Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
ДЕДОВЩИНА> В АРМИИ И НА ФЛОТЕ. ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ,
ПУТИ БОРЬБЫ С НИМ. (Часть третья, последняя)
07 июня 2004 г.
Эта многоликая казармаВ результате бесед с людьми, в разное время проходившими срочную службу, у меня накопилось довольно много свидетельств о «дедовщине». Опираясь на эту своеобразную статистику, я могу уверенно сказать, что она подтверждает впечатления, полученные мною во время службы. У большинства моих собеседников личный армейский опыт был подобен моему. Меньшая часть опрошенных испытала воздействие более суровой «махровой дедовщины». Иные мои собеседники утверждали, что «дедовщины» в их части не было или она носила «бархатный» характер.
Думаю, что в настоящее время «дедовщина» в Армии и на Флоте в той или иной форме существует почти повсеместно.
Где с «неуставщиной» сознательно и систематически боролись офицеры, где им помогали сержанты, где не было показухи, а ежедневно велась боевая учеба, где солдаты и сами не допускали хулиганства в отношениях друг с другом, там «дедовщина» не приживалась. Не заводилась она, как правило, и в малочисленных подразделениях, на так называемых «точках», в экипажах небольших кораблей, в группах для штабной работы, в отделах спецслужб и в некоторых других частях, где каждый солдат на виду у начальства и нет ярко выраженной групповщины по срокам службы, свойственной обычной ротной казарме.
Более благополучное положение наблюдалось в частях, расположенных в дружественных Советскому Союзу странах Варшавского Договора. Офицеры в этих «фасадных» группировках наших войск уже по экономическим (более высокое денежное довольствие) и по психологическим (престиж службы за границей) причинам были заинтересованы в поддержании уставного порядка. Кроме того, командование стремилось проводить отбор среди офицеров, направляемых на службу за границу, учитывая не только «политическую благонадежность», но и их дисциплинированность, и профессиональные качества.
«Афганский излом»
Отдельно хочу сказать о «неуставщине» в действующей армии во время войны в Афганистане. Сам я служил тогда на территории Союза, поэтому могу судить об этом лишь по рассказам очевидцев.
Многие свидетельства подтверждают мои опасения. Явление «дедовщины» присутствовало и в действующей армии в Афганистане. Конечно, не повсеместно и в разной степени, но было и нередко принимало еще более жестокие формы, чем в «мирных» частях.
С одной стороны, война требовала высокой боевой подготовки, жёсткой дисциплины, требовала самоочищения воюющей Армии от негатива, способного подорвать ее боевую мощь, с другой стороны, «неуставщина» давно и прочно укоренилась в казарме и не могла исчезнуть без борьбы.
Оказались ли готовыми командиры, привыкшие служить в «мирной» армии, к этой борьбе в условиях войны?
Увы, далеко не все.
Кроме того, в Афганистане армейский быт подстерегали новые опасности. Например, наркотики и жестокость «человека с ружьем», чреватые психическими отклонениями, срывами, - так называемый афганский синдром.
Годы войны в Афганистане показали, что Армия «заражённая дедовщиной», сохраняет боеготовность, но эффективность использования такой Армии существенно снижается.
К сожалению, война в Афганистане стала для армии и для всего народа далеко не последним испытанием…
От перестройки к перестрелке…
Сегодня перестройка - это достояние истории.
Пал в нашей стране ненавистный Западу социальный строй. Отгремели на полях «холодной войны» последние идеологические битвы между буржуазным и социалистическим лагерями. Схлынули с телеэкранов, с журнальных и газетных полос разоблачительные сенсации. Не стало Союза Советских Социалистических Республик. Грянули «горячие» войны между народами бывшего СССР. Все это и многое другое, связанное со странным названием «перестройка», живет в памяти миллионов наших соотечественников.
За перестройкой последовал шок экономических и социальных потрясений, захлестнувших страну. Накатила волна криминала. Наша страна оказалась не готовой к этому. Не готова была и Армия. Впервые за долгие годы политики стали использовать её на «внутреннем фронте». Августовские события 1991 года - танки на улицах Москвы. Но если во время неудавшегося «путча» всё обошлось относительно бескровно, то в октябре 1993 года танкисты расстреляли российский парламент. А уже в декабре следующего, 1994 года грянула первая чеченская кампания… Этот скорбный список грозит продолжиться и сегодня.
Армия - последний аргумент государства в борьбе за правопорядок и законность. Когда политики уже не в силах договориться друг с другом, когда «верхи не могут… а низы не хотят…», когда страна оказывается на краю пропасти, на помощь обществу приходит Армия.
Порою Армию могут использовать в междоусобной борьбе партийные главари…
Всё же вернемся к основной теме нашего разговора. Что принесли буржуазно?демократические свободы в Армию, в самую «недемократическую» часть общества? Какие плюсы и минусы получила она в борьбе за уставной порядок в наши дни?
Свобода приходит нагая,
бросая на сердце цветы,
и мы, с нею в ногу шагая,
беседуем с небом на ты -так писал в 1917 году Велимир Хлебников. Свобода слова - для многих из нас - одна из самых долгожданных свобод.
С первых лет перестройки творческая интеллигенция открыла для всеобщего обсуждения тему «дедовщины». Больше всего на этой ниве потрудились журналисты. В литературе, напротив, долгое время едва ли не единственным широко известным произведением на эту тему была нашумевшая повесть Юрия Полякова «Сто дней до приказа». Кинематографисты «откликнулись» немногочисленными работами. Фильмы «Сто дней до приказа» по мотивам одноименной повести, «Афганский излом» и еще, быть может, две-три картины в той или иной степени затронули тему «дедовщины». Согласитесь - это совсем немного для масштабного и длительного по времени явления, острота которого не уменьшилась на сегодняшний день.
Глумление, мордобой, искалеченные судьбы молодых людей, череда трагических смертей - лишь внешнее выражение глубокого кризиса, поразившего все общество, а не только армию. Чтобы говорить о «неуставщине», надо внимательно разобраться в истинных причинах, породивших ее, показать явление в развитии, точно оценить ситуацию в армии на сегодняшний день. Затем сообща найти действенные методы борьбы, высветить и поддержать позитивное.
К сожалению, во время перестройки «карта» армейской «дедовщины» была разыграна некоторыми политиками, чтобы проиллюстрировать, «как всё было плохо» в СССР, а затем, разрушив его, подобраться к рычагам политической власти и экономического господства. Вряд ли эта публика всерьёз задумывалась над проблемой искоренения «дедовщины». С этой же целью ими были использованы темы Белого движения, политических репрессий и многие другие.
Круг нерешённых вопросов велик, а предпринимаемые усилия в борьбе с неуставщиной явно недостаточны и эпизодичны.
Причины такого положения, на мой взгляд, кроются в следующем:
1. Действия правоохранительных органов, офицерского корпуса, общественных организаций, исследователей-энтузиастов носят разрозненный характер, а порой противопоставляются одно другому.
2. Отсутствует единый постоянно действующий научно-практический центр для изучения причин «неуставщины», её последствий для всего общества и для объединения сил в выработке общегосударственной программы, нацеленной на борьбу с ней.
3. У военного и гражданского руководства нет единодушного понимания первоочерёдности борьбы с этим злом. Если в советские времена сама тема «дедовщины» была под запретом, то сегодня её стараются «не замечать», задвигая в разряд второстепенных.
Просмотров: 1222