Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
ФЛОТ СТАРЕЕТ, НО ПОКА НЕ СДАЕТСЯ
02 октября 2004 г.
Недавно стало известно, что общие бюджетные ассигнования на приобретение у промышленности новых боевых кораблей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в 2004 году составили 17 миллиардов рублей. За последнее десятилетие это самое масштабное вливание средств в боевой состав флота. Однако источники "НВО" в российском военном ведомстве утверждают, что и этих средств явно недостаточно для поддержания боеспособности ВМФ. В последние годы практически по всей акватории Мирового океана заметно активизировалась деятельность военно-морских сил ведущих государств мира. Особенно это касается ВМС США. Капитаны российского торгового флота и офицеры ВМФ неоднократно рассказывали, что в море постоянно приходится видеть боевые корабли под звездно-полосатым флагом, реже - английские боевые стяги на мачтах. И это не случайно. Иностранные военные флоты обеспечивают стратегические морские коммуникации, охраняют нефтепромыслы, газо- и нефтепроводы в море.
Но последние четыре года США, Англия и другие страны активно используют национальные ВМС в борьбе с международным терроризмом. Во время войн с Югославией, Ираком, операций против террористов в Афганистане корабли ВМС доставляли в зону конфликтов воинские контингенты, вооружения, наносили артиллерийские и ракетные удары по войскам и объектам противника.
АКТИВИЗАЦИЯ ФЛОТА РФ
Естественно, что в такой обстановке значительно возрастает роль Военно-морского флота России. Четыре российских военных флота и Каспийская флотилия наконец-то вышли из кризиса острейшей нехватки средств на боевую подготовку и стали, особенно в последние два года, активно выходить на различные учения. Обнадеживает, что и наш ВМФ готовится защищать российские экономические интересы в мировом океане и морские границы государства.
Вот последние данные о российских военно-морских учениях. Согласно сообщению министра обороны РФ Сергея Иванова, в Северном море 30 сентября начнутся российско-американские учения. "Они будут проходить в Северной Атлантике две недели, - отметил Сергей Иванов, - с участием десяти экипажей Су-33 палубной авиации. Есть договоренность о посадках в Исландии и Норвегии". В свою очередь, начальник пресс-службы Северного флота РФ капитан 1 ранга Владимир Навроцкий рассказал, что на учения ночью 29 сентября вышли большие противолодочные корабли СФ "Североморск" и "Адмирал Левченко". Они пойдут в нейтральные воды, а потом в Северном море встретятся с боевыми кораблями ВМС США. По пути к этому рандеву двух флотов российские БПК зайдут в норвежский порт Ставангер. Там вместе с американскими военными моряками будет уточнен сценарий двухнедельных маневров.
А вообще в этих учениях участвует довольно внушительная российская военно-морская эскадра. В ее состав, как сообщил Владимир Навроцкий, кроме названных БПК входит тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", тяжелый атомный крейсер "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов", эсминец "Адмирал Ушаков", три подводные лодки, суда обеспечения. На первом этапе похода руководить российской смешанной военно-морской группировкой будет командующий Северным флотом вице-адмирал Михаил Абрамов. Далее поход и, очевидно, учения возглавит заместитель командующего СФ вице-адмирал Доброскоченко. Так что в северо-восточном районе Атлантики российские и американские боевые корабли, суда обеспечения будут учиться совместно выполнять различные боевые задачи, в том числе действовать против террористических угроз РФ, США и другим странам мира.
Это весьма примечательно в канун 60-летия Победы над фашистской Германией. Ведь именно в Северной Атлантике проходили трассы знаменитых ленд-лизовских конвоев PQ. Особенно трагична судьба последнего PQ-17. Из-за ошибочных действий английского адмиралтейства этот конвой, состоящий из 35 судов, которые везли в Россию танки, самолеты, автомашины, вооружения на сумму в 700 миллионов долларов, остался без прикрытия английских и американских боевых кораблей охранения. Фашистская авиация и подводные лодки уничтожили большинство судов. До Мурманска дошли всего 15 транспортов. Возможно, теперь на учениях эскадры бывших союзников по антигитлеровской коалиции будут проходить над погибшими кораблями Второй мировой в Северной Атлантике. Не повторить бы в нынешнее время прежних ошибок в борьбе против международного терроризма.
