Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Просто театр
24 марта 2004 г.
Просто театр.Драматический театр Балтийского флота им. Вс. Вишневского.
«Вольпоне» (комедия в двух действиях).
Постановка з.д.и. Латвии Юрий Николаев.
Сценография и костюмы Валерий Полуновский.
Режиссер Владимир Филиппов.
Действующие лица и исполнители:
Вольпоне, купец, 45 лет – Владимир Филиппов
Моска, его слуга, 25 лет – Владимир Ладанов
Вольторе, нотариус, 50 лет – Вячеслав Горовой
Корвино, купец, 50 лет - Андрей Смирнов
Коломба, его жена, 24 года – Наталия Кириллова
Корбаччио, ростовщик, 75 лет – Александр Козлов
Леоне, его сын, 40 лет – Сергей Горчаков
Канина, публичная женщина, 27 лет – Дарья Худякова
Судья, 60 лет – Фёдор Копосов
Служанки – Елена Чижова, Ольга Бережная
«На сцене цвет, а в зале меркнет свет.
Сейчас вас будут развлекать искусством.
Сегодня просто плановый концерт.
На два часа вы станете добрее.
Быть иль не быть, решите в пользу «быть».
Чтоб ни о чем потом не сожалея уйти домой
И все, к чертям, забыть». А. Макаревич.
Этот спектакль как раз из тех, что считаются плановыми. Или, если пользоваться профессиональной терминологией, репертуарными. Они идут годами. И, если город не большой, а профессиональный театр - один единственный, о подобных спектаклях знают все – от детей, едва научившихся говорить, до стариков, которые еще в состоянии выйти из дома и провести вечер в плену Мельпомены. К таким спектаклям относятся, как к старым книгам или журналам – зачитаны до дыр, примелькались на полках, но без них уже никак. Но то, к чему привыкли горожане, для гостя становится поистине новинкой. Можно сказать, приятной находкой, которой не сыщешь ни в одной столице.
Так случилось, что мне довелось видеть множество спектаклей в столичных театрах. И вот какая штука, со временем понимаешь, что один похож на другой. А другой на третий. И даже если не похож, то скоро станет похож. Столичные актеры избалованы вниманием критики и публики. Это и не мудрено. Сегодня сыграешь хорошо, напишут, что талант. Завтра позволишь себе расслабиться - окажешься бездарностью. Но о тебе пишут. И возникает некая закономерность, странная и мрачная – чем хуже о тебе пишут, тем больше сборы от спектаклей. Все желают посмотреть, так ли ты плох, как о тебе говорят.
Но сейчас не об этом речь. Поговорим о театре несколько иного рода. О театре, которого не коснулся столичный лоск и столичная избалованная критика. В прошлую субботу довелось мне присутствовать на спектакле Драматического театра Балтийского флота им. Вс. Вишневского, что в городе Кронштадте. «Вольпоне» - комедия в двух действиях» - так обозначен жанр в программке. Но так ли это на самом деле? Мы уже привыкли к тому, что «комедия» не всегда бывает комедией в привычном значении этого слова. Не всегда – смешно. И часто – драматически грустно.
Что же есть комедия? Люди, хоть сколько-нибудь знакомые с предметом «анализ драмы», сразу ответят: «Комедия – движение от худшего к лучшему». Есть ли подобное движение в этом спектакле? Да, после некоторого размышления, приходишь к выводу, что есть. Но оно совершенно не очевидно. Приходится проанализировать ход действия, а потом еще и глубоко задуматься над этим. Если честно, я бы охарактеризовала увиденное, как «плутни Плутня над Плутнем». Где Плут №1 – некий Моска, слуга своего господина, 25 лет отроду (согласно программке). А Плут № 2 – некий Вольпоне, хозяин своего слуги, купец, 45 лет (так же, согласно программке). На этих двух персонажах и их взаимоотношениях и строится, собственно, действие.
Все начинается с того, что слуги обсуждают странную болезнь своего господина. Вроде бы болен, но в его комнате происходят странные вещи: скрипит пол, входят и долго не выходят девицы, весьма определенного рода занятий. Да еще этот Моска, постоянно находится при господине. А может быть, это он просто пользуется тяжелым состоянием хозяина и приворовывает денежки из большого сундука в опочивальне Вольпоне (слева на авансцене стоит огромный черный ящик, который с первого взгляда можно легко принять за стол)? Вот и вино исчезает (на столике у кулис – бутылка вина, предусмотрительно накрытая салфеткой). Да и публичная женщина Канина наверняка посещает именно его.
Вот тут-то и появляется Моска – молодой человек с короткой стрижкой и очень подвижным лицом. Оно, кажется, может представить что угодно, по желанию хозяина. От мрачной разочарованности, до безудержного веселья. От детской наивности, до такой хитрой мины, что любой сразу поймет, перед ним наипервейший мошенник и плут. Он входит и, скорбно склонив голову, сообщает, что господину Вольпоне опять не спалось. Он прескверно провел ночь и очень, очень страдает.
