Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Живите Как Хотите
11 апреля 2013 г.
Ну вот, дожили! Все проблемы в ЖКХ, вызванныае техническими или организационными причинами, переложены на плечи простого народа. Начатая в 2006 году жилкомпания, сегодня похожа на сражение на всех фронтах ЖКХ. Правила ведения ЖКХ до сегодняшнего дня, к сожалению, никто из нас не знает. Сработало русское «авось». Попробуем разобраться что же произошло и чего еще ждать.
Сначала уточним, что правила устанавливаются до начала игры. Накануне приватизации квартир людей привлекали соблазнительными посулами, возвеличиванием их в собственных глазах: теперь это ваше жильё! Новые собственники получили свидетельства с указанием метража жилплощади, которую можно было продать, завещать, внести в залог под кредит. Какой простор для предприимчивости! Действительно, простор. Только больше не для них, а для риэлторов, естественных монополистов, жилищно-коммунальных служб и их кураторов.
Простор возник и в сфере законодательства. Теперь собственникам квартир стали устанавливать правила игры. Задним числом. Правила предоставления коммунальных услуг были утверждены Правительством только в мае 2006 года, когда подавляющее количество квартир перешло в частную собственность. О величине тарифов в нём не говорилось. Их рост долгое время объясняли необходимостью снять дотации государства и полностью переложить все расходы ЖКХ на собственников, то есть довести уровень оплаты до 100 процентов. После того, как до «сотки» довели, об этом показателе позабыли: тарифы, очевидно, нацелились на отметку 200 процентов или выше. Но эти правила игры действуют по умолчанию.
Пошли изменения в графе «вид платежа». Людям растолковали, что, помимо их частной собственности, есть у них и собственность в общем пользовании — подъезды, лифты, подвалы, чердаки, придомовая территория, и они обязаны оплачивать связанные с этим общедомовые нужды — ОДН. Этот порядок закреплён Постановлением правительства № 354 от 6 мая 2011 года (действует с 1 сентября 2012 г.). Обратите внимание: новый порядок для собственников жилья, так же, как и старый, установлен спустя много лет после обвальной приватизации. Но в свидетельствах на право собственности не говорится об общей собственности, никто коридоры и чердаки ни под каким видом не приватизировал, и никакой общей приватизации — всем подъездом или всем домом — не было.
Кроме собственников, ОДН введены и для квартиросъёмщиков. Но если первым говорят, что они оплачивают ОДН, потому что весь дом — их собственность, то квартиросъёмщикам ничего не объясняют. Раньше подъездную электроэнергию оплачивали городские службы . Теперь всё переложено на владельцев и нанимателей, последние в чистом виде дотируют управляющие компании. При этом у всех остался вид платежа «содержание и ремонт жилья»— потаённая статья, куда и должны входить ОДН.
И о ТСЖ разговоры начались позднее приватизации. И стали говорить, что это всё имелось в виду: дом-то общий, куда же чердаки деть. Но если подразумевалось, то должно быть закреплено документально. Этого нет — следовательно, юридически недействительно.
Идем дальше. В постановлении № 354 на которое постоянно ссылаются чиновники ЖКХ, отмечается, что в ста- рых правилах была установлена обя- занность собственников жлья оплачивать коммунальные ресурсы, доведённые до границы сетей, входящих в состав общего имущества. Но опятьже задним числом! Правила могу т устанавливаться договороми ли другим правовым документом. Каждый человек должен заранее знать, на что и в каком объёме он будет тратить деньги.
Пока в общедомовые нужды включена только электроэнергия, но в документе Правительства речь идёт и о других ресурсах. Задел на будущее. А ещё планируется ввести налог на землю под домами. Несложно спрогнозировать дальнейшие шаги: обязательное страхование общедомового имущества, оплата электроэнергии фонарей на придомовой территории. Не составит труда ввести понятие«общегородские нужды», куда войдёт оплата всего уличногои дворового освещения. Расчёт прост: общий показатель делится на число зарегистрированных горожан, и в платёжную квитанцию добавляется ещё одна строка — ОГН.
