Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Прощай, прощай, родная школа средняя
02 июня 2006 г.
Ровно неделю назад для 371-го выпускника Кронштадта прозвенел последний звонок. А в день выхода этого номера «КВ» позади у наших одиннадцатиклассников будет и первый выпускной экзамен - единый государственный по русскому языку. Тот самый страшный ЕГЭ, о котором так долго (весь последний год) говорили им учителя. Такова судьба еженедельника - в отличие от ежедневных изданий и ТВ, мы постоянно отстаем от жизни, и, если событие происходит в день выхода или в последние дни верстки газеты, это отставание максимальное - неделя и более того. И тогда мы, чаще всего, просто не возвращаемся к ушедшему событию, что называется, «проехали». К последнему звонку решили всё-таки вернуться. Но не в жанре привычного репортажа о праздничном событии, а в форме некоего послесловия к нему. «Последний звонок» - грустный праздник, как любое прощание и любое расставание. И пусть ребята хорохорятся и веселятся, всем своим видом показывая, как надоела им «эта школа» и как они рады сказать ей сегодня свое последнее «прощай», мы то с вами знаем, что в глубине души им очень грустно расставаться и с детством, и со школой, и с учителями, а главное - очень тревожно. Ведь абсолютно же неизвестно - что там ждет впереди?
Последний звонок
Меняются реалии современности, обыгрываемые в прощальном спектакле, меняются песни, к которым придумываются новые слова, сменяют друг друга исполнители, но из года в год сценарий остается неизменным: торжественный вход в зал 11-х классов, поздравление от десятиклассников, подхватывающих эстафету самых старших в школе, приветствие от самых младших с трогательными сувенирами на память, прощальное выступление выпускников, цветы и слова благодарности учителям и, наконец, апофеоз торжества - последний звонок. Это не консерватизм - это традиция. А школа, как известно, сильна именно своими традициями. Попробуйте внести в этот традиционный сценарий какие-либо авангардные перемены, и школа, скорей всего, их отторгнет как нечто инородное. Потому что «Последний звонок» - это даже больше, чем традиция - это ритуал. Ни убавить - ни прибавить здесь ничего нельзя. Потому что каждый год всё происходит впервые и единственный раз в жизни. Впервые для главных виновников торжества - выпускников.
В 423-й звенит последний звонок для выпускников 2006 года. Всё происходит по традиционному сценарию. Но, естественно, каждый год вносит свои коррективы. Нынче просто великолепны десятиклассники - артистичны, изобретательны, талантливы. В спектакле выпускников чувствуется профессиональная режиссура - ребятам помогал актер Театра Балтийского флота Федор Копосов (по совместительству - супруг классного руководителя 11-А). А слова директора Светланы Алексеевны Рыкиной о том, с какой замечательной школой прощаются сегодня одиннадцатиклассники, подтверждает переходящий кубок за победу в районном олимпиадном движении, только что полученный 423-й.
У этой школы есть одна, очень важная, на мой взгляд, особенность - здесь теплая, почти домашняя атмосфера и добрые, доверительные отношения между учителями и учениками. Наверное, это тоже традиция. Или, быть может, статус школы русской духовной культуры к этому обязывает? К добру, пониманию, душевности?…
На празднике последнего звонка эта теплота и эта доверительность были ощутимы как-то особенно явно...
