Новости Кронштадта
01.02 Жители Кронштадта выберут лучших дворников и механизаторов района
01.02 После задымления детский сад № 17 работает в обычном режиме!
27.01 Кронштадтский Дворец молодежи приглашает принять участие в акции «Свеча памяти
24.01 Полицейскими Кронштадта задержаны телефонные мошенники
23.01 Подведены итоги работы Жилищно-коммунальной службы №4 в период новогодних праздников
18.01 В Музее истории Кронштадта откроется выставка «Город в блокаде»
10.01 Движение транспорта по Цитадельскому шоссе закрыто до 4 марта

Афиша-Анонсы
8 февраля музыкально-поэтический вечер «Бессмертная слава России»
21 января спектакль «Снежная королева»
21 января концерт «С.В.Рахманинов – композитор, пианист, дирижёр»
7 января Программа «Святки-колядки»
7 января Интерактивная программа "Светлый праздник Рождества"
6 января Литературное путешествие «Чарует белой сказкой снова, святое рождество Христово»
<ДЕДОВЩИНА> В АРМИИ И НА ФЛОТЕ.
ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ, ПУТИ БОРЬБЫ С НИМ. (Часть вторая)
23 мая 2004 г.
«Дедовщина» и «цуканье»Негативные неуставные отношения присущи армиям всех времён и народов.
Не была исключением и царская армия.
В начале двадцатого века в некоторых юнкерских и кадетских корпусах широкое распространение получили случаи издевательств и глумлений старших над младшими - «цуканье». Среди воспитанников военных заведений бытовало мнение, что эта традиция укрепляет боевой дух и позволяет исключить из рядов будущих офицеров наиболее слабых морально и физически. Однако, на мой взгляд, «цуканье» - вовсе не элемент укрепления воинской солидарности, а показатель разложения.
Есть утверждение, что «дедовщина» и «цуканье» - это одно и то же. Действительно, многое говорит об их сходстве.
Это в обоих случаях:
1) создание унизительной «лестницы» старшинства (психическое и физическое воздействие старших в отношении младших);
2) устойчивость явления, его воспроизводство в следующих поколениях военнослужащих (угнетаемые становятся угнетателями, перейдя в следующий класс, призыв);
3) трудность выявления неуставных отношений в связи с круговой порукой, нежеланием пострадавших выдавать своих обидчиков;
Однако, по моим сведениям, в самой русской императорской армии в то время подобные случаи издевательств офицеров, унтер-офицеров и старослужащих солдат над новобранцами не имели значительного распространения.
Дисциплине в царской армии способствовали:
1) религиозные традиции, которые воспитывали законопослушание;
2) желание честно служить Царю и Отечеству, что было связано с вековыми устоями крепких крестьянских семей (русская императорская армия была в основном крестьянской);
3) улучшение отношений между офицерами и нижними чинами (офицерам предписывалось быть вежливыми с подчинёнными, обращаться к солдатам на «вы» и прочее);
4) большое внимание к воспитанию унтер-офицерского корпуса;
5) экономическая и политическая стабильность, в условиях которой длительное время жила дореволюционная Россия;
6) широкое обсуждение в гражданском обществе состояния дел в русской императорской армии;
Таким образом, несмотря на отмеченное сходство «цуканья» и «дедовщины», знак равенства между ними ставить нельзя. Ведь «дедовщина» укоренилась и стала массовым явлением сначала внутри советских Вооружённых Сил, а лишь затем её элементы получили распространение в военных училищах. Причины её зарождения кроются в глубинных социальных и духовных переменах советского общества, в особенностях строительства советских Вооружённых Сил. «Цуканье», насколько мне известно, напротив: не получило заметного распространения в самой русской императорской армии; не имело глубоких корней в широких слоях русского дореволюционного общества; было, хотя и заметным, но локальным явлением в некоторых юнкерских и кадетских корпусах.
В ходе двух мировых войн, революции, гражданской войны, длительного периода репрессий российское общество переродилось (исчезли целые общественные классы, в корне изменился экономический уклад, возобладал атеизм и многое другое). Между Россией дореволюционной и СССР конца шестидесятых, когда «дедовщина» стала «армейской традицией», лежит целая пропасть.
Причины зарождения, «дедовщины»
Сразу отмечу, что социально-психологические, возрастные истоки возникновения негативных неформальных отношений в закрытых мужских коллективах требуют отдельного исследования специалиста-психолога и мною лишь названы, как одна из причин неуставщины, но не проанализированы. Далее я в основном заострю внимание на факторах социальных, экономических и внутриармейских, присущих нашему обществу.
«Дедовщина» - явление многофакторное и многовекторное.
Среди причин, породивших её, есть внешние - проникшие в Армию из гражданского общества, и есть внутриармейские. Все они находятся в постоянной взаимосвязи. При этом «дедовщину» окружают социальные проявления нашей жизни, связанные с ней множеством нитей взаимопроникновения.
На мой взгляд, ситуация развивалась следующим образом: а) к середине 1960-х сформировались основные условия для зарождения «дедовщины»; б) в конце 1960-х уставной порядок сдал свои позиции и «дедовщина» перешла из стадии нетипичных случаев в стадию устойчивого явления, способного к воспроизводству; в) в советский период болезнь активно прогрессировала, её замалчивали, её масштабы явно недооценивали; г) после «перестройки» в условиях экономической и социальной нестабильности «дедовщина» получила новый мощный импульс для развития.
Попробуем сформулировать основные причины распространения «дедовщины» в мирный период нашей истории - в конце шестидесятых.
Военная угроза существовала. «Холодная война» двух мировых систем - капиталистической и социалистической - требовала развернуть массовые Вооруженные Силы, устремиться на новый виток гонки вооружений.