Кстати,введение новых налогов на недвижимость с расчётом по рыночной стоимости планируется всё тем же задним числом. Далеко не все квартиросъёмщики решились бы приватизировать жильё, зная, в какую копейку это может вылиться.
Видно, какого-то зарубежного владельца куска РАО ЕС нужда заставила пролоббировать введение нового вида платежа — общедомовые нужды. Именно платежа, хотя в Постановлении № 354 речь идёт «о новых правилах расчёта платежей за коммунальные услуги». Но в таком случае нужно исходить из действующих видов платежей, у нас же появился новый, пусть даже оговорённый много лет назад (что само по себе юридически небезупречно). По логике, Постановление № 354 должно называться «О введении нового вида платежа за коммунальные услуги». Но к чему раскрывать смысл непопулярного решения? Приватизацию тоже следовало бы назвать узаконенным разворовыванием.
Рассмотрим проблему с другой стороны. Что значит для обычного жильца общедомовое имущество? Пу- стой звук, не более. Позиция «мой дом — моя крепость» характеризует отно- шение только к своей квартире, с же- лезной дверью, решётками, охранной сигнализацией и/или видеокамерой. Никто толком не знаетс оседей. И знать не хочет, потому что так воспитан ры- ночными отношениями, где всёп одчи- нено наживе, нескончаемой борьбе за интересы свои, шкурные. По своей то- тальности рыночная идеология несо- поставима с коммунистической, у неё есть большой плюс — наживка. За- глотнул — не соскочишь. Но этого мало! Гайдаровская команда разрабо- тала Жилищный кодекс, вынуждаю- щий людей снова перестраиваться.
Для управления домами ввели товарищества собственников жилья — ТСЖ. Само слово «товарищество» из эпохи ранней коллективизации. Какое может быть товарищество теперь, когда народ раздроблен до формата вермишели? Сама идея — очередной социальный эксперимент, коллективизация после приватизации. Но если он проводится, значит, кому-то нужен. Эксперимент не идёт — это понятно. Пытаясь его подхлестнуть, Правительство связало выделение средств на капремонт домов с существованием ТСЖ. Но даже это не помогло. Противоречия больно серьёзны: частная собственность — колхоз. Созданные ТСЖ подтверждают опасения: их руководителей трудно проконтролировать — опять же в силу господства шкурныхплатёжках «общедомовые нужды» — развитие всё того же социального эксперимента.
Мало нам роста тарифов, так тепер появилась новая статья расходов. Но если за свои расходы мы знаем, сколько платить, то общедомовая подобна коту в мешке! С общедомовых приборов учёта независимо от плательщиков снимают ежемесячные показатели. ОДН о пределяются как разница между показателями общедомового прибора учёта и суммой показаний личных приборов. Разница распределяется между собственниками и нанимателями в процентном отношении от общей площади помещений. Вот тут и возникают вопросы. К примеру, с ноября по март сумма выросла более чем втрое, хотя света в подъезде в три раза больше жечь не стали. Возьмём простой пример: на этаже — 4 квартиры (две и две), в «предбанниакх» и на этаже — 3 лампы плюс один лифт на сорок квартир. И как может собственнику квартиры в 50 кв. м в месяц набежать более 300 рублей ОДН? Да что там 300 рэ! Есть и более 1000 руб.
Социальный экспреимент, помимо жильцов, коснулся и чиновников различных уровней. После введения ОДН не смолкают звонки в управляющих компаниях, отделениях Роспотребнадзора, Жилищного комитета, увеличиваются толпы ходоков в разные инстанции. Люди теряют своё время и отвлекают от работ других. Понапрасну. Никто здесь ничего не решает.
Отдел по защите прав потребителей этой проблемы не касается, Роспотребнадзор — тоже, управляющая компания является заложницей ресурсоснабжающих организаций, последние требуют полной оплаты по счетам, которые сама же выставляет. С неплательщиками разбирается управляющая компания, а с ней самой ресурсоснабжающие организации. Неоплата взыскивается через суд. Бег по чиновничьему кругу, жильцам на этот «стадион» входа нет.