О «детях стабильности»
В последнем номере «АиФ» (петербургская вкладка) обозреватель Лев Лурье назвал нынешних выпускников «детьми стабильности». Они родились в 1989-м или в 1988-м еще в советском городе Ленинграде. А когда им исполнилось два или три года, пала советская власть. Они не помнят такой страны - СССР, они не были ни пионерами, ни октябрятами. По словам Лурье, «нынешние старшеклассники выглядят гораздо более благополучными и умиротворенными, чем те, чье отрочество пришлось на бурные 90-е. Они жили в условиях определенности, их не коснулся стресс, пережитый родителями при переходе от социализма к капитализму…». И так далее…
Даже оторопь берет от этих «благополучных» слов. Неужели автор забыл о дне 1 сентября 2004 года, когда нынешние выпускники шли в свой 10-й класс? О тех трех днях в Беслане, которые потрясли мир и покрыли позором государство, не сумевшее защитить своих несчастных детей. Забыл о дне 3 сентября, который объявлен в России Днем памяти по жертвам Бесланской трагедии. Можно ли жить с ощущением стабильности в стране, где захват в заложники школьников и женщин с младенцами стал методом политического давления? Где учебный год начинается с минуты молчания?
Да, эти ребята не стояли часами вместе с родителями, как дети начала 90-х, в очередях за продуктами по талонам. Новые времена - новые проблемы: зато они ежемесячно сдавали деньги на школьную охрану, понимая при этом, что охранник у входа от соседнего наркомана школу, быть может, и защитит, а вот от терракта, задумай его какой-нибудь выродок совершить не в далеком Беслане, а в нашем мирном Кронштадте, - вряд ли.
Похоже «детей стабильности» в России не может быть по определению. Какая уж тут умиротворенность?
Возмущаюсь беспределом скинхедов. А дети 2000-х в ответ:
- При чем тут фашизм? Они просто хотят, чтобы Россия была для русских.
И это в стране, больше всех пострадавшей от фашизма!
Встречаю знакомых ребят после очередной поездки на курсы в питерском вузе.
- Ну, как? Много дают курсы для поступления?
- Да, «фигня» всё это. Какой смысл тратиться, ездить, если все бюджетные места уже куплены?..
Они даже не возмущаются. Они уже приняли эти правила игры как норму нашей новой «благополучной» жизни. Подавляющее большинство полуголодных выпускников начала 90-х еще надеялись не на кошельки родителей, а на свои знания и удачу. А большинство нынешних убеждены в обратном: если с кошельками не повезло, то никакие знания в нашем коррумпированном насквозь государстве не помогут.
Выпускники 2006 года - последние из могикан. Дата их рождения - 1988-1989. Рождаемость в России резко падает с начала 90-х. Послание Президента запоздало ровно на столько, сколько лет сегодняшним одиннадцатиклассникам. Это наш самый последний многолюдный выпуск. А далее - «русский крест». Можно ли жить с ощущением стабильности в вымирающей стране?
Про ЕГЭ и не только
Учиться в школе, ставшей, наконец, объектом «национального проекта» и переживающей ныне настоящую революцию, нынешним выпускникам почти не довелось. В минувшем году все школы Петербурга (и Кронштадта, в том числе) перешли на финансово-хозяйственную самостоятельность. Учителям повысили зарплату, и вакансий в школах почти нет. Впереди - «подушевое» финансирование школ. С сентября 2006 года большинство старших классов станут профильными. Грядет еще много-много перемен… К добру ли?
Но всё это уже будет без них. А в 2006 году выпускники 11-х классов сдают три обязательных экзамена: русский язык (в форме ЕГЭ), литературу (устно), алгебру и начала анализа (письменно). Еще два экзамена - по собственному выбору. Если выбрали информатику, биологию, иностранный или историю России, то экзамен предстоит также в формате ЕГЭ. А сочинение нынче школьники не пишут.
В Кронштадте ЕГЭ по английскому языку, который проходил 19 мая, сдавали восемь выпускников. Информатику выбрали пять человек, биологию - семнадцать, историю России - двадцать четыре.
В прошлом году многие вузы отказывались принимать результаты школьных ЕГЭ. Сегодня их принимают все питерские вузы, но при этом они имеют право вносить изменения в границы баллов. Так что «пятерка» в школе вполне может обернуться «тройкой» в университете, предъявляющем к своим абитуриентам жесткие требования в отношении знания родного языка.
