Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
<ДЕДОВЩИНА> В АРМИИ И НА ФЛОТЕ.
ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПУТИ БОРЬБЫ С НИМ. (Часть первая)
14 мая 2004 г.
Другие виды неуставных отношенийК другим видам «неуставщины» относятся: 1) нарушения порядка подчиненности (неповиновение, сопротивление, насильственные действия в отношении начальников); 2) рукоприкладство и прочие неправомерные действия в отношении подчинённых; 3) противоречия между представителями разных социальных групп; 4) личная неприязнь военнослужащих (не сошлись характерами); 5) отношения по принципу «сильный - слабый»; 6) проникновение в воинский коллектив уголовных традиций.
И всё?таки, когда говорят о неуставных отношениях в Армии и на Флоте, то, как правило, имеют в виду именно «дедовщину», как наиболее массовое и продолжительное по времени их проявление. Ведь в «славянских» частях «дедовская структура» является основной, а во всех других - базовой для последующих трансформаций.
«Дедовщина» и её касты
«Служи, сынок, как дед служил,
а дед на службе не тужил!»
(казарменная поговорка)
У «дедовщины» имеется своя «лестница» старшинства по сроку службы. У каждого призыва есть свои «права и обязанности» и свое название. Встречаются различия в названиях казарменных каст, но суть «дедовщины» одна: два старших по сроку службы призыва живут за счёт двух младших.
1. С первого по шестой месяц службы (прозвища: «молодой», «дух», «салага», «пингвин», «слон», «мамонт», «череп», «карась», «самец» и другие).
В этот период идёт усвоение «правил дедовства». Новобранец сталкивается с наличием двойной морали. Командование декларирует уставной порядок, а реально в казарме (в кубрике) правит «дедовщина»(«годковщина»).
В гражданском обществе Уставу соответствует Закон, а «дедовщине» - блатной мир.
«Молодого» заставляют выполнять тяжёлые, непрестижные работы и наряды, обслуживать старослужащих. Иногда он выполняет роль денщика какого-нибудь «деда». Методы воздействия бывают разными. Оскорбления и побои, прикрываемые властью сержантов (старшин) - «стариков», «идеологическое» объяснение по типу «сегодня ты пашешь, а через год на тебя будут работать новые «молодые». Отличие в одежде и поведении тоже элемент психологического воздействия. Например, во время моей службы «деды» носили зауженные в бёдрах брюки и приталенную гимнастёрку («хэбэшку»), сильно выгнутую бляху на кожаном ремне (молодые солдаты носили ремни из кожезаменителя), толстый подворотничок и так далее. Всё это служит доказательством статуса «дедов»; формой давления - своим видом «дед» говорит новобранцу: ты подчинишься мне, как подчиняются все остальные «молодые».
2. С шестого месяца службы по двенадцатый (прозвища: «черпак», «шнурок», «огурец», «гусь», «чижик» и другие).
«Черпак» усвоил правила поведения по «дедовщине», особенности ее традиций, присущие данной части.
«Черпак» по правам мало чем отличается от «духа», но уже готов перейти из угнетаемого в угнетатели. Иногда он пытается «припахивать» наиболее забитых «духов», но ему это не положено, и «черпак» делает это тайком от «дедов».
3. С двенадцатого по восемнадцатый месяц службы (прозвища: «фазан», «кандидат» и другие).
Этой касте присуща крайняя агрессивность по отношению к «молодым». Только-только попав в разряд старослужащих, «фазан» вымещает свою озлобленность, утверждается в своих новых правах, стремится доказать всей казарме (в том числе и командирам) свои задатки лидера, ведь именно в этот период службы он имеет большие шансы получить очередное воинское звание. С «черпаками» у «фазанов» более мягкие отношения, ведь им в скором будущем придется вместе верховодить в казарме.
4. С восемнадцатого месяца службы до Указа Президента РФ (Приказа Министра обороны РФ) об увольнении в запас (прозвища: «дед», «старик», «годок» и другие).
«Дед» по неуставным правилам является хозяином в казарме, кубрике. Он уже утвердился в своих правах. Среди «стариков» наибольшее число младших командиров (сержантов, старшин), поддерживающих свою касту.
5. Со дня выхода приказа МО до увольнения в запас (прозвища: «дембель», «ветеран», «квартирант», «гражданский» и другие).
Этот отрезок времени длится один-два месяца. «Дембель» старается раньше уволиться в запас, поэтому он не заинтересован активно участвовать в неуставных разборках.
Многоступенчатая, устойчивая неформальная структура позволяет «дедам»: втягивать в неформальные отношения новобранцев; обеспечивать свой статус через посредников-исполнителей; прикрываться «круговой порукой»; использовать для реализации своих привилегий власть сержантов-»дедов»; убедить офицеров примириться с «дедовщиной».
«Деды» и «духи»
Когда и с каким настроем молодой человек переступает порог, за которым начинается жизнь по двойной морали?
У каждого это происходит по-разному. У одних новобранцев - болезненно, проще - у молодых людей с опытом общения в кругу дворовых компаний, в неформальных группах школ, технических училищ.
Механизм вхождения в «дедовщину» начинает работать ещё до прихода в казарму. Многие призывники, не веря в способность официальной власти искоренить это явление, морально готовы к издевательствам, собственному приобщению к хулиганству. Замечая внедрение традиций уголовного мира в наше общество, они примиряются с мыслью о необходимости перетерпеть унижения, приспособиться к «дедовщине».
