Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
События и имена нашей истории
22 мая 2008 г.
Ледовый поход и ледяной подходСлабость всегда была приглашением к нападению. Когда не хватает сил и средств, одна надежда на патриотический дух, самоотверженность нашего многострадального народа.
В этом году исполняется 90 лет операции по перебазированию кораблей Балтийского флота из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт, проведённая с 17-22 февраля по 2 мая. Ледовый поход Балтийского флота 1918г. явился поистине героической страницей в истории Отечества.
В связи с начавшимся после прекращения Брестских переговоров о мире наступлением германских войск в Прибалтике, возникла угроза захвата ими основных сил Балтийского флота, находившихся в Ревеле и Гельсингфорсе и скованных льдами. Коллегия Морского комиссариата передала 17 февраля директиву Центробалту - увести из Ревеля в Гельсингфорс все корабли. Несмотря на тяжёлые условия, 19 февраля из Ревеля начали выходить отдельные корабли, а 22 февраля - отряды кораблей в сопровождении ледоколов. 25 февраля в Ревель вступили германские войска, но значительная часть оставшихся кораблей успела выйти на внешний рейд.
К 5 марта все корабли, кроме одной подлодки, раздавленной льдами, достигли Гельсингфорса. Всего в Финляндии находилось 641 судов, плавучих и вспомогательных средств. Однако там началась гражданская война и Балтийский флот снова оказался под угрозой. Было принято решение о перебазировании кораблей в Кронштадт.
12 марта из Гельсингфорса вышел 1-й отряд с ледоколами «Ермак» и «Волынец». Форсируя тяжёлые льды и пройдя 150 миль, 17 марта отряд прибыл в Кронштадт.
5 апреля вышел 2-й отряд, который 8 апреля был встречен «Ермаком» и крейсером «Рюрик» и 10 апреля достиг Кронштадта.
7-12 апреля двинулся в поход 3-й отряд и 22 апреля прибыл в Кронштадт.
24 апреля Л.Д. Троцкий от имени Наркомата по морским делам представил в СНК доклад, в котором предлагал все наши торговые суда в Балтийском море и 8 госпитальных судов, оставшихся в Гельсинфорсе, передать английскому правительству путем фиктивной продажи их Дании. Предложение Л.Д. Троцкого было отвергнуто.
2 мая пришёл 4-й отряд, находившийся в Котке. В мае из Гельсингфорса пришли остававшиеся там корабли.
В итоге, по данным, обнаруженным научным сотрудником музея «Кронштадтская крепость» Ф. Точкиным, в Кронштадт было перебазировано 209 кораблей, в т. ч. 6 линкоров, 5 крейсеров, 54 эсминца, 12 подводных лодок, 10 тральщиков, 5 заградителей, 35 транспортов. Таким образом, были выведены все крупные боевые корабли в т.ч. линкоры, крейсера и эсминцы, тоннаж которых значительно превосходил водоизмещение оставленных судов.
В Финляндии было оставлено более 100 боевых кораблей, в т.ч. 10 подводных лодок (взорванных); тральщиков – 47, заградителей - 10, сетевых заградителей – 8, мониторов – 5, канонерских лодок – 2, сторожевых судов – 7. Кроме того, посыльных судов – 11, транспортов – 5, ледоколов – 9, гидрографических судов – 21.
Фактически было брошено 155 различных катеров, барж – 128, буксиров – 96, малых пароходов – 51, плашкоутов – 33 и т.п.
Тем не менее, это нельзя поставить в вину участникам Ледового похода. Людей катастрофически не хватало, а условия перехода были экстремальными. Из-за тяжелой ледовой обстановки, получили повреждения 28 судов, в т.ч. 18 эсминцев, сторожевых судов – 3, посыльных судов – 2, транспортов – 4, пароходов – 1. Но ни одно судно не было потеряно при переходе.
Ледовый поход Балтийского флота имел принципиальное значение для России. Уже в 1919г. корабли приняли самое непосредственное участие в обороне Петрограда и Кронштадта.
В конце Гражданской войны Россия фактически располагала лишь теми кораблями, которые были выведены из Финляндии. Между тем, в Прибалтике и Финляндии остались не только суда, но также судостроительные и судоремонтные предприятия, средства навигации и иная инфраструктура, не говоря уже о значительной части береговой артиллерии. Если учесть, что граница с далеко не дружественной тогда страной на долгие годы закрепилась в районе Сестрорецка, будет понятно, что наличие сильного флота имело первостепенное значение. К сожалению, разрушенная войной страна распорядилась флотом не на много лучше, чем в девяностые годы прошлого века. Выведенный с таким трудом флот потихоньку погибал. К началу Великой Отечественной войны мы не имели и половины крупных кораблей, доставшихся нам от «Царской России».
А досталось нам сравнительно не много. Потери Российского ВМФ в Гражданской войне были ужасны. Страна утратила почти все военные корабли на Тихом и Северном Ледовитом океане. На Каспийском море корабли были уведены в Иран, но в результате Энзелийской операции они были возвращены. К сожалению, их было сравнительно не много. На Черном море корабли отчасти были уничтожены в соответствии с секретной директивой, отчасти уведены врангелевцами.
Надежды оставались лишь на то, что героическими усилиями моряки привели в Кронштадт весной 1918г. Однако с потерей инфраструктуры в Прибалтике и Финляндии, корабли оказались привязанными к одной точке, что негативно сказалось на воинской дисциплине матросов. К тому же флот рассматривался как своего рода резервуар преданных делу революции кадров и их с успехом использовали на полях Гражданской войны и в народном хозяйстве. Это негативно сказалось на боеготовности флота. В 1921г. из 7, имевшихся в наличии линкоро, в строю было только два, они и стали центром событий марта 1921г. Но это уже другая история....
В. КРАСНОЯРОВ, кандидат исторических наук.