По данным экспертов, в 2004 году российский ВМФ развил особую активность. Даже министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что "по интенсивности учений их можно сравнить с советским периодом". По словам военного министра, только за последний период ВМФ провел "40 учений, осуществлен заход в 15 морей". Так, Тихоокеанский флот провел учения вместе с японскими ВМС. Корабли Балтийского флота отрабатывали различные задачи в восточной Атлантике, побывали на западе Средиземного моря. В Ионическом море Черноморский флот вместе с итальянским учился громить международные террористические группировки. Крейсер "Москва" ЧФ вместе с другими кораблями преследовал условное судно-нарушитель. В этих учениях участвовала морская авиация США.
28 сентября в 200 милях от Ирландии в Атлантическом океане завершились российско-французские военно-морские учения. В них участвовали атомная подводная лодка "Вепрь", большой противолодочный корабль "Адмирал Чебаненко". В ходе данных учений впервые в истории российского атомного подводного флота АПЛ "Вепрь" вместе с кораблем сопровождения БПК "Адмирал Чебаненко" зашли в пункт базирования французских подводных атомных сил старинный военный порт Брест. Эта многоцелевая атомная субмарина проекта 971, построенная в Северодвинске, вступила в строй ВМФ РФ в 1996 году. В НАТО ее называют "Акула".
СРЕДСТВ НЕ ХВАТАЕТ
В начале октября российские сторожевые корабли "Неустрашимый" и "Пылкий" заступят на боевое патрулирование согласно программе "ИБОР" по взаимодействию с мировым сообществом по противодействию международному терроризму. Стоит напомнить, что программа создана по инициативе нынешнего президента США Джорджа Буша. Согласно ей, значительно ужесточаются меры к воздушным и морским судам, которые подозреваются в перевозке оружия массового поражения и даже его отдельных компонентов. К данной программе Россия присоединилась в июне этого года на саммите "большой восьмерки" в США. Однако только американцы могут себе позволить весьма дорогостоящее боевое патрулирование в водах мирового океана. Для РФ, по некоторым данным, стоимость технического обслуживания двух сторожевиков может обойтись в несколько десятков миллионов долларов. Так что вполне резонно возникает вопрос: а сможет ли Россия в дальнейшем поддерживать и наращивать свою военно-морскую активность в интересах национальной обороны и предотвращения террористических угроз?
Мнения экспертов "НВО" на этот счет весьма противоречивы. Одни утверждают, что экономика страны на подъеме, золотовалютные резервы все время растут. В 2004 году впервые за минувшее десятилетие на закупку и разработку для флота вооружений и кораблей отпущено значительно больше средств, чем за несколько прошедших лет. На эти миллиарды продолжится строительство новых кораблей, которыми вскоре пополнится отечественный флот, целенаправленно будет вестись ремонт и восстановление имеющихся боевых кораблей.
Однако источники из одного военного научного центра весьма убедительно утверждают, что выделенных средств явно недостаточно. С их помощью главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов и его главный штаб не смогут преодолеть тенденцию старения нынешнего основного корабельного состава. Мол, главком сейчас стоит перед острейшей проблемой: на какие цели использовать выделенные казной деньги. На строительство боевых кораблей ближней зоны - корветов или фрегатов или отдать их на поддержание группировки атомных ударных сил, введение в строй весьма дорогостоящих атомных подводных крейсеров нового поколения типа "Юрий Долгорукий", ремонт и модернизацию нынешнего надводного корабельного состава.
Для сравнения: для поддержания своего флота на плаву и наращивание его мощи США ежегодно тратят 37 миллиардов долларов. Это несравнимо с российским затратами, даже если учесть, что у нас стоимость вооружения, ремонта, да и постройки кораблей на заводах ОПК гораздо ниже, чем за океаном. Весьма проблематично, что атомные подводные лодки "Юрий Долгорукий", "Северодвинск" будут вовремя достроены. На это уже сейчас явно не хватает средств. Только из-за нехватки денег замедлились сроки постройки корпусов. Работы завершены лишь недавно. Практически никто не может ответить, когда будут окончены работы по монтажу на кораблях вооружения и многочисленного оборудования, которое поставляют различные производственные компании и предприятия оборонной промышленности. Все зависит от устойчивости бюджетного финансирования.
