Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Мать и дитя» на Каменном острове
02 июня 2006 г.
В последнем номере прошлого года мы открыли новую рубрику - «Семейный альбом». В жизни каждой семьи есть свои печали и радости, победы и поражения, удачи и разочарования... Загляните в свой «семейный альбом» - наверняка там найдется немало интересных историй. Мы с радостью опубликуем ваши рассказы на страницах нашей газеты. Автор публикации получит гонорар: 200 рублей за историю и 50 - за подлинную фотографию.В 1955 году я работала в лаборатории измерительной техники № 1533 ВМФ, а мой муж Евгений - на Ремзаводе. Пятого июня я родила дочь, которую мы назвали Ириной. Наверное, отцу хотелось сына, но я была счастлива, что появилась девочка, потому что после войны мальчишки росли такими хулиганистыми, и было страшно, вдруг не справлюсь с воспитанием. Все родные и у меня, и у мужа погибли во время войны, поэтому помогать нам было некому. И на первых порах было очень тяжело: я недосыпала, похудела и боялась, что пропадет молоко. В июле пришлось пригласить няню и выйти на работу, ведь декретный отпуск в то время был всего месяц до родов и после родов столько же. Работать целый день, а потом ухаживать за грудным ребенком также было нелегко, хотя муж был очень сознательным: ходил в магазин за продуктами, за керосином, топил печь и помогал купать дочку в металлической ванночке...
И вот на август председатель профсоюзной организации Николай Александрович Мамаев за небольшую часть стоимости предложил мне путевку в санаторий «Мать и дитя». Там принимали здоровых матерей со здоровыми детьми от 2-х до 3-х месяцев. Мы с дочкой как раз подходили.
Санаторий находился в Ленинграде на Каменном острове, в особняке, когда-то принадлежащем художнику Я.Я. Бельзену. Это трехэтажное здание с очень красивым фасадом, огороженное сквером и забором. Санаторий был рассчитан на 25 детишек-грудничков с мамами. На первом этаже располагалась столовая и большой холл с роялем, в холле иногда перед отдыхающими выступали музыканты и чтецы.
По периметру второго этажа располагался круговой балкон, с которого был вход в спальни к мамам и отдельно в детские комнаты. Этот санаторий от ВЦСПС был экспериментальным, и его содержание обходилось очень дорого. Об этом мне рассказал сам Николай Александрович Мамаев, во время посещения санатория в составе делегации.
За грудничками был организован идеальный уход. Врачи, сестры и нянечки днем и ночью находились при них. А мамочкам приносили детей только на кормление - кому через 3, кому через 3,5 часа в специальную комнату, где стоял стол с чистыми стаканчиками и детские весы с лоточком. Мы, умытые, в халатиках, рассаживались на стулья рядами и кормили грудью своих младенцев. Наевшегося малыша сестра клала на детские весы, взвешивала, и, если оказывалось, что он высосал менее 110 граммов, его возвращали на докармливание, особенно если кормили на ночь. Детская сестра говорила: «Похлопайте легонько по щечкам, разбудите и докормите, иначе ребенок спать не будет. Он все перенесет, кроме голода».
Каждый день из разных фруктов делали свежеотжатый сок и по чайной ложечке скармливали грудничкам. Фрукты покупали родственники отдыхающих по очереди. Один раз в месяц был родительский день для пап. В этот день папе разрешалось свое чадо подержать на руках и посмотреть на него.
Днем, после осмотра и пеленания, нам выдавали детей для прогулки. Можно было поносить на руках или положить на один из деревянных лежаков, установленных в сквере, чтобы мама, сидя на скамье, могла видеть лицо ребеночка. Гуляли вокруг особняка: август, кругом зелень, - за ограду выходить запрещалось. В город нас не отпускали во избежание инфекции.
Для мам условия были тоже очень хорошие. Во-первых, мы все ночи спали, последнее кормление в 24 часа, а первое в 6 часов утра и дальше по расписанию: покормил и отдыхай. Во-вторых, для нас, мам, было организовано пятиразовое питание, предлагалось всё, что необходимо кормящим мамам, в меню на заказ. Помню, что фруктовый суп был очень уж вкусен, всегда его заказывала. С нами беседовали врачи и медсестры. Нам показывали, как без чьей-либо помощи нужно купать ребеночка, как вытирать, как подмывать и ухаживать за кожей ребенка, как кормить и чем прикармливать после 5-6 месяцев. Говорили, что пеленать не надо, а нужно надевать ползунки с подгузниками из мягкой ткани. Ползунки, они тогда только-только появились, привозили из магазина служащие по заказам.
От таких условий молока у меня было много, мне рекомендовали сцеживать его и оставлять для других малюток, чтобы сестра ночью могла подкормить того, кто заплачет. Но никакого плача мы не слышали и были спокойны.
Через месяц меня, окрепшую, со здоровой дочерью, муж вез домой в Кронштадт. Плыли мы от моста лейтенанта Шмидта на комфортабельном пароходе «Кремль» с мягкими кожаными диванами. Дорога длилась 1 час 45 минут, а наш ребенок спокойно спал. Муж даже поинтересовался: умеет ли наша дочь плакать. Вот так ей было хорошо и мне тоже.
Вскоре я узнала, что санаторий «Мать и дитя» закрылся, так как содержать его было слишком дорого. А в 1968 году это красивое здание было снесено. Мне повезло, и я успела там побывать, может быть, еще кому-нибудь посчастливилось там отдохнуть?
Надежда Михайловна ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото из семейного альбома