Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
18 лет под водой
11 июня 2004 г.

Сегодня из 75 членов военного экипажа лодки «К-21» в живых осталось только семеро. Они разбросаны по всей России, но до сих пор ветераны переписываются и стараются не терять связь друг с другом. По сей день самое главное для них – это события военных лет, когда все они поднимались на подводную лодку, не зная, вернутся из очередного похода или нет.
В 1942 году был снят документальный фильм «69 параллель». Голос знаменитого Левитана, которого Гитлер клялся повесить в первую очередь в случае захвата Москвы, комментирует кадры съемки о службе бойцов Северного флота. «Фильм называется «69 параллель», - взволнованно рассказывает Иван Федорович, - потому что именно на этой параллели располагался город Мурманск, где мы служили. Оператор фильма Ошурков ходил в боевой поход вместе с нами на подводной лодке и снимал все события. На нашем участке фронта немцам так и не удалось перейти границу. Дело в том, что они доставляли продовольствие и боеприпасы своим только морем, другого пути не было. Вот тут-то мы их корабли встречали и топили, оставляя немцев на голодном пайке. Например, в сентябре 1941-го мы потопили корабль, на котором находилось 80 танков! Сколько русской крови было бы из-за них пролито! За всю войну весь Северный флот потопил 220 немецких кораблей. Наша подлодка «К-21» считалась по тем временам крупнейшей, подобных не было ни у союзников, ни у немцев».
Иван Шевкунов был на «К-21» электриком. В 1939-м он до срока призыва пришел на подлодку добровольцем от комсомола. Год учился в школе подводника, и в 1940-м, когда ему исполнилось 20 лет, заступил на службу на «К-21». На ней прошел всю войну, а впоследствии работал по контракту до 1949 года. Военно-морское училище в Ленинграде Шевкунов закончил только после войны. Потом он служил заместителем командира подводной лодки в Кронштадте. Оттуда после сокращения в 1958 году приехал вместе с женой Евгенией Марковной жить в г. Новокуйбышевск Самарской области, где обосновались его друзья, уволившиеся раньше.
Подводная лодка под командованием Н.Лунина потопила 17 немецких кораблей. «Члены экипажа «К-21» считали себя счастливыми людьми, - говорит Иван Шевкунов. - И вот почему. На Северном флоте было 23 подводных лодки, 17 из них погибли. А мы остались в живых. За всю войну мы и горели, и тонули… В 1943 году наш экипаж получил задание высадить диверсионную группу на Норвежское побережье, в тыл немцам. Когда мы подошли к берегу, откуда ни возьмись, над нами появился вражеский самолет, который сбросил на лодку 6 бомб. Корпус дал трещину, и через пробоину вода попала на электростанцию. Произошло замыкание и начался пожар. А в дизельном отсеке – горючее, солярка… Но мы смогли вовремя все потушить. Нам повезло: начался снежный буран, и с берега нас не было видно. Беда была в том, что вышли из строя двигатели. Лунин говорит: «Братцы! Неужели мы вернемся домой без победы?!» За несколько часов мы починили двигатели, потом смогли высадить диверсантов, а на обратном пути еще и потопили 4 корабля, хотя при такой неисправности мы имели полное право вернуться в порт. После этого происшествия «К-21» была в ремонте целых 6 месяцев.
Всего немецкими кораблями на нас было сброшено 390 глубинных бомб, каждая из которых могла стать для нас последней. За время похода, показанного в фильме «69 параллель», мы насчитали 145 глубинных бомб, сброшенных немцами во время преследования нашей подлодки. Там показано, как матрос Григорьев, чтобы не сбиться со счета, кладет на столе спички. Взрыв бомбы – спичка, взрыв еще одной – спичка… На самом деле, у нас такого не было, это было сделано специально для фильма. Ну а мы считали взрывающиеся мимо нашей лодки бомбы просто вслух».
Иван Федорович считает, что во время войны его подлодку спасло не чудо, а железная дисциплина, слаженный экипаж и подводники - мастера своего дела. «Кроме того, дезертиров на подлодке быть не могло. Бежать-то некуда!» - смеется Иван Федорович.
За войну «лунинцы» совершили 12 походов. Каждый поход длился месяц-полтора. «Мы в ватных брюках, телогрейках… Ни тебе бани, ни душа. Мы экономили электричество и лодку не обогревали, температура в помещениях не превышала пяти градусов. В окопах жаловались на то, что их заедали вши, а у нас вшей не было. На подлодке продержаться мог только человек. Брали мы с собой и собачек, и кошек, и птичек… Кроме нас, не выживал никто», - вспоминает Шевкунов.