Число бюджетных мест в питерских вузах в этом году официально уменьшится еще на 1,5%. Сократят, в основном, гуманитарные и экономические специальности в непрофильных вузах. План приема по техническим специальностям останется неизменным.
ЕГЭ по русскому языку выпускники сдавали в минувший вторник, в день верстки этого номера «КВ». По словам классного руководителя 11-Б 423-й школы Ирины Федоровны Дмитровой, ребята после экзамена выходили довольные, с улыбками, с уверенностью, что справились, и с ощущением, что было легче, чем на предварительном экзамене. Результаты будут позднее, через неделю. А вот результаты единого государственного по английскому уже известны - и в 423-й ими довольны...
И верить в свою ясную звезду
В 423-й школе два выпускных класса. Какие они?
Классный руководитель 11-А Татьяна Борисовна Копосова обращается к своим питомцам:
- ...В моей памяти, как кадры многосерийного фильма, мелькают события минувших лет - школьные уроки, перемены, походы, поездки, праздники и будни, радостные события и минуты разочарования. Интересно то, что вспоминается почему-то больше хорошее. На самом деле, хорошего у нас было больше. В этом калейдоскопе событий я вижу, как постепенно из угловатых и несмышленых мальчишек и девчонок вы становились красивыми и умными юношами и девушками. Вижу вас разными - сосредоточенными и деловыми на уроках, шумными и озорными на переменах, любознательными на экскурсиях и в походах, сообразительными выдумщиками в школьном Клубе веселых и находчивых. Много всего было, ну а сейчас наступил ответственный момент - экзамен на аттестат зрелости и выбор дальнейшего жизненного пути. Желаю вам успешно пройти эти серьезные испытания, доказать самим себе, что вы способны на многое и, конечно же, - порадовать близких. И еще. В эти волнующие минуты я хочу попросить у всех вас, у ваших родителей прощения, если когда-либо кого-то случайно обидела, и хочу заверить, что и сама не держу ни на кого зла. Счастья, удачи, успехов вам, дорогие мои выпускники!
Ирина Федоровна Дмитрова, классная мама 11-Б:
- Мы выпускаем хороших ребят. Недавно прошел праздник «Ученик года», где наша школа признана лучшей по итогам олимпиадного движения.Огромный вклад в эту долгожданную победу внесли наши выпускники, их силы, труд и энергия. Это и Сергей Григорьев, и Константин Очеретяный, и Евгения Константинова, и Инна Пшеничная, и Евгений Михалев, и многие другие ребята...
Хочется верить, что наши выпускники готовы к самостоятельной жизни. Для меня школа - это зеркало всей нашей жизни,со всеми её прекрасными и уродливыми явлениями, это главный механизм становления личности. Многие ребята по-настоящему любят школу. Маленький штрих. На одной из школьных колонн у входа мелом начертано: «Я обожаю школу!». Не ругательство какое-нибудь банальное, а вот такое милое признание кто-то радостно написал, хотя, конечно, портить имущество не стоит... Многие из ребят признаются, что не хотят уходить из школы, она стала для них родным домом. Еще один штрих. Те, кто учился у нас до 9-го, а потом ушли в колледжи, постоянно приходят в школу, к учителям, одноклассникам; и на последнем звонке они были с нами; и это тоже показатель.
Самое главное, чему мы, надеюсь, их научили, - верить в себя и всего добиваться своим трудом. Хочется пожелать им жизненной стойкости, доброты, оптимизма. Когда-то в «Орленке» вожатые подарили мне стихи, которые я очень люблю. Ими я и хочу напутствовать во взрослую жизнь своих дорогих выпускников:
«Захлебываясь,
за волну хватаясь,
Взлетать на гребень,
падать в пустоту,
Во что бы то ни стало,
но держаться
И верить в свою ясную звезду!»
Слезы на глазах классных руководителей - еще один непременный атрибут последнего звонка. Всё это, действительно, очень трогательно. И слезы в этот день, действительно, блестели на глазах обеих классных мам...
Анна МАКАРОВА