Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Конец стройке двух веков. Дорога на Юг открыта
19 августа 2011 г.
Премьер-министр России Владимир Путин:
- Когда я приехал сюда в 2005 году, у меня возникло чувство, что восстановить стройку невозможно. Потому что это была огромная свалка железобетона и железного лома. И все-таки решение было принято. И фактически с 2006 года стройка возобновилась.
Торжественное открытие автодорожного тоннеля под судопропускным сооружением С-1 Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений ознаменовало конец великой питерской «стройке двух веков». А значит, рубрика, под которой в «Кронштадтском вестнике» традиционно публиковались материалы, связанные с дамбой, больше не нужна. Строительство КЗС закончено - акт ввода в эксплуатацию всего комплекса был подписан 12 августа. Знаменательное событие свершилось в присутствии премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, вице-премьера правительства Дмитрия Козака, при большом количестве других официальных лиц и журналистов. За день до них на главных объектах КЗС побывал и корреспондент «КВ ».
На земле все под контролем
В центральном диспетчерском пункте - где, судя по снятым коллегами видеосюжетам, директор департамента строительства Минрегионразвития Владимир Коган, курировавший завершение великой стройки, лично объяснил Владимиру Путину, как работает система дымоудаления тоннеля - вся стена закрыта мониторами. На них в режиме реального времени отображается все, что происходит в тоннеле - на его «Финской» (от Горской до Бронки) и «Невской» (от Бронки до Горской) стороне. В каждой трубе установлено по 12 видеокамер. А также датчики, отслеживающие уровень угарного газа и переговорные громкоговорящие устройства, воспользовавшись которыми водитель прямо из тоннеля может связаться с диспетчером наверху и получить, в случае ЧС, необходимую информацию.
Пять диспетчеров контролируют работу автоматики. У каждого своя специфика. Двое из них следят за дорожным движением. Один ведет геомониторинг, обрабатывая все подвижки земли в районе тоннеля и судопропускного сооружения С-1. Как пояснил один из дежуривших диспетчеров Юрий Шестопалов, компьютерная система уже отлажена, и люди работают лишь в режиме наблюдения. Пока сбоев не было. А вот учебные тревоги проводились.
- Настоящий огонь не разводили, но задымляли тоннель шашками. Все системы сработали.
Средний уровень СО сейчас в тоннеле около 15-16 мг/м2.
- При повышении значения до 80 единиц, у нас на пультах должна будет загореться желтая лампочка. Но аварийной ситуация считается только при наличии 100 и более мг СО в одном квадратном метре воздуха.
- Что же должен делать диспетчер при такой нештатной ситуации?
- Прежде всего закрыть въезд в тоннель. Система безопасности здесь такова, что при возникновении нештатной ситуации на объекте, она сама, независимо от диспетчеров, посылает сигнал в МЧС.
Всего около 40 инженерных систем задействовано на новом объекте. Для установки и наладки оборудования потребовалось больше года, а потому тоннель открыли только сейчас, хотя подземная дорога была уже готова. По словам заместителя генерального директора Дирекции КЗС Олега Панчука, самым сложным и ответственным этапом строительства тоннеля оказалась установка системы безопасности.
- Дамба попала под новые, более строгие требования к пожарной безопасности подобных объектов, принятые в 2009 году. Кроме того, необходимость дополнительных мер противопожарной безопасности обусловлена тем, что тоннель находится на глубине около 30 метров, и в случае повреждения его конструкций ремонт будет крайне затруднителен.
Под водой и на воде - тоже
Тоннель, продолжительностью 1961 метр (подземный участок равен 1189 метрам), пролетаешь легко и быстро. При выезде из него видны исключительно облака. Все дело в том, что тоннель этот имеет свою геометрию, он неровный. Самая нижняя его точка находится на отметке минус 28 метров. И так как в нижней точке, по законам физики, стремятся осесть выхлопные газы, инженерам пришлось провести в тоннеле нестандартную систему вентиляции. Работы усложнило и то, что тоннель проходит под водой. Это обстоятельство сделало невозможным, например, устройство вертикальных шахт для эвакуации людей, обязательных на таких объектах. Строители нашли выход: между двумя рукавами только что открытого тоннеля проложен еще один - третий - отсек, который предназначен для систем обслуживания и эвакуации людей. Со всеми этими хитростями «КВ» познакомил вице-президент ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» Михаил Талов (на фото), который накануне открытия проводил по тоннелю экскурсию для журналистов.