Есть, правда, для ходоков другие пути. Можно обратиться в Государственную жилищную инспекцию. Можно поехать в правительство СПб, Закс СПб, можно и выше, вплоть до Конституционного суда и Европейского по правам человека. Но ради чего? Чтобы прекратить отъём своих личных денег и добиться прозрачности механизмов оплаты предоставляемых услуг. Вопрос: зачем тогда нужны различные государственные контролирующие структуры, представители Уполномоченного по правам человека, разрекламированные общественные палаты, если они не выполняют свои функции?
К перекладыванию проблем подталкивают местные власти также и управляющие компании, добиваясь от них избрания совета дома, старших по дому и подъездам. Здесь просматривается ещё одна составляющая социального эксперимента: соседи должны следить, кто и как расходует электроэнергию, воду имеет ли счётчик, законно ли подключён, не «резиновая» ли квартира, и доносить «управленцам». Ясно, что в условиях «социальной вермишели» и неприязни друг к другу эти меры приведут к социальным конфликтам.
Мы не упомянули ещё один «парадный подъезд» — ресурсоснабжающие организации. Их сотрудники отсылают ходоков к тому же Постановлению № 354. Читайте и «с миром изыдите». А вопрос ещё в том, может ли собственник квартиры не оплачиватьп оказатель ОДН? Терминал считывает показания всей квитанции, у банковского/почтового операциониста — та же система. Через автомат можно оплатить неполную сумму за вычетом ОДН, но как подтвердить, что недоплата именно по этой статье?
Ответ дан в 354-м Постановлении. В нём указано, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому отдельному виду коммунальных услуг. Приостанавливается или ограничевается предоставление только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. 117— 119 новых правил). Управляющие компании возможность постатейной оплаты услуг не предоставляют. Контроль за тем, как складывается общедомовый показатель, кто нарушает правила пользования электроэнергией, не осуществляют. Организации энергосбыта энергосберегающее обоудование для подъездов не закупают. А ведь было бы удобно: открывается дверь — загорается лампочка. Но зачем? «Колхоз» частников и нанимателей всё оплатит. Впрочем, не будем сильно ругать эти компании — они действуют в рамках социально-экономического приоритета ( эксперимента): «чеканить из человека монету».
Представьте, если бы руководитель ЖКХ на высоком форуме докладывал о действующей у него системе контроля формирования ОДН, рассказал о датчиках движения и сэкономленной электроэнергии, о том, что, имея возможность выделять в квитанции при оплате строку ОДН, жильцы этого не делают, так как претензий не имеют. И что в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и Конституций РФ никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию, в данном случае — советы дома, подъезда, и Правительство не должно связывать выделение средств на капремонт домов с созданием ТСЖ.
Далее управляющий компанией напомнил бы о положении 57-й статьи Конституции: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». То есть потребовал бы рассмотреть постановление № 354 на соответствие Конституции РФ.
И какова будет реакция высокого собрания? Без вариантов: докладчику прикрепят на грудь медаль… под током.
Вячеслав Ерохин.
ОТ РЕДАКЦИИ: Вы вправе спросить: что делать? На наш взгляд, необходимо «хирургическое вмешательство», опять же, лично президента.
Во-первых, свободить от должности министра регионального развития, поволившего разработать и разместить на сайте издевательские разъяснения тарифной политики.
Во-вторых, отменить Постановление № 354, а затем и 7-й раздел ЖК РФ.
В-третьих, распустить (разогнать) управляющие компании как систему не нужных, избыточных посредников.
В-четвертых, вернуть советскую систмеу ЖКХ, передав обязанности по расчетам унитарным или казенным предприятиям, дабы ни один рубль мимо бюджета не проходил.
К сожалению, следует констатировать, что это «глас вопиющего в пустыне». Ждать от президента каких – либо реальных мер на этом направлении вряд ли приходится. Несмотря на кажущиеся противостояние консервативно- патриотической президентской команды и либерально-западнической команды премьера, на самом деле работают они в полном согласии и консенсусе. Поэтому, вряд ли мы дождемся снижения цен на ЖКУ. Придется платить по счетам тем, кого выбрали однажды.
Газета Котлин № 4 2013г