В результате «хрущёвских» военных реформ была уволена в запас большая часть офицеров-фронтовиков. После перевода с трехлетнего срока службы в армии и четырехлетнего на флоте соответственно на двухлетний и трехлетний образовался дефицит личного состава. Стали призывать на службу всех без разбора, в том числе бывших заключенных.
Есть мнение, что именно с сокращением срока службы, в первую очередь, связано зарождение «дедовщины». Мол, солдаты и матросы, дослуживая трёх?четырёхлетний срок, почувствовали себя социально ущемлёнными и вымещали свою озлобленность на новичках, призванных на два-три года.
Я считаю, что это было стимулом для обострения казарменного хулиганства, а не главной его причиной. Ведь фактор действовал короткое время совместной службы солдат и матросов трёх-четырёхгодичников и двух-трёхгодичников. Вскоре его не стало, а «дедовщина» укоренялась в казарме, проявляя удивительную живучесть. Истинные ее причины кроются в глубинах экономических, политических и социальных процессов, в недрах духовного кризиса, захлестнувшего общество, в проникновении криминальных традиций во многие его слои, в проблемах «армии мирного времени», в особенностях строительства советских Вооружённых Сил, в недостатках воспитания молодёжи и в некоторых других проблемах.
В итоге «дедовщина» уже несколько десятилетий назад превратились в «негативную армейскую традицию», родственную законам уголовного мира.
Можно сказать, что первоначально она пришла в армию и на флот с «гражданки». Сегодня её пагубное влияние на общество переходит все границы.
Война и мир
Во время войны Армия являлась самой главной частью общества. От ее состояния зависела судьба Отечества. Поэтому народ жертвовал всем ради армии. Выдвигались лозунги: «Всё для фронта! Всё для победы!».
Боевые действия - отличная возможность для молодого человека быстро проявить себя. Это хорошо проиллюстрировано в одном из лучших, на мой взгляд, фильмов о Великой Отечественной - «На войне, как на войне». Мне запомнился эпизод, где главный герой картины, командир самоходного орудия младший лейтенант Малешкин, перед боевым крещением сокрушенно говорит своему уже бывалому товарищу: «Тебе хорошо… Ты уже все повидал. С шестью «тиграми» дрался, а я вот их только подбитыми и видел…». «Век бы их не видеть!..» - ответил тот. «Вон война уж скоро окончится. Я еще ни разу в бою не был. Приеду домой - спросят…», - продолжал Малешкин. После боя весь его экипаж за отвагу и мужество был представлен к орденам, оплаченным кровью погибшего товарища…
Во время войны Армия была беспощадна к любым явлениям, подрывающим ее боеготовность. Поэтому тогда «дедовщина» не могла прижиться в Вооруженных Силах. Например, широко известен факт отправки из тюрем и лагерей на фронт «уголовного элемента». Казалось бы, это повод для внедрения в армию блатных законов «. Однако в военных мемуарах многих авторов приводятся факты участия такого «элемента» в действиях, где нужны смелость, решительность, героизм. Вспоминается строчка из песни Владимира Высоцкого: «В прорыв идут штрафные батальоны…». Тогда ещё Армия могла перевоспитывать.
Я не хочу идеализировать армейский быт «сороковых-пороховых». Неформальные отношения существовали и тогда, часто принимая негативные формы. Но, по моим данным, ни во время Великой Отечественной, ни сразу после нее неуставщина в массовых масштабах в армии не существовала.
В мирное время Армия уступает свою ведущую роль в обществе.
В первое послевоенное десятилетие материальный достаток военных был еще относительно высок. Солдат был сыт, одет, обут. После увольнения в запас он получал в обмен на военный билет гражданский паспорт, что давало ему право выбора своей дальнейшей судьбы. Были и другие льготы, например преимущество при поступлении в высшие учебные заведения после службы. Колхозники в большинстве своем паспортов не имели и были, по существу, на положении крепостных. Уровень жизни и в городах тоже был довольно низким.
В сознании народа была свежа память о войне, в которой именно Армия спасла Отечество от порабощения. Литература, кинематограф и средства массовой информации широко отражали этот исторический факт, способствуя авторитету Вооружённых Сил.
Последствия репрессий
Коротко вспомним, на фоне каких исторических событий развивались в дальнейшем рассматриваемые нами процессы: смерть И. В. Сталина (1953г.), двадцатый съезд коммунистической партии с развенчанием культа личности, начало конца «жесткого» тоталитарного режима (1956 г.), начало «хрущевской оттепели».
Две мировые войны, революция, гражданская война, долгие годы тоталитарного режима, а затем резкое смягчение политических и уголовно-правовых репрессий привели к мощным социальным сдвигам.
После гражданской войны в места заключения были отправлены участники Белого движения, так называемые классовые враги. В тюрьмах и лагерях побывало много людей, которые по законам цивилизованного, правового государства не должны были оказаться за решёткой. Без вины и за мелкие проступки, по «политическим статьям» пополнили ряды заключённых крестьяне-»кулаки», бывшие дворяне, помещики, буржуазия, священнослужители, их родственники и сочувствующие им. Одних «блатной мир» убивал морально и физически, превращая «в ничто», в «доходяг», других вербовал в свои ряды, набирая силу.
С наступлением «хрущёвской оттепели» в наше общество хлынула масса людей, освобождённых из «сталинских лагерей», где они жили по законам неформальных традиций уголовного мира.
Последствия работы тоталитарно-политической машины чудовищны. «Навести порядок» на основе страха и насилия можно лишь на срок действия «режима». В цивилизованном обществе порядок и социальная справедливость обеспечены законом, моралью, религией, культурой… Уголовный мир становится малонаселённым и не переступает критическую черту, за которой он может активно влиять на здоровое общество.