И действительно, на сцену в кресле-носилках вносят сеньора Вольпоне (такое обращение – «сеньор» вполне уместно, так как действие происходит в Венеции). Это либо очень старый, либо очень больной человек. Осунувшееся лицо, иссохшее тело, впалая грудь, скрюченная фигура, водянистый взгляд исподлобья, дрожащие руки, тощие ноги, кожа бледная и такая тонкая, что через нее просвечивают синие вены. Он в малиновом бархатном халате, из под которого неряшливо торчит длинная ночная сорочка. На голове – колпак с кисточкой. На ногах - домашние туфли из тонкой черной кожи, плотно облегающие стопы. Он говорит тихо и натужно. С придыханием, хрипами и всхлипами просит, чтобы его положили немного поспать. На авансцене справа стоит кровать, с четырех сторон закрытая белыми полотняными пологами. Туда его и переносят. Со всей возможной осторожностью, конечно.
Как только слуги на цыпочках уходят со сцены, картина резко меняется. Вольпоне, до этого такой беспомощный и слабый, бодро вскакивает с кровати. Да его теперь не узнать. От прежней немощи не осталось и следа. Он бодр и весел. Движения точны и стремительны. Но что-то резкое и неприятное появляется в его интонациях и мимике. Это не просто плут, который своими выдумками зарабатывает на жизнь и спасает свою спину от палок. Это некий злой (даже злобный) гений, который относится к окружающим с ужасной небрежностью и презрением. Единственная его страсть – деньги. Из-за денег и затеяна вся эта история с болезнью. Пользуясь тем, что у него нет детей, жены и прочих родственников, он сулит свое состояние всем, кто появляется у него в доме: компаньоны, псевдо друзья, любовница, нотариус. Все они, люди и без того состоятельные, совсем не против стать «единственными наследниками» господина Вольпоне. А заодно, во время своих многочисленных визитов, приносят дорогие подарки «бесценному другу». Эти вот подарки и есть цель всей аферы. Несчастный Вольпоне якобы болеет, а в это время его состояние растет. Золотые кубки, цехины, перстни – пусть «наследнички» дерутся между собой за право подойти к его постели. Пусть унижаются, а если и этого будет мало, можно придумать какую-нибудь штуку, чтобы заставить всех этих Вольторе, Корвино и Корбаччио стелиться перед бедным умирающим. А Моска сам все придумает и сделает за своего господина. Без сообщника трудно, а тут такой шустрый малый, который ко всему прочему еще и обязан своему сеньору. Расписка из долговой ямы сделает то, чего никогда не сможет ни дружба, ни любовь.
Раз – и ревнивец Корвино ведет свою прелестную жену Коломбу в постель доброму другу Вольпоне. Та упирается, но это ничего. Сладим как-нибудь. Два – и старый ростовщик Корбаччио лишает единственного сына, благородного слегка грубоватого капитана Леоне, наследства в пользу милейшего друга Вольпоне. Все просто и легко, когда у тебя есть такой верный Моска.
Его можно таскать за волосы, отшвыривать от себя, постоянно ставить на место. Но вот ведь странность. Все пошло не так. Этот противный Моска устал сносить грубости своего хозяина. И задумал плутни против него. Хотел было Вольпоне его наказать, а заодно и наследничкам насолить – сделал единственным и истинным наследником. Сам вроде как умер. Смерть свидетели подтвердили. Завещание в присутствии судьи распечатали. А тут дело так повернулось, что открылись все злодеяния. А Моска возьми да и посули всем этим купцам полное возмещение всех затрат. Да еще с процентами! Кто же от такого откажется. Из грязи, да в князи. И наказать бы его, а уже не получится. Нет больше на свете его господина Вольпоне. Но он оказался щедрым малым – дал корабль и отпустил своего господина на все четыре стороны.
Согласитесь достаточно простой и ясный сюжет. Правда, не понятно, кого жалеть. Как сказала в антракте моя «соседка»: «Я не знаю, комедия ли это, но мне всех их жалко». Вот так. Да, возможно профессионал сейчас говорил бы о несостыковках в постановке. Ну, к примеру, о том, что имена – Вольпоне, Моска, Корбаччио, Коломба – бесспорно отсылают нас к итальянской комедии масок. И тогда, все происходящее на сцене должно подчиняться определенным законам и правилам. Не могу сказать, что эта тема в спектакле совсем оставлена без внимания. В начале происходит как бы «представление» героев. Все выходят в масках, пытаясь таким образом дать некое понятие о своих будущих персонажах. Но на этом все и заканчивается. Хотя нет, постойте, порой в голову приходят аналогии некоторых образов с масками комедии де ль арте. Но только временами и только некоторых персонажей. Эта линия хоть и есть, но не простроена должным образом.
И все-таки об этом спектакле можно говорить много и долго. Можно долго и тщательно разбирать образ каждого персонажа, игру каждого актера. Наверное, не стоит заниматься этим сейчас. Скажу только, что спектакль приятно удивляет своей простотой и логичностью, которой так мало осталось в современном театре. И еще, какой-то чистотой и спокойствием, которые существуют, увы, только в провинциальных театрах. Прошу прощения, еще у детей и студентов. Они играют здесь и сейчас. Они не имеют права на ошибку. Может быть, именно это свойство и является самым ценным и важным сейчас.
Размышляла о театре Юлия Пудова.
Котлин.ру
Просмотров: 656