- Все что мы видим в тоннеле, так или иначе связано с системой обеспечения безопасности, - сказал он и не без гордости добавил, - на данный момент этот тоннель - один из самых комфортных в России. Сегодня мы задаем уровень, на который будет равняться вся страна.
Автомобильное движение в тоннеле организовано по двум, не пересекающимся друг с другом рукавам. В каждом - три полосы. Максимальная разрешенная скорость - 80 км/ч. В случае необходимости один рукав возможно закрыть и пустить поток автотранспорта по другому тоннелю в обе стороны.
Открытие тоннеля - главное, но далеко не единственное событие из прошедших на дамбе в прошлую пятницу. Для того чтобы продемонстрировать законченный объект в действии перед высокопоставленными гостями и журналистами было проведено показательное перекрытие Морского канала батопортами судопропускного сооружения С-1.
Напомню, что ширина канала равна 200 метрам, глубина - 16.Затворы-батопорты, которые перекрывают это пространство, сначала смыкаются на середине канала, а потом, постепенно заполняясь забортной водой, опускаются вниз на бетонный порог. Заблуждение думать, что этот порог является потолком тоннеля, тоннель даже не проходит прямо под створками, каждая из которых весит по 5978 тонн.
Благодаря воротам С-1, судоходный канал оказывается полностью перекрыт, а Санкт-Петербург защищен от нагонной волны, несущейся со стороны Финского залива. Для этого понадобится всего 70 минут. Управление створками осуществляется также из центрального диспетчерского пункта, автоматически.
Всем присутствующим напомнили, что С-1 - единственное в своем роде сооружение, которое работает и в зимнее время. Именно поэтому у белоснежных красавцев батопортов нос похож на нос корабля-ледокола. Благодаря этой особой конструкции батопорт способен колоть лед. Ну а чтобы вода, поступающая внутрь батопорта, зимой не замерзла, на С-1 работает система подогрева.
Вперед, на Южный берег!
Итак, дорога, проложенная по гребню дамбы, полностью замкнула кольцевую автодорогу. С августа 2011-го трасса, связывающая Кронштадт с Большой землей, перестала быть дорогой, на которой ведутся нескончаемые строительные работы. Все предупреждающие об этом знаки наконец-то исчезли, как и ограничения скорости. Теперь в Кронштадт будут ездить с ветерком. Но и не только в Кронштадт. Впервые по дамбе поехали те, конечная цель которых далеко не город воинской славы. Перестав быть островным государством, Кронштадт стал транзитным населенным пунктом, очертаниями которого теперь можно любоваться, проезжая мимо. Грустно. Но мы именно этого так ждали. Ждали улучшения транспортного сообщения. И дождались.
Как сообщил «КВ» заместитель главы районной администрации Вячеслав Юрьевич Богомолов, с 1 сентября по маршруту Кронштадт (ул. Гражданская) - Ломоносов (Привокзальная площадь) пойдет социальный автобус № 175 (перевозчик ГУП «Пассажиравтотранс»). Цена билета - общая по Санкт-Петербургу - 21 рубль. А вскоре будут запущены и коммерческие маршруты.
Серафима БЕЛЕВИЧ
Фото автора и Сергея КАСПЕРОВИЧА
КЗС строился 32 года. Работы начались в 1979 году, были заморожены в 1990-м и снова возобновились в 2000-е. 2 июля 2011 года исполнилось ровно 30 лет со дня укладки первого куба бетона в водопропускное сооружение В-6. 12 августа этого же года - стройка была завершена. Общий объем инвестиций составил 109 млрд рублей.
Кронштадтский вестник № 32 (24416)