Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Порвали парус!..»
29 июля 2011 г.
«Шанхаю» готовят судьбу яхт-клуба
Кронштадтцы, которые знают и помнят, как уничтожали яхт-клуб на Тулонской аллее, уверены, что ситуация с «Шанхаем» развивается в том же направлении. Новым подтверждением стал ответ губернатора Санкт-Петербурга от 14 июля на депутатский запрос о правомерности проведения ООО «Финский залив» на территории «Шанхая» изыскательских работ. В конце пути, по которому развивается ситуация с землей, ставшей родной для нескольких поколений кронштадтцев, известно что. Там пустырь.
«Вы ржавое пятно»
Каждую пядь своей шанхайской земли и воды, каждый свой эллинг, каждый сарайчик, «челнок» и «финку», каждый свой камыш будем отстаивать по-кронштадтски. То есть - до последнего. Общее настроение участников движения «Шанхай - народная гавань» выразил в своем письме в редакцию «КВ» член рабочей группы, созданной для защиты территории «Шанхая» Павел Руденко. «Шанхайцы», среди них немало членов разогнанного яхт-клуба, заявляют, что опыт у них есть. Спасибо за науку инвесторам и власти. Ни в какие декларации о добрых намерениях они больше не верят и свою землю без борьбы не сдадут.
Из письма в редакцию «КВ»:
«Летом 2005 года произошло событие, о котором предпочитает не распространяться администрация Кронштадтского района. Именно: в Кронштадте окончательно прекратил свое существование яхт-клуб. Его члены были разогнаны, имущество, созданное поколениями энтузиастов, уничтожено или вывезено.
Яхт-клуб находился на Тулонской аллее, возле Летней пристани. Он занимал эту территорию почти полвека (до 1956 года клуб действовал на территории Голландской Кухни). Непосредственно перед разгоном состоялось собрание членов клуба. Яхтсменам сказали, что на территории клуба будет построен Международный парусный центр. Им заявили: некоторые здания передаются новому собственнику, но право пользования остальной территорией остается за членами клуба.
С того собрания, последнего в истории кронштадтского яхт-клуба, прошло шесть лет. У нас есть вопросы:
1. Где обещанный Международный парусный центр? По закону его строительство должно быть начато в течение трех лет.
2. Стоило ли уничтожать все имущество и постройки на территории яхт-клуба? Они были не VIP класса, но на момент сноса активно использовались.
2. Для чего или для кого был уничтожен кронштадтский яхт-клуб, место неформального общения молодежи, место встреч спортсменов?
Стараниями арендатора и инвесторов территория яхт-клуба превращена в полосу отчуждения. Вход туда запрещен - всем, в том числе и бывшим членам клуба. Яхтсмены - крепкие люди, привычные к борьбе со стихией, оказались беззащитны перед юридической и чиновничьей казуистикой. Сейчас этот номер пытаются повторить с «Шанхаем». Кронштадтцам снова говорят, что оснований для волнений нет, город поступательно движется к лучшей жизни: «Кронштадт идет вперед, меняется к лучшему его облик, жизнь людей… Должна преобразиться и база хранения плавсредств общества охотников и рыболовов. Она не должна быть ржавым пятном на фоне сияющего Морского собора». (Из обращения районной администрации).
Все, кто слушал аналогичные умиротворяющие речи на последнем собрании членов яхт-клуба в 2005 году, помнят, что за этим последовало:
1. Требование удалить все имущество в 2-х недельный срок - под угрозой: всё, что не будет удалено, отвезти на штрафплощадку.
2. Появление новой охраны, бессмысленной и беспощадной, никого не пускающей на территорию.
3. Применение тактики выжженой земли. Эта черная работа была выполнена руками гастарбайтеров.
За месяц рукотворная, созданная трудами отцов и дедов, для многих ассоциирующаяся спонятием Малая Родина, земля превратилась в обезличенный и обезображенный пустырь, вход куда кронштадтцам закрыт».
