Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кронштадт гастарбайтерам рад?
03 ноября 2011 г.
Гастарбайтеры. Это слово появилось в лексиконе россиян чуть более десяти лет назад. Оно заимствовано из немецкого языка и обозначает людей, приехавших в нашу страну на заработки. Правда, в Германии слово «гастарбайтер» нейтрально, а у нас чаще всего имеет негативную окраску. Даже сами приезжие, когда их так называют, обижаются. Журналист «КВ» попытался понять, почему иностранным рабочим не нравится быть гастарбайтерами…
Если поразмыслить, что тут плохого - быть гостевым рабочим? На родине трудовых мигрантов (прошу заметить, что наша газета соблюдает принципы толерантности и не хочет никого обидеть) работы нет, а Россия в последнее время строится-развивается, и даёт возможность зарабатывать гражданам соседних государств. Потому что они идут на любой, даже самый тяжёлый труд, готовы жить в стеснённых условиях, и особо не «качают права». Так что нашему работодателю - максимум экономии и минимум хлопот. Главное, чтобы документы у трудовых мигрантов были в порядке. И российское правительство идёт навстречу работодателям, делая всё, чтобы процедура регистрации иностранных рабочих была предельно простой. А ещё наши власти стараются, чтобы в обществе уважительно относились к представителям всех национальностей и религий. Вот, к примеру, День народного единства стал государственным праздником в 2005 году, и призван он учить всех, кто живёт в России, что сила и мощь страны заключена в сплочённости её людей, вне зависимости от их происхождения, вероисповедания и положения в обществе…
Но всё-таки откуда этот негатив к слову «гастарбайтеры»? Мы часто слышим или говорим: «Понаехали и заняли все рабочие места!» или «Так понастроили, что через год опять строить надо!». Но ведь, согласитесь, это камень в огород тех, кто предпочитает нанимать на работу иностранцев. И сами приезжие здесь ни в чём не виноваты. Тогда, может, в отрицательном отношении к слову «гастарбайтеры» виновны СМИ, растиражировавшие образы малограмотных Равшана и Джамшуда и непрерывно смакующие информацию о нелегальных мигрантах, совершающих различного рода преступления? Да, среди иностранцев немного русскоговорящих и имеющих хорошую рабочую специальность. Но пока в России есть потребность в дешёвом неквалифицированном труде и есть работодатели, желающие экономить на всём, похожие на Равшана и Джамшуда работяги будут ехать к нам нескончаемым потоком, а их обучение языку и ремеслу, если им самим это надо, будет происходить в процессе работы. Да и ассимиляция приезжих, протекающая под контролем принимающей стороны, - пока что только в планах. А что касается этнической преступности, то, если верить данным МВД и УФМС, её уровень в нашей стране не так уж и высок (здесь речь не идёт об этнических организованных преступных группировках, специализирующихся, например, на квартирных кражах или наркоторговле). Просто злодеяния, совершаемые обычными гастарбайтерами на территории России, часто бывают резонансными только благодаря поднятой вокруг них шумихе. И поэтому они так запоминаются...
Так почему же слово «гастарбайтер» такое неприятное? И почему, к примеру, петербуржца, работающего в Москве, гастарбайтером никто не называет, хотя, по сути, это такой же трудящийся-мигрант, только перемещающийся ради заработка в границах страны? С вашего позволения, я попробую ответить на эти вопросы, опираясь на свой, хоть и не очень богатый, но какой-никакой опыт…
Северо-Кавказское гетто «на горе»
Два года назад я жила в центре Кронштадта и не замечала, что в городе как-то особенно много мигрантов. Зато, переехав «на гору», обнаружила, что выходцев из Северного Кавказа у нас - тьма-тьмущая. Официальных цифр приводить не буду, да и доверяю больше собственным глазам. Каждый день вижу сотни иностранцев в нашем микрорайоне. Здесь они работают и живут. Вот, к примеру, расселённые квартиры дома № 46 по улице Аммермана вовсе не пустуют и об этом знают все. Когда я задала вопрос представителю кронштадтского «Жилкомсервиса», почему в аварийный дом заселяют гастарбайтеров, получила следующий ответ полушёпотом: «Работать на таких условиях, на какие соглашаются мигранты, кронштадтцы не желают. Поэтому мы нанимаем иностранцев. А временное жильё предоставляем им, где придётся. Особенно выбирать в Кронштадте не приходится».
