Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Героико-трагическая операция Балтийского флота
03 августа 2005 г.
В конце августа 1941г. был совершен прорыв кораблей Балтийского флота и других судов из Таллинна в Кронштадт. Историки по-разному оценивают его. Одни считают прорыв лишь героической эпопеей балтийцев, другие склонны видеть в нем явление трагическое и ищут причины этого. Командующий же Балтийским флотом адмирал ТРИБУЦ В.Ф. полагал: «Я не разделяю ни той, ни другой точки зрения. Прорыв был одной из крупных операций, проведенных Балтийским флотом в годы Великой Отечественной войны». Редакция газеты обратилась к Красноярову Виктору Алексеевичу, кандидату исторических наук, с просьбой рассказать об обстановке, сложившейся на Балтике в августе 1941г.
В связи с прорывом врага к Ленинграду и необходимости сосредоточить все усилия на его обороне, по инициативе наркома ВМФ Кузнецова Н.Г. Ставка ВГК 26 августа приняла решение перебазировать флот и гарнизон Таллинна в Кронштадт и Ленинград.
27 августа без существенных потерь была осуществлена посадка на транспорты войск, обороняющих Таллинн. Это была только часть боевой задачи. Впереди был путь в 80-90 миль, под непрерывным воздействием сил и средств противника.
Сейчас, через 60 с лишним лет, в кабинетной тиши, не так уж сложно «назначить виновных». Но в годы войны БФ испытал на себе все последствия слабости наших корабельных средств ПВО. У нас не было кораблей ПВО. Передовой аэродром флота был уже захвачен противником, поэтому прикрыть с воздуха корабли и суда на фарватере до о. Вайндло стало почти невозможным. Это была не единственная проблема…
По плану конвои и отряды боевых кораблей должны были выйти в море в ночь на 28 августа. Но начавшийся шторм задержал начало операции более чем на 12 часов: катера, тральщики и другие малые суда не могли идти в такую погоду. В результате минные заграждения, выставленные противником при выходе из Таллиннской бухты, пришлось форсировать ночью. На наше счастье, очевидно в связи с сильным ветром, авиация противника, активности не проявляла; первый вражеский разведчик появился в небе лишь около 12 часов 50 минут 28 августа.
Сложность зенитного прикрытия заключалась в том, что огромная колонна вытянулась почти на 15 миль. Поэтому создать достаточную плотность огня было невозможно. Идти же быстро и маневрировать не позволяли транспорты-тихоходы и минная опасность. Тут сказались просчеты мирного времени: во флоте не хватало тральщиков и современного трального вооружения. Другой причиной больших потерь явилась недостаточная сплаванность боевых кораблей с тральщиками и, тем более, с транспортами и вспомогательными судами.
Ширина протраленной полосы была недостаточной для такой длинной колонны. Корабли и транспорты выходили из узкой полосы, или их просто сносило за ее невидимые границы и они подрывались на минах.
В прорыве участвовало 129 кораблей и катеров, а также 75 судов и плавсредств. Подавляющее большинство кораблей вместе с флагманским кораблем “Киров” прорвались в Кронштадт. Они вместе с 18 тысячами бойцов, вывезенных из Таллинна, стали на защиту Ленинграда. Но успех был достигнут дорогой ценой. Погибло 10903 человека, в т.ч. военнослужащих и вольнонаемных - 7745, гражданских лиц - 3158.
Уничтожено 14 боевых кораблей и 42 судна, в том числе, 5 эсминцев “Яков Свердлов”, “Володарский”, “Артем ”, “Скорый”, “Калинин”, подводные лодки “С-5” и “Щ-301”. Из 29 крупных транспортных судов, участвовавших в эвакуации Таллинна, 25 уничтожено на переходе, 3 выбросилось на берег о. Гогланд и только один транспорт “Казахстан”, на который враг сбросил более 100 бомб, 2 из которых попали в него, в результате чего он получил большие повреждения, самостоятельно их устранил и дошел 1 сентября до Кронштадта. Из 35 членов команды в строю осталось только 7.
На грани 80-90-х годов прошлого века, «акулы пера» сравнили прорыв БФ из Таллинна в Кронштадт с разгромом конвоя союзников PQ-17, транспорты которого были оставлены в море без охранения. Действительно, крупные боевые корабли во время прорыва нашли выход в том, что, миновав минные поля, увеличили скорость до 22 узлов. Но это было сделано в районе о. Лавенсаари, когда боевые корабли к утру 29 августа свою задачу по прикрытию транспортов от нападения морских сил противника выполнили, а прикрыть транспорты от нападений с воздуха они были не в состоянии, так как в отряде главных сил, кроме крейсера “Киров”, в исправном состоянии оставался единственный миноносец — “Сметливый”. В составе отряда прикрытия исправен был лишь лидер “Ленинград”, обеспечивающий поврежденный “Минск” и являющийся ведущим для остальных кораблей, так как гирокомпасы на “Минске” вышли из строя. Эсминец “Суровый” сопровождал подорвавшийся “Славный”; “Свирепый” вел на буксире “Гордого”.
Отсюда становится понятным, от чего потери наши в транспортах были так велики, но следует отметить мужество и стойкость командования и экипажей боевых кораблей и транспортов. С очень многих транспортов они сумели эвакуировать личный состав. Немалая заслуга в этом заблаговременно созданного на о. Гогланд отряда кораблей и вспомогательных судов под командованием капитана 2 ранга Ивана Георгиевича Святова. Эти корабли оказывали помощь пострадавшим, подбирали из воды, снимали с тонущих транспортов людей, доставляя их на о. Гогланд. Всего было переброшено на остров более 12 тысяч человек; позже их переправили в Кронштадт.
После прибытия основных сил флота в Кронштадт 29 августа, несколько дней со смешанным чувством боли и гордости, кронштадтцы встречали отставшие суда, которые все уже считали погибшими. А они, обгорелые, искромсанные, полузатонувшие, все-таки добирались до родной гавани. Вместе с пассажирами-военнослужащими они вышли победителями из всех испытаний. Все они продолжали воевать на фронтах Великой Отечественной войны, мстя за погибших в водах Балтийского моря.
Со своей стороны должен заявить: «участникам прорыва есть чем гордиться и многочисленные жертвы были принесены не зря».
В. КРАСНОЯРОВ,
кандидат исторических наук