Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Пират - это «Гитлер с атомной бомбой»
13 июля 2010 г.
К такому выводу приходят пессимисты. С ними всё чаще соглашаются и реалисты. Все вместе задают вопрос: как остановить эволюцию пиратства от криминальной экзотики в глобальную угрозу?
Что есть «Гитлер» и «атомная бомба»?
Начнём, всё же, с того, что нынешний пират бесспорно алчен, но не сильно политизирован. Он действует в составе «артели», получающей «целеуказание» от наводчиков. От них (а не наоборот, как раньше) он и получает причитающуюся ему долю. Но финансовая ёмкость пиратского промысла приближает его к статусу и влиянию международных оружейных или наркотранзитных сетей. Два года назад сомалийцы в качестве выкупа требовали до 400 тыс. долларов за судно, из которых реально получали пятую часть. Теперь пираты получают десятую часть от требуемой суммы. Но это уже не снижаемые 1,5 млн. долларов. Причём судо- и грузовладелец будут платить столько, сколько с них затребуют. Ибо с назначенного маршрута никуда не свернёшь. Аденский пролив ежегодно бороздят около 16 тысяч судов. Из них почти половина обеспечивает стратегические потребности Западной Европы, Индии, Японии, Китая.
Когда условный «шеф» - пират осознает доступность сотен миллионов откупных, он де-факто станет одним из главных посредников между отправителем и получателем груза, обретая тем самым уже политико-координирующую роль. А там появятся сверхценные или самооправдывающие идеи, амбиции и фобии. Ответ будет зависеть от оперативности и здравомыслия международного сообщества. Например, если оно разрешит иметь на транспортном судне больше чем пистолет капитана, проблема зримо упростится. Но тогда придётся переписывать чуть ли не всё морское право с томами, регламентирующими порядок пребывания судна в порту. Пока этого нет, против 2-3 тысяч сомалийских пиратов задействованы две международные военные эскадры общим числом 15-20 боевых кораблей. Они приходятся на 16 тысяч ежегодных транспортов и до 1.5 тысяч окрестных шхун, «очень похожих» на пиратские. Но судовладельцам не выгодно ждать формирования конвоя: простой судна стоит столько же, сколько страхование груза. Да и сопровождающий патруль может без юридических препятствий помочь лишь соотечественнику, идущему вдобавок под своим же национальным флагом. Поэтому вопрос не в формальном соотношении сил, а в политико-правовой оценке ситуации и планах её кардинального исправления. Предлагаются, два «типовых» оценочных ракурса и две тактики действий. Национальная принадлежность и прочие особенности разработчиков тут, пожалуй, не причём. Не очень понятно, к кому ближе мы.
«Гуманисты» видят корень зла в утрате какой-либо формы международного влияния на простого сомалийца, живущего на 1.5 доллара в сутки. Притом что его длительное пребывание вне цивилизованного поля исказило не только этические («что такое хорошо, что такое плохо?»), но и формально-ценностные представления. В подтверждение приводится вырванный из житейского контекста пример: «пиратское» племя приобрело у соседей цистерну пресной воды за коробку с купюрами, достоинство которых позволило бы обзавестись десятком опреснительных установок. Отсюда предложение: сначала на основе международного права, «подогнутого» под Африканский рог, учредить органы «социальной опеки» над Сомали, потом - «регионального правопорядка». После чего регламентировать нахождение их рыболовецких судов в открытом море. Главное - не втянуться в войну против пиратов, ибо воевать придётся на их же условиях. «Гуманисты» считают, что война лишь развяжет разбойникам руки. Иными словами, при первой же возможности они будут пускать в море и кровь, и нефть. А заодно - вот он, «Гитлер»! - такие химикаты, которые надолго парализуют не только Аденский пролив. Это без учета собственно террористической составляющей не исключаемого пиратского шантажа. Например, припасенного для Средиземного моря или Персидского залива. Если это произойдет, «Гитлер применит атомную бомбу». Ибо 2-3 одновременных катастрофы крупных нефтеналивников «исключат страны Средиземноморского бассейна из жизненно важной хозяйственной деятельности на неопределенное время». А сомалийским пиратам уже доводилось за два дня захватывать два танкера.
Их визави - «антитеррористы» - во избежание худшего предлагают немедленно приравнять пиратское нападение к акту вооруженной агрессии и терроризма. Их лозунг: сначала ударить, потом воспитывать. Сторонники силового подхода неоднократно заявляли о готовности атаковать прибрежные базы пиратов, но конкретных действий так и не последовало, так как последствия они видят те же, что и «гуманисты». Обращенные в прошлое - вспоминают почти ритуальное растерзание осенью 1993 года 18 «пленных» американских морпехов. Те распределяли гуманитарную помощь в охваченном хаосом Сомали. Другие задумываются о будущем: около 1.5 тысяч рыболовецких «баркасов», причаленных к берегу и находящихся от него в сотнях миль, до обыска ничем не отличаются от пиратских шхун. Зато при ошибке, которой может реально и не быть, «патрулирующая» страна ощутит на себе праведный гнев всего исламского мира. Ибо сомалиец - он, в первую очередь, мусульманин. Во вторую?.. Докажите, что он сам не заложник! За гибель же западного заложника - пусть и при освобождении захваченного судна - придется расплачиваться или, по крайней мере, долго судиться. Ну, а что делать с задержанным пиратом, не знает даже генсек ООН. Что же вы хотите от капитана большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников»? * * *
Есть нечто, примиряющее «гуманистов» с «антитеррористами». Если пираты начнут расправляться с заложниками, либо целенаправленно мстить какой-либо стране (мы, безусловно, на очереди), борьба с корсарами, по крайней мере, Аденского пролива примет спонтанный и, скорее всего, кровавый оборот.
Борис Подопригора
Газета Котлин №14 2010г