То же и со зданием бывшей медсанчасти, относящейся к Морскому заводу. После того, как завод обанкротился, и нужда в заводской поликлинике отпала, дом пустовал, но недолго. По официальной информации, размещённой на сайте www.nash-kronshtadt.ru, в здании на Лебедева, 2 всё ещё располагается поликлиника Морзавода, но люди, живущие по соседству, видят, как ежедневно к медсанчасти приезжают автобусы с гастарбайтерами. Накануне Дня народного единства мы решили наведаться к ним в гости.
Время позднее, но входную дверь никто не запирает. На входе пахнет жареными пирожками, а в коридоре развешены верёвки, на которых сушится бельё. Стучим в кабинет, где горит свет. Кажется, здесь была регистратура. А сегодня - комната незамысловатого общежития для рабочих. Четыре двухъярусные кровати, в узком проходе между ними - креслице на двух человек и стол, окно завешено покрывалом.
- Скоро День народного единства, - сказали мы (я бы не рискнула прийти одна, поэтому взяла с собой друга, для которого визит к гастарбайтерам так же, как и для меня, был сродни приключению). - Вот хотим написать, каково вам живётся в Кронштадте.
Иностранцы, конечно, удивились незваным гостям, но побеседовать с нами согласились. Так в душном десятиметровом, а то и меньше, помещении набилось человек 20. Мы задавали свои вопросы, а хозяева отвечали. Вернее, в основном отвечал 20-летний Махмуд, закончивший в Узбекистане русскую школу, но его друзья помогали ему находить правильные ответы…
Оказалось, что в медсанчасти вот уже полтора года живут около 200 узбеков. Все они работают на дочерних предприятиях компании «Хендэ» в Левашово (ребята, с которыми мы общались, делают сидения для корейских автомобилей на заводе «Девон Рус», в Россию они попали с узбекского завода этой фирмы). Работодатель делает все необходимые регистрационные документы, снимает узбекам это жильё, увозит их на работу и привозит обратно на автобусах. Иностранцы работают в три смены по 8 часов, суббота и воскресенье - выходные. Зарплата - 20500 рублей. Кормят узбеков и на заводе, и здесь, в здании бывшей медсанчасти. В подвале оборудована кухня, готовит повар, знающий о предпочтениях мусульман в еде.
- В России вы продолжаете соблюдать заповеди ислама?
- Везде есть плохие и хорошие люди. Некоторые узбеки, приехав в Россию, начинают здесь пить и гулять, чего бы они никогда не делали дома. Но лично мы стараемся быть верными своей религии. Поэтому отдых у нас не заключается в распитии алкоголя. Мы, например, каждые выходные ходим играть в футбол на стадион 427-й школы.
- А вообще, как вам живётся у нас?
- Нормально. Пока есть работа, всё хорошо. Деньги высылаем своим семьям.
- А здесь семьи заводите?
- Кто-то сюда уже со своими жёнами приезжает, кто-то женится на русских, но это очень редко бывает. Тогда эти люди уходят из общежития и снимают отдельные квартиры.
- Не замечали какого-то предвзятого отношения к вам со стороны местных?
- Нет. Мы хотим жить мирно. Точно так же, как и русские.
- С представителями других стран, работающих в Кронштадте, общаетесь?
- Знаем, что тут и таджиков много, и граждан других стран СНГ, но мы, узбеки, работаем в одном месте и общаемся только своей компанией.
- Для вас работать в России престижно?
- Здесь есть работа. Здесь хорошо платят. Вот и всё. Где-то 30 процентов населения Узбекистана работает в России.
