Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Мессина – доблестным русским морякам Балтийской эскадры»
26 декабря 2013 г.
15 декабря (по ст. ст.) 1908 года на рейде итальянского порта Аугуста, мирно качались серые туши российских кораблей практической эскадры контр-адмирала Владимира Ивановича Литвинова. Практической эскадра называлась и потому, что броненосцы и крейсеры «Цесаревич», «Слава», «Богатырь» и «Адмирал Макаров» использовались не только для демонстрации флага, но и для учебной практики гардемарин Морского корпуса в условиях дальнего плавания, составляя так называемый Гардемаринский отряд.
Три года минуло со времени, когда бесславно завершилась война с Японией, в ходе которой Россия лишилась большей части своего флота. Война выявила катастрофические недостатки и в подготовке офицеров флота, не знавших корабельной жизни, экипажных расписаний, технических систем кораблей, не способных к организации занятий с моряками по специальной и общей подготовке. Позор Цусимы гулко отозвался по всей Российской империи. К руководству флотом пришли энергичные и знающие люди, сменилось и командование Морского корпуса. Теперь будущие мичманы флота Российского не корпели над бессмысленной зубрежкой, заучивая элементы парусного вооружения парохода-фрегата середины 19 века. Их учили работать с современными штурманскими приборами, ходить дублерами вахтенных начальников, шлюпочным занятиям и общей морской практике. Поэтому уже третий месяц вдали от дома гардемарины самостоятельно проводили шлюпочные тренировки, совершенствовались в точности определения расстояний, в использовании артиллерийских систем. Возле Аугусты русские корабли должны были выполнять артиллерийские стрельбы. Там как раз находились морские полигоны итальянского флота.
Рассвет перед трагедией
Ночь на 15 декабря выдалась пасмурной, перед самым рассветом глухой удар прошел по корпусам кораблей. На эскадре была объявлена боевая тревога. Затем, при полном штиле прошла большая волна, раскачав корабли, но скоро все стихло.
Это всех очень удивило, но никто не придал этому большого значения. Вскоре тревога была отменена. Но около полудня к Литвинову приехали на катере взволнованные капитан ближайшего итальянского порта и российский вице-консул А. Макеев. Они рассказали, что получено известие о происшедшем сильном землетрясении, захватившем южную конечность Калабрии и северную Сицилию. Город Мессина совершенно разрушен и горит. В нем погибло несколько десятков тысяч людей. Пострадало и много других, более мелких селений. Они умоляли адмирала выйти с отрядом в Мессину на помощь пострадавшим людям.
Контр - адмирал Литвинов не зря имел у офицеров и гардемарин прозвище «Тяни-толкай», человеком слыл нерешительным, и хотя понимал, что необходимо оказать помощь пострадавшим, решил предварительно запросить телеграммой Петербург.
Старшие офицеры поехали к адмиралу и уговорили его, не дожидаясь ответа и о мере готовности кораблей, разрешить им и идти к Мессине. Никто еще не догадывался о масштабе катастрофы, постигшей этот цветущий город Италии. Русские корабли один за другим поднимали якоря и брали курс на Мессину.
Ворота ада
На следующее утро корабли прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина. От некогда благополучного города с населением свыше 160 тысяч человек после 9-ти бального землетрясения остались одни дымящиеся руины.
Не теряя времени, моряки приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших к набережной домах. Помощь русских кораблей оказалась особенно ценной, потому что они первыми пришли к месту катастрофы, и до этого жители были предоставлены самим себе. Как только наладилось сообщение с берегом, на палубу влезли несколько итальянцев, имевших какое-то отношение к властям города, и стали умолять оказать медицинскую помощь сотням раненым. А, главное – просили отвезти пострадавших в ближайший итальянский порт. На крейсере «Адмирал Макаров» и броненосце «Слава» было решено разместить раненых и увозить их в Неаполь. Вид у большинства раненых был ужасный, обернутые в какое-то тряпье, соченное кровью. Нельзя было отличить женщин от мужчин, молодых от старых. Многие находились в забытьи, другие стонали и плакали, умоляли дать пить и накормить. Привели и много детей, оставшихся круглыми сиротами, плачущих и жалких, которые со страхом озирались на чужих им людей. Всю эту стонущую, плачущую и причитающую толпу размещали на кораблях, где только находилось место.
