими в проект «Серебряное кольцо Балтики».
В программе второго дня Морской Ассамблеи приняли участие 26 финских и примерно столько же российских представителей, в том числе ответственный секретарь Совета по морской деятельности при Губернаторе Ленинградской области С. А. Матвеев, заместитель председателя Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга А. А. Березкин, генеральный директор центра бизнес-контактов «Бизкон» А. А. Варшавский, директор по развитию ООО «Объединенные проекты Северор-Запад» Н. В. Иевлев, директор НИИП Градостроительства А. Д. Лаппо, руководитель Фонда ВМФ «Балтик НВ» А. Будкин, заведующий кафедрой ГМУ СПбИГО профессор С. А. Кирсанов и другие заинтересованные лица.
Участники Ассамблеи высказали слова искренней благодарности за помощь в организации и проведении второго дня этого мероприятия Главе администрации МО «Вистинское сельское поселение» А.Лавренову, руководителю Вистинского культурно-досугового центра Е.Костровой, сотруднику Ижорского краеведческого музея Н.Дьячкову, генеральному директору ОАО «Ростерминалуголь» Е.Корбану, генеральному директору ООО «Объединенные проекты Северо-Запад» Ю.Гузову, директору Кракольской средней школы Л.Васильевой, исполнительному директору ЗАО «АПТ Рос Нева» М.Белобородову.