Немало вопросов вызывает и программа строительства кораблей ближней морской зоны - фрегатов. На ее важности для России особенно настаивает адмирал флота Владимир Куроедов. Якобы для обороноспособности страны вполне хватает нынешних надводных атомных крейсеров, больших противолодочных кораблей, одного авианосца. Но у страны катастрофический недостаток в небольших, отлично вооруженных кораблях, которые в прибрежных морях будут защищать границы России и базы флота.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ФЛОТ СТАРЕЕТ, НАТОВСКИЙ УКРЕПЛЯЕТСЯ
По поступившим в "НВО" данным, в настоящее время на калининградском судостроительном заводе "Янтарь" ведется достройка двух сторожевых кораблей проекта 1154. На "Северной верфи" в Санкт-Петербурге строятся два эсминца проекта 20380. Панируемые сроки сдачи - от 2005 до 2008 года. А для фрегата нового поколения опять же из-за нехватки средств еще не готов даже технический проект. Правда, предполагается, что к 2005 году он будет сделан и тогда на конкурсе кто-то получит право на его постройку. Только лет так через пять при благоприятной финансовой обстановке в России появится этот новейший фрегат. А до тех пор моря и океаны предстоит бороздить нынешним боевым кораблям, которые из-за проблем с модернизацией и ремонтом с каждым годом все стремительнее стареют. Для понимания глубины всех флотских проблем с корабельным составом стоит привести весьма красноречивые примеры.
На Балтийском флоте за четырнадцать последних лет количество боевых кораблей по разным причинам, в том числе из-за преждевременного старения, уменьшилось в пять раз. На охране балтийских российских рубежей всего примерно 70 боевых кораблей. Их обслуживают менее 28 тысяч военных моряков. Правда, по словам командующего БФ адмирала Владимира Валуева, и этих сил вполне достаточно. Ведь подчиненный ему флот теперь решает чисто оборонительные задачи. Однако большинство боевых кораблей нуждается в ремонте, а выделяемых средств едва хватает на проведение нормальных учений.
Вот такой флот обороняет российские рубежи на северо-востоке. И это в тот период, когда вокруг основной базы БФ в Калининграде НАТО активно развивает свою инфраструктуру. Практически уже восстановлены все бывшие российские военные объекты в Прибалтийских государствах. Так в Таллине, Риге, Клайпеде и других бывших советских военных портах ведется углубление дна. Предполагается, что здесь будут базироваться натовские эсминцы и более мощные боевые корабли. И это не считая усиления военно-воздушной группировки НАТО в регионе ответственности российского Балтийского флота. А в Калининграде и на кораблях БФ, несмотря на резкое сокращение флота в прежние годы, активно обсуждаются слухи, что грядут дальнейшие сокращения. Флот ужмется до флотилии и будет базироваться в Кронштадте. Правда, флотское руководство неоднократно опровергало эти слухи, мол, из Калининграда никто уходить не собирается.
Не менее драматическая ситуация на Черноморском флоте. По своей боевой мощи он уже в настоящее время значительно уступает турецкому. За последние десять лет здесь было списано на металлолом гораздо больше боевых кораблей, чем получено новых. Если так дело и дальше пойдет, то придется на смену боевым кораблям вооружать гражданские суда.
Конечно, отрадно, что в этом году активность отечественного ВМФ значительно возросла. Российские военно-морские флаги после десятилетнего перерыва наконец-то появились в океанах и морях. Это тоже показатель мощи державы. ВМФ ведь реальная сила против международных террористов любых мастей, пиратства, захвата заложников и мирных торговых судов. Но стоит заметить, что если количество боевых походов нашего ВМФ за последние два года возросло на порядок по сравнению даже с 2000-м годом, то флотский корабельный состав по-прежнему пополняется весьма медленно. Так можно израсходовать ресурс кораблей и остаться только с проектами будущих, еще не построенных фрегатов или с недостроенными АПЛ на верфях.
Александр Бабакин