Выстрелами пушки приближающаяся к родным берегам подводная лодка сообщала о числе потопленных ею немецких кораблей. На суше подводников, вернувшихся с победой, ждал парадный обед. Сколько прозвучало выстрелов, столько им на праздничный стол готовили поросят. Свиному поголовью угрожала серьезная опасность - кораблей подлодки топили множество. Но самым радостным событием для подводников было получение писем из дома. «Однажды я получил целых 150 писем от девушек, - рассказывает Иван Федорович.- Уходя в море в 1942-м, я написал письмо на центральное радио, разыскивая свою одноклассницу из Донецка, с которой я дружил. Так вышло, что она той передачи не услышала, зато другие девушки, которые в этот момент включили радиоприемник, прислали мне целый мешок писем, желая познакомиться с моряком-подводником. Все эти письма я раздал своим друзьям, и знаю, что некоторые из них вскоре справили свадьбы. А моя девушка из Донецка увидела меня в фильме «69 параллель» уже после освобождения Украины. Она написала мне письмо, я через друга передал ей подарок. А он взял, да и женился на ней! Ну а я потом взял себе в жены девушку из своей родной деревни Улановки Курской области».
«Книгу «Реквием каравану «PQ-17» мне подарил сам Валентин Пикуль, - с гордостью говорит мне Иван Шевкунов. - Он сам был юнгой на Северном флоте, служил на эсминце «Грозном», но во время войны мы не встречались, хоть наши корабли и стояли рядом. В своей книге Пикуль раскритиковал офицера Мартынова с нашей подлодки. Сын Мартынова написал жалобу в редакцию, в политуправление военно-морского флота. Дескать, Пикуль опозорил его отца-орденоносца. Меня попросили в защиту Пикуля подтвердить, что факт, описанный в романе, действительно был. Дело в том, что, когда немецкий самолет готовился сбросить на «К-21» бомбы, этот самый Мартынов, несший вахту, вызвал на мостик командира вместо того, чтобы скомандовать: «Всем вниз! Срочное погружение!». Мы тогда чуть не погибли… В благодарность за мой поступок Пикуль прислал мне свою книгу…»
Литерация караванов буквами PQ объясняется тем, что в Англии оперативным планированием конвоев в СССР ведал офицер флота P.Q.Edwards. От его инициалов Британское адмиралтейство и взяло название для караванов, идущих к русским берегам через арктические воды. Караваны, идущие из СССР назад, назывались QP.
«Караван PQ-17 насчитывал 34 корабля и шел к нам в окружении многочисленных английских и американских линкоров, эсминцев и крейсеров. Общая стоимость грузов, находящихся в караване, была 700 млн. долларов. На кораблях везли 600 танков, самолеты, продовольствие, включая знаменитую американскую тушенку. 27 июня 1942 года караван вышел из Исландии в Мурманск. Немцы решили караван или захватить, или разгромить. Для этой цели была специально разработана операция «Ход конем» и направлена военная эскадра во главе с линкором «Тирпицем».
«Тирпиц» был знаменит своей артиллерийской мощью, на нем было 8 пушек калибра 400 мм, - вспоминает ветеран. - Командующий Северным флотом выслал в район, где предполагался удар немцев по каравану, шесть подводных лодок, в том числе и нашу «К-21». Так получилось, что «Тирпиц» «напоролся» именно на нас. Атака на линкор произошла 5 июля 1942 года. «Тирпиц» мы не потопили, но вывели его из строя и спасли караван от разгрома. Больше в море «Тирпиц» не выходил. Уже в конце войны англичане «добили» его авиационными бомбами. Эта атака прославила «К-21» вместе с ее командиром Луниным на весь мир.
ТАСС сообщил: «В Баренцевом море одна из наших подлодок атаковала новейший немецкий линкор «Тирпиц», попала в него двумя торпедами и нанесла ему серьезные подтверждения. «Тирпиц» так и не смог выполнить своей роли главной военной силы германского флота». В расплату за «Тирпица» отец Николая Лунина был публично повешен гитлеровцами на городской площади оккупированного Ростова-на-Дону.
А PQ-17 до порта назначения так и не дошел. Англичане сняли конвой каравана и отправили его назад, в Англию. Немцы воспользовались этим и разбомбили корабли. Из всего транспорта осталось только 11 кораблей, из 188 000 тонн военных грузов советские порты получили лишь 65 000 тонн...»
P.S.Сейчас подводная лодка «К-21» стоит на вечной стоянке в г.Североморске, она стала музеем. После войны экипаж «К-21» встречался 8 раз. Все встречи проходили уже без командира Лунина, умершего в 1972 году. В память о его пребывании в Самаре на доме по ул. Фрунзе, 161, где в эвакуации жили его жена и дети, установлена мемориальная доска.
Просмотров: 1072