На «курсах молодого бойца» они узнают от сержантов и офицеров, что «скоро им деды покажут настоящую службу».
Попав в часть, новобранец запуган, сбит с толку чуждой обстановкой, ожиданием встречи с законами казарменной жизни. Он видит, что «деды» здесь живут лучше всех, у них в руках реальная власть, с ними считаются офицеры. «Дед» не работает, это ему «не положено», он не ходит в тяжёлые наряды, ему и это «не положено». А «положено» ему иметь лучшую пайку в столовой, «положено» больше всех спать, «положено» командовать «молодыми»… «Дед» делает карьеру - он становится сержантом, ведь офицеры видят, что именно ему подчиняются все остальные, что он неформальный лидер. «Дед» всем своим видом говорит новобранцу: «Дух, делай то, что я тебе приказал, и в свой черёд тебе будет позволено жить так же, как живу я!»
На первых порах «деды» могут не трогать иных «молодых», демонстративно унижая их товарищей послабее или «нерадивых черпаков». После такой психологической подготовки, запугивания круг кандидатов в число униженных начинает расширяться. Напор нападающих растёт. Словесные оскорбления сменяются позорными кличками, глумления завершаются издевательствами и побоями. Всё это происходит беспричинно, без повода. Такова нехитрая, но очень действенная технология порабощения. Разумеется, на практике она более изощрённая. Например, в нашей части широко применялось продление наряда по малейшему поводу. В результате «молодой» практически не спал по двое, трое суток. Измотанный недосыпанием и постоянными «лжеуставными» придирками, новобранец ходил неопрятным и сонным, «провоцируя справедливый гнев дедов». Нарастающий поток издевательств нужен хозяевам казармы для проверки новобранца. Окажет ли он сопротивление? Пожалуется ли офицерам?
Завершает «перековку» новичков их привлечение к «воспитанию маменькиных сынков», к борьбе с «непокорными», к глумлениям над «чмошниками» из старших призывов. Такое право заслуживают «особо приближённые» к «дедам» новобранцы, способные «быстро понять службу». Эти «молодые» становятся одновременно и рабами и рабовладельцами. Вот им уже разрешено унизить своего вчерашнего товарища, оскорбить, избить его. Они уже отравлены «вкусом власти дедов». Внешне это выглядит личной неприязнью новобранца к новобранцу. Где тут «дедовщина»!? Но «продвинутые молодые» действуют по наущению «дедов», которые их руками насаждают беззаконные порядки, передавая эстафету порочной иерархии следующим поколениям солдат и матросов.
Проходит месяц-другой с момента прихода «молодых» в казарму, и почти все приобщаются к «дедовщине». Днём, при офицерах, создаётся видимость уставного порядка. Стоит начальству удалиться из казармы, как начинается беспоредел. В результате - «духи» прислуживают «дедам», работают на них, вплоть до заправки коек, стирки «дедовского» белья, чистки блях, подшивания подворотничков, ходят за них в наряды… По ночам в казарме царит настоящий балаган, шабаш. Новобранцы «идут в ночное» - исполняют всевозможные ритуалы, развлекательные программы, веселят своих мучителей. Творимый балаган подчёркивает привилегии «дедов», укрепляет их власть, заставляет «молодых» беспрекословно подчиняться им по малейшей указке и днём, при офицерах.
Среди новобранцев происходит расслоение.
Одни не способны постоять за себя из-за физической слабости, несамостоятельности, психических, интеллектуальных недостатков, более молодого возраста, чем однопризывники. Нерасторопные и неряшливые дают «дедам» повод для придирок, законных по внешней форме. Кое-кто из них попадает в разряд «чмошников», «опущенных», терпящих унижения до конца службы сначала от «дедов» и своего призыва, а затем от более «молодых». Наличие аутсайдеров способствует живучести «дедовщины».
Другие новобранцы, развитые физически и умственно, коммуникабельные и общительные, либо сразу вникают в «дедовщину» и легко проходят через небольшие издевательства, а в свой срок сами становятся активными проводниками «дедовства», либо оказывают сопротивление старослужащим. Непокорные подвергаются жестокому преследованию. В итоге они или покоряются, или добиваются, чтобы «деды» от них отступились. В силу общественных традиций они не ищут помощи у офицеров, боясь позорного клейма «стукача». В свой срок «непокорные» приобщаются к «дедовской» касте, пользуясь её привилегиями, участвуют в издевательствах над «молодыми» или стараются соблюдать нейтралитет, становясь «белыми воронами», вызывая недовольство однопризывников. Если на первом году службы они могли объединяться для защиты своего достоинства, то в свой срок «непокорные» часто становятся лидерами казарменного хулиганства.
Личность деградирует, искривляются представления о нормальных, цивилизованных отношениях.
Первогодок утверждается в мысли, что «дедовщина» поразила не только армию и флот - она пронизала всё общество. Он делает вывод: надо перетерпеть унижения и приспособиться к такой «школе жизни».
Участие большинства сержантов (старшин) в «дедовской» структуре становится «гарантом» воспроизводства «дедовщины» в новых поколениях солдат и матросов.
Помножим вышесказанное на всеобщую правовую безграмотность, незащищённость, зависимость от командиров, от традиций в быту. Добавим озлобленность солдат и матросов из-за пережитых издевательств, желание отомстить за них, реализуя псевдосправедливость «дедовщины», - и обнажится механизм вхождения в неё большинства новобранцев.