В это время роты моряков-спасателей неутомимо и самоотверженно работали, часто рискуя своей жизнью. Нашим командам строго-настрого запретили брать что-либо из всюду валявшегося имущества. Никто не имел права взять даже открытку на память. Помимо спасенных человеческих жизней наши моряки, сами того не ожидая, откопали большие ценности итальянского банка. Все найденное было передано итальянским властям.
Это был словно десант в преисподнюю. Именно так. Моряки вступали в горящий рушащийся город. Рисковали все – от адмирала до последнего матроса. Мало того, что надо было разбирать руины, перевязывать раненых, успокаивать обезумевших от горя и страданий людей, приходилось порой отстреливаться от банд мародеров, той самой пресловутой каморры – итальянской мафии, спешившей нажиться на трагедии собственного народа и грабивших полуразрушенные банки и магазины.
Русские корабли забирали по 400–500 пострадавших на борт и отвозили их в Сиракузы, Неаполь и Палермо. «Слава» с 550 ранеными, женщинами и детьми на борту вышел в Неаполь с приказанием после передачи людей немедленно вернуться в Мессину, закупив лишь дезинфицирующие средства, перевязочные материалы и свежую провизию.
В Неаполе русский корабль встречали толпы народа. В своей малоизвестной книге «Землетрясение в Калабрии и Сицилии 15 (28) декабря 1908 года» писатель Максим Горький, живший в ту пору на Капри, так описывает это событие: «Первое судно, прибывшее в Неаполь, – наша «Слава», – воистину команда этого судна оправдала его имя, как о том единодушно и горячо свидетельствует пресса всей Италии. Воистину моряки нашей эскадры геройски работали в эти дни горя Италии… Матросы сходили на берег, неся на руках ребят и женщин. О подвигах матросов уже знали в Неаполе, и Неаполь встречал русских восторженными рукоплесканиями… Неаполитанцы, рыдая, обнимали, целовали моряков».
Благодарность славным морякам
Мессинская трагедия всколыхнула не только Италию, но и другие государства. Начался сбор пожертвований для пострадавших от землетрясения людей. Помощь поступила из стран Европы, Южной Америки, США. Комитеты по сбору пожертвований для пострадавших создавались во многих городах России, а император Николай II пожертвовал из своих личных средств 50 тысяч франков. Король Италии Виктор Эммануил III от имени всего итальянского народа отправил русскому императору благодарственную телеграмму такого содержания: «В моей глубокой скорби спешу самым сердечным образом благодарить Тебя и Гоcударыню за Ваше искреннее участие в горе, столь тяжело постигшем Италию. Несчастные потерпевшие никогда не забудут деятельную и великодушную помощь, оказанную Твоими славными моряками».
Постепенно в пострадавшем городе установился относительный порядок. На запрос командира отряда, нужна ли ещё помощь русских моряков, морской министр Италии ответил, выразив при этом глубокую признательность нашим соотечественникам, что теперь итальянские власти обойдутся собственными силами. 3 (16) января 1909 года линкоры «Слава» и «Богатырь» ушли в Аугусту, а ещё через два дня весь отряд перешёл в Александрию. По словам историков, когда эскадра вернулась в Россию, Николай II сказал В.Литвинову: «Адмирал, за шесть дней вы сделали в Мессине больше, чем вся наша дипломатия за все время моего царствования».
По официальным данным, русские моряки извлекли из-под развалин и спасли более 2 тысяч человек. Интересно, что одной из спасенных была маленькая девочка – мать будущего премьер-министра Италии Джулио Андреотти.
По прошествии двух лет со дня катастрофы итальянский комитет помощи пострадавшим в Мессине собрал средства на отливку золотой медали. На ней в виде женщины была изображена Мессина. На втором плане – силуэты русских кораблей. Надпись на итальянском языке гласила: «Мессина – доблестным русским морякам Балтийской эскадры».
Мессина – великая гуманитарная победа российского флота. Еще свежа была горечь Цусимы, но мужество русских моряков Гардемаринского отряда вернуло Андреевскому флагу утраченную доблесть.
Виват Российскому флоту!
Николай Комаров.
Газета Котлин № 12 (6149) 2013г