«Мы - кронштадтцы, хозяева этой земли. А вы пришли, и вы уйдете»
Вход закрыт, но через раз. Охрана сейчас не варяги, охрана своя кронштадтская. И своих кронштадтских иногда пускает. По настроению. Так, Павлу Руденко, который в яхт-клубе на Тулонской аллее тридцать лет дневал и ночевал, позволили немного походить по заброшенному пустырю, в который превратилась родная земля. Повспоминать.
«В детстве я так мечтал сюда попасть! Но клуб был военный и дисциплина военная, на входе стояли дежурные мичманы. А тянуло сюда отчаянно. Здесь было здорово. Когда мы подросли, а клуб передали Морскому заводу, первым сюда пришел мой друг. Я думал: куда он девался, ни дома его невозможно застать, ни в школе. А он, оказывается, вступил в яхт-клуб, и, понятно, ушел с головой в это дело. А следом я. Мы и наши друзья-знакомые отсюда не выводились. Здесь же не только учились ставить паруса и отдавать швартовы. Здесь жизнь проходила. День рождения отметить - сюда, подружку на свидание пригласить - тоже сюда, здесь влюблялись, планы строили - это был наш круг, наш мир. И у нашего мира была особенность: мы не особо разделяли чужое и свое. Трудно поверить, но так было. Каждый год экипаж назначался на новую яхту. Мы не привязывались к вещам, к материальной стороне, знали, что есть кое-что интересней и важнее. Здесь царил настоящий морской дух взаимовыручки и взаимной поддержки. И еще: в клубе было три поколения яхтсменов. Старшее, как Владимир Ермак с его «Кроншлотом», помнило еще яхт-клуб у Голландской кухни. Многоопытные моряки, они не проходили мимо мальчишек, показывали, что и как делать, а чего не делать ни в коем случае. И это было совсем не то, что теперешние занятия в секции парусного спорта. Там закончились учебные часы, и все разошлись. А они, старые кронштадтские яхтсмены, морем жили, и мы им тоже жили, и усваивали морские порядки так, как никогда ни на каких занятиях их усвоить не получится. Вот недавно мы спасали молодых кронштадтцев, которых на «кадете» уносило в море. Был сильный ветер, а они решили, что им хватит одного маленького стакселя. При переднем стакселе лодка может идти только по ветру, вот они по ветру и пошли, а вернуться обратно уже не могли. Мы их сняли, яхта почти сразу же перевернулась. Большое несчастье, которого едва удалось избежать - это тоже следствие удара, который был нанесен по парусному спорту, по морским традициям и обычаям нашего города».
«Вот здесь вдоль аллеи стояли яхты, яхты - все сплошь. А вон там были домики, где мы часто оставались ночевать. Где-то была наша беседка...»
«Нам так убедительно рассказывали, какой замечательный здесь построят Международный парусный центр. Знакомый говорил, что он видел фотографии макетов. Вроде были какие-то макеты. Не знаю. Может, и были. Скажите, похоже то, что вы видите, на Международный парусный центр?»
«Когда клуб был уничтожен, всё, что представляло какую-то ценность распилили, оставшееся сожгли. Пришли гастарбайтеры и пустили перед собой огненный вал. Все спалили дотла. Вон у рябинки обугленный бок: жгли деревянный эллинг, помещение, где была вахта и юношеские секции, заодно спалили рябиновый лесок. Большая часть яхт тоже была сожжена - нам же самим и пришлось этим заниматься. Яхты было некуда девать. Вон туда отгоняли, и жгли. Довершили разорение мародеры...»
«Многие у нас, на Шанхае, считают, что эта земля неспроста стоит брошенной. Те, кто отобрал ее у народа, и кто им в этом помогал, не верят в прочность своего положения. Власть приходит, власть уходит ...»
Из ответа губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на депутатский запрос Елены Бабич:
«Участок, расположенный по адресу: улица Восстания, территория северо-восточнее дома 11 корпуса 2, включен в отраслевую схему, в соответствии с которой на участке предусмотрено размещение объекта базирования и обслуживания маломерного флота класса «А» (яхтенный порт (марина) с полным набором услуг). Существующая структура и набор услуг классу использования, утвержденному отраслевой схемой, не соответствуют».
Екатерина МАРКИНА
Кронштадтский вестник № 29 (24413)