Новости Кронштадта
09.04 Военные коммунальщики Кронштадта проводят весенние субботники
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Привет из прошлого
01 марта 2011 г.
Предложенные проекты федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и проекта «Федерального Государственного образовательного стандарта» буквально взорвали социально активную часть общества, и самым приличным определением грядущей реформы, звучащим на многочисленных интернет-конференциях, стало « это – вынос мозга!». И небезосновательно: например, для старшеклассников предлагается ввести всего четыре обязательных предмета – физкультуру, основы безопасности жизни, курс «Россия в мире» и некий таинственный «Индивидуальный проект».
А теперь вспомним – всего за треть столетия в значительной мере неграмотная Россия превратилась при советской власти в страну сначала всеобщей грамотности, потом – и всеобщего среднего образования. Оно объективно было одним из лучших в мире, и не только из-за высокой квалификации преподавательского корпуса, но - в первую очередь – из-за целей и задач, которые стояли перед СССР. Страна развивалась, научно-технический прогресс требовал все новых подготовленных и обученных кадров. Но не только: советское образование было системным, оно давало не только базовый объем знаний, но и понимание общей картины мироздания во всех аспектах – физическом, экономическом, социальном. Именно поэтому, кстати, советские специалисты всегда достаточно легко перепрофилировались – ведь если есть прочный фундамент, надстройку сделать несложно. Нелишне будет вспомнить и о доступности образования, в т.ч. и высшего – мало того, что оно было бесплатным и подавляющее большинство ВУЗов имело роскошные студгородки - так еще и для тех, кому объективно было сложнее поступить (отслужившие в армии, жители отдаленных поселков и т.п.) имелись разнообразные квоты.
Западное же образование развивалось совершенно иначе. Если отбросить элитные британские университеты (вроде Кембриджа), где образование тоже было системным, в массовом порядке оно приняло совсем иной характер – узкая специализация. Человека учили, например, нажимать большую круглую красную кнопку - и это он умел делать идеально. Правда, ничего другого не умел, да и изменение размера, формы или цвета кнопки вводили его в ступор – но разве это недостаток? С точки зрения «хозяев жизни» - наоборот, достоинство. С одной стороны – они получают эффективного специалиста для выполнения определенной операции, а то, что при любом технологическом изменении он останется безработным – не их головная боль. Еще и лучше – больше за рабочее место держаться будет, и за права трудящихся бороться не рискнет. А нехватка знаний для системного понимания происходящего – вообще блеск: и о причинах несправедливости мироустройства задумываться не будет, и досуг будет проводить у телевизора с колой и попкорном (на продаже которых еще и подзаработать можно).
Поскольку нынешняя российская реформа практически копирует импортную систему, тоже решив обучать не «знаниям», а «компетенции», то цели ее ясны и прозрачны: ставка делается не на благо человека, не на развитие личности, а исключительно на подготовку узких специалистов для обслуживания «трубы», остальные – обслуга «олигархов». И системное образование в таком случае не только излишне, но и опасно – ну зачем прислуге задумываться о социальной несправедливости?«Многие знания – многие печали», знаете ли, а так и до революции недалеко… Да и, разумеется, какая ж российская реформа без «экономии бюджетных средств»? Вот и сыпятся заодно предложения о сокращении количества школ, учителей, а о бесплатном высшем образовании, нам видимо, предложат забыть окончательно.
Осталось вспомнить события семидесятилетней давности – отрывок из гитлеровского плана «Как нам обустроить оккупированную Россию» - там образованию тоже уделялось немало внимания. Знания должны были быть только начальные – уметь расписаться и считать до пяти сотен; читать уметь не надо (мало ли кто чего где неправильного и вредного прочтет?), вместо этого – радиоточка, из которой жители должны регулярно узнавать, как им повезло жить под управлением самой великой «мировой элиты»… Сравните. Задумайтесь.
Алексей Третьяков
Газета Котлин №4 2011г



