Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кто сотворил ангелов?...
05 августа 2011 г.
Он родился и вырос в Кронштадте. Учителями детской художественной школы был благословлен стать скульптором. Окончил Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова, потом Высшее Художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Член Союза художников России Александр Москалёв реставрировал и воссоздавал скульптурные объекты на фасадах Дома кино, Цирка Чинизелли, Мариинской больницы. Последние четыре месяца скульптор полностью посвятил себя созданию серафимов и херувимов для Морского собора.
В мастерской Союза художников на Английском проспекте шестиметровые гиганты медленно набирали нужный объем. Возникали детали. Лики обретали выражение... Александр Москалёв работал вместе с напарником Игорем Васюковым.
- Игоря пригласили воссоздать серафимов на портальной арке западного фасада, - рассказывает скульптор, - а я должен был делать четверку архангелов. Но в процессе работы мы объединились и творили сообща, в помощь себе приглашая студентов и абитуриентов Академии художеств и Художественно-промышленной академии им. Штиглица. Сроки были короткие, работы много.
Сложность была в том, что фотографии западного портала с серафимами сохранились, а детальных изображений скульптурного убранства южной и северной сторон храма не было. Были плохого качества маленькие снимки, на которых лишь угадывался силуэт, общее движение фигур Уриила и Гавриила, Михаила и Рафаила. Остальное создавали практически с нуля, ориентируясь на образцы и формы, заданные архитектором Косяковым.
Чтобы архангелы не вышли слишком женоподобными, их ликам при росписи мастер своего дела Инна Владимировна Ершова придала немного суровости. Но все равно с земли четыре статичные фигуры с массивными крыльями кажутся спокойными и умиротворенными. В отличие от серафимов, сгустившихся над входом. Каждая из семи белоснежных их голов наполнена своими эмоциями. По словам скульптора, который их лепил, лики у них получились несколько гротескными...
- В русском православном искусстве, - говорит Александр Москалёв, - скульптура встречается не часто. Поэтому канонической школы, как в иконописи, у нас нет. Мы, конечно же, просмотрели все созданные до нас варианты изображения ангелов. Но отталкивались прежде всего от стилистики самого собора, который возводился, кстати, во времена модерна.
Когда-то в юности, только вернувшись из армии, Александр уже работал под сводами Морского собора - в Матросский клуб, который там находился в советское время, его взяли штатным художником. Целый год рисовал в подвале афиши и плакаты. Теперь стены этого архитектурного шедевра украшают его рельефы, а новые поколения юных художников, сидя в тени собора, будут рисовать мозаичные орнаменты, лепные узоры и ангелов, к коим приложил руку кронштадтец Александр Москалев.
- Это была интересная работа, - признался скульптор и добавил, - работа на родине.
Он давно не живет в Кронштадте, но мечтает здесь еще поработать.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото из архива Александра МОСКАЛЁВА
Кронштадтский вестник № 30 (24414)