Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Мгновенья северного лета
10 ноября 2005 г.
Ежегодно, в соответствии с планом работы, летом в клубе «Юный моряк» (г. Кронштадт) проводятся водные туристические походы. Прошедшее лето для туристическо-краеведческой деятельности клуба было очень плодотворным. Учебно-тренировочные водные походы были посвящены 60-летию Великой Победы, и путь их лежал по местам боевой славы Ленинграда и Ленинградской области.В Ленинградской области такой город - Сясьстрой - он стал отправной точкой команды г. Кронштадта в походе «Дорога жизни» с 1 по 4 июля. Во-первых, потому что яхта «Лагуна», на которой ребята прошли много миль по Ладожскому озеру, Неве, Финскому заливу, имеет приписку в этом городе и капитан её - Владимир Евгеньевич Григорьев, живёт там же. А, во-вторых, этот город отличается тем, что во время Великой Отечественной войны (тогда ещё рабочий посёлок - первенца Целлюлозно-бумажной промышленности СССР Сясьского ЦБК) оказывался в прифронтовой полосе и выполнял очень значимую функцию ближнего тыла Волховского фронта.
Здесь были хорошо замаскированные склады горючего, боеприпасов и продовольствия, сюда везли раненых, здесь располагались медсанбаты и госпитали, где работали в основном женщины и дети (моя бабушка, отец, ему было 5 лет, дядя 11 лет, работали в госпитале). А самое главное, здесь была верфь для судов малого флота, где строили самоходные баржи, тендеры для «Дороги жизни». Всего несколько километров отделяет этот посёлок от г. Новая Ладога, где заканчивалось большое «плечо» «Дороги жизни». Это была вторая точка стоянки яхты с КЮМовцами на пути по «Дороге жизни». Следующая знаменательная швартовка была в посёлке Кобона. Это малое «плечо». Здесь ребята посетили музей, очень скромный. Очень жаль, что этого музея и посёлка практически никак не коснулось празднование 60-летия Победы
Единственное, что сразу привлекает к себе взор, это церковь «Лебедь белая», как зовут её здесь. Её недавно отреставрировали. А ведь оказалось, что она и есть памятник блокадных дней Ленинграда.
Сюда, в стены этой церкви, приводили всех блокадников, вывезенных их Ленинграда по «Дороге жизни». Здесь их согревали, кормили, переодевали, т.к. другого места больше в Кобоне не было. В домах посёлка располагались армейские части и службы тыла. А потом отсюда ленинградцев увозили дальше в глубокий тыл. Удивительное дело - церковь стоит в глубине посёлка, вся окружена деревьями и с земли не подумаешь, что на Ладоге, в озере так далеко её видно, что блеск её крестов служит и служил во время войны ориентиром для судов, и пока не ушли совсем к Шлиссельбургу, всё видели острый шпиль, действительно, как лебединую шею «Лебеди белой».
А вот на нашем пути и крепость, благодаря которой во многом выстояла «Дорога жизни». Крепость «Орешек» - удивительное дело. Оказываясь внутри, возникает совершенно определённое чувство - защищённости, безопасности. И понимаешь, насколько всё в этой жизни значимо и камень, поставленный в 1250 году, и название крепости, и композиция мемориала и даже трава, которую косят здесь 3 раза за лето, и она всё равно могучая, как те, кто защищал крепость 16 месяцев с сентября 1941 по январь 1943 гг. Говорят сторожа - микроклимат такой в крепости особый. Из Шлиссельбурга, куда мы ещё вернёмся по Неве, мы дошли в Санкт-Петербург.
В 1941-1943 гг. река являлась тем рубежом, где шли тяжёлые бои советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, и был осуществлён прорыв блокады Ленинграда. Из Петербурга уже подняв паруса, мы по заливу дошли до родного города. Начинался второй этап наших походов. Четыре дня яхта с юными моряками ходила по фортам Кронштадта, где видели грандиозные сооружения, без которых невозможна была бы оборона Ленинграда.
Третьим этапом нашего пути была задача посетить посёлок Осиновец, где было положено начало «Дороги жизни». По пути мы снова в Шлиссельбурге теперь уже не одни, а с нашими друзьями из Центра туризма и парусного спорта г. Новая Ладога и г. Сясьстрой, которые, наоборот, со своим международным проектом «По местам боевой славы», шли в Кронштадт. Мы знали, что там будет митинг и тоже приняли в нём участие. В Шлиссельбурге, как и в Осиновце, мы посетили музеи. Особенно интересно было в Осиновце - музеи под открытым небом, где представлена техника Великой Отечественной войны, участвовавшая в осуществлении и обеспечении действующей переправы через Ладожское озеро «Дороги жизни», спасшей огромное количество людей, с помощью которой Ленинград выстоял в суровое время блокады.
Из Осиновца наш путь лежал на о. Коневец. Это был самый большой по времени переход - 22 часа на воде, но так как наш поход учебно-тренировочный, мы учились нести вахты и успешно преодолели трудности яхтенной жизни. На о. Коневец посетили монастырь, где во время службы всегда вспоминают всех защитников, погибших на Ладожском озере. С острова Коневец мы осуществили 20-часовой переход на остров Валаам. Во время этого ночного перехода попали в грозу. Опыт и умение капитана, а также навыки юных кронштадтских моряков, готовых к морским испытаниям, выносливых, бесстрашных, самоотверженных, хорошо работающих с компасом, двигателем, парусами помог, мы успешно преодолели это препятствие и уже солнечным утром перед нами открылся о. Валаам в своей красе.
Последние два этапа наших походов должны были проходить из г. Приозерск к острову Валаам и по другой стороне через Видлицу, Сторожило, о. Сухо, снова в г. Сясьстрой, но из-за разыгравшегося шторма на Ладоге, график сместился, и пришлось вносить коррективы в наше путешествие из Приозерска до Валаама. Мы в этот раз вместо 8 часов, шли три дня. Точно так же уходили с Валаама. Три дня шли по неболяшим островам, и последняя стоянка на Ладоге была о. Сосновый, где нам пришлось очень трудно, Три раза пришлось переводить по мелководью яхту, производить ремонт. Всюду были камни, и кюмовцы проявили все свои лучшие качества - во-время отзывались на помощь, никто не ныл, работали и учились преодолевать трудности в экстремальных условиях.
Ладога решила нас проверить, достойны ли мы тех, кто погиб за нас во время Великой Отечественной, Наверное, решила, что достойны, наградив нас самым красивым ночным переходом с о. Сосновый без стоянок до самого г. Сясьстрой, практически за сутки. Даже наш опытный капитан, не один раз ходивший этим путём, был удивлён. Самое малое - он рассчитывал на двое суток. Ночь была тихая, небеспокойный ветер - попутным, луна висела над озером огромным фонарём, освещая наш путь. Утро было солнечным, день ясным, вечер тихим. И ночью, 20 августа, мы мирно вошли в реку Сясь и ошвартовались на месте стоянки яхты… Через несколько дней наша команда вернулась в Кронштадт.
Н. МОРОЗОВА,
руководитель похода,
педагог клуба
«Юный моряк»