- Вы ведь знаете, что безработица среди коренного населения России тоже высока, но наши работодатели почему-то предпочитают нанимать иностранцев…
- В Узбекистане все хорошие специалисты имеют работу. Сюда в основном приезжают неквалифицированные. А русские не хотят быть дешёвой рабочей силой.
- А условия, которые вам создал работодатель, вас полностью устраивают? Восемь человек в маленькой комнатушке…
- Мы посменно работаем. Есть электричество, горячая вода, кухня… А если снимать более комфортное жильё, то, как говорит наше начальство, нам придётся самим добираться в Левашово и обратно. И вообще, если нам не нравится жить так, то нас никто не держит...
Вот такая беседа у нас получилась. На сайте компании «Девон Рус» написано «Вакансий нет». Работники крепко держатся за свои места и поэтому готовы жить даже в непредназначенном для жилья месте. А властям главное, чтобы документы были в порядке, а насколько человечны условия, в которых оказываются трудовые мигранты, вопрос не первой важности.
По мне так гастарбайтеры - хорошие люди, уж точно они не хуже, чем местные. А в вопросах гостеприимства порой даже лучше. Они не выгнали нас из своего дома, были дружелюбны и открыты. Просто эти люди другие. И, к сожалению, у них меньше прав, чем у русских рабочих. А пока работодатели относятся к ним, как к людям «второго сорта», как к молчаливому стаду, за счёт которого можно набивать свои кошельки, слово «гастарбайтер будет носить негативную окраску. И это неправильно.
Говорят наши читатели…
Ольга Башилова:
- Я уважительно отношусь к любым национальностям и ни в коем случае не хотела бы разжигать межнациональную рознь, поэтому сразу уточню: я хочу затронуть лишь тему коррупции и соблюдения законов. Все мы можем видеть, насколько увеличилось на улицах нашего города количество людей, чье гражданство вызывает сомнения. В связи с этим не могу не задать вопрос: неужели все эти люди находятся на территории Кронштадта на законных основаниях? Если нет, то почему УФМС не хочет их замечать? Я догадываюсь, что в таких ситуациях наверняка замешаны деньги, наверняка немалые, поэтому вряд ли мой вопрос найдет отклик со стороны официальных лиц. Но мне хочется хотя бы получить ответ.
Андрей Краснобаев:
- Дело не в деньгах, просто всем плевать. У УФМС задачи пересчитать трудовых мигрантов и «пробирковать» их, до их быта и досуга никому дела нет. Для полиции в теории все равны. Задачи социализации и «русификации» мигрантов ни перед кем реально не поставлены, а надо бы. Вот только кто этим должен заниматься? Мое мнение - муниципальные власти, но нужна нормативно-правовая база, а её, увы, нет даже на федеральном уровне. Программы «Толерантность» и прочее - просто-напросто «распил бабла». Для Кронштадта проблема «понаехавших» с каждым годом все более актуальна. Надо заниматься, но всем плевать, как всегда...
Галина Строгая:
- При опросе 350 кронштадтцев по заказу консалтингового агентства, эта проблема НА ПЕРВОМ МЕСТЕ! На втором - безработица, но они взаимосвязаны. (Это всего лишь выдержки из обсуждения «Проблема незаконной миграции в Кронштадте», развернувшегося в группе «Газета «Кронштадтский вестник»» «ВКонтакте» летом этого года. Присоединяйтесь к полемике.)
Елизавета САДКОВА Фото автора
По данным «Российской газеты», по количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. Трудовые мигранты едут к нам в основном из стран СНГ - Узбекистана (в 2009 году узбеки составили 20,1 % от общего числа иностранных рабочих в России), Таджикистана (14,6 %), Украины (12,2 %) и так далее. По официальным данным, в Петербурге сегодня проживает чуть меньше 1 миллиона гастарбайтеров. По словам главы комитета по внешним связям Александра Прохоренко, лишь 80-82 % жителей города являются русскими.
Кронштадтский вестник № 43 (24427)