Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кронштадтская мозаика (Часть 1)
Кронштадтская мозаика (Часть 1)
1704 год. Петр I лично промерил все фарватеры и, обозрев остров, он составил план системы укреплений Кронштадта. На Военном совете было решено превратить остров в мощный опорный пункт обороны Санкт-Петербурга. Начали перекрывать Южный фарватер и строить первый островок, названный фортом Кроншлот. 7(18) мая 1704 года под грохот салюта на форте взвился русский военно-морской флаг. Возведение крепости на ряжевом основании стала быстрым и надежным способом строительства береговых укреплений, идея форта впоследствии была заимствована иностранными инженерами.Искусственные острова для фортов, стенки гаваней строились по старой технологии, применявшейся и раньше на Руси. Зимой на санях и волоком привозили толстые бревна и из них на льду собирали большие срубы с прочным дном. Затем также на санях доставляли камни и грунт и заполняли их до тех пор, пока лед не проваливался, и срубы не опускались на дно. Сооружения зти назывались ряжами, они и составляли основу будущего острова. Затем сверху насыпали грунт и камни, на которых возводился фундамент форта. Чтобы линия ряжей не «ползла» по дну, оставалась ровной и не опрокидывалась, ее укрепляли с помощью свай, При строительстве фортов и гаваней был выполнен грандиозный объем работ, который по трудозатратам можно сравнить с возведением древнеегипетских пирамид.
1752 год. Петровский (самоосушающийся) док. В 1718 году, когда Кронштадт стал главной базой русского военно-морского флота. Развитие флота настоятельно требовало сооружения в Кронштадте сухого дока, чтобы иметь возможность ремонтировать подводную часть кораблей. Изучив местные условия, Петр Первый составил официальный проект сухого дока В европейских государствах доки имели существенный недостаток: на выкачивание воды из дока требовалось более месяца. Осушение кронштадтского дока производилось самотеком. В восточной части острова вырыли бассейн и соединили специальным оврагом, уровень бассейна должен был быть значительно ниже уровня дока, что обеспечивало бы свободный сток воды.
В 1719 году начались работы по сооружению дока. Только к 1752 году это грандиозное для своего времени грандиозное гидротехническое сооружение было закончено. Из дока вода всего за одни сутки стекала в бассейн. Из бассейна она первоначально выкачивалась ветряными насосами, а с конца XVIII века – паровой машиной – одной из первых в России.
Новый док явился воплощением смелой новаторской мысли, свидетельством того, что Россия намного опередила в этом деле европейские страны.
В 1774-1777 годах для откачивания воды из сухого доков установили привезенную из Шотландии паровую машину, которая проработала до 40-х годов XIX века. Она являлась одной из крупнейших в Европе. В 1791-1792 годах вблизи Кронштадтского канала была сооружена вторая паровая машина.
7 июля 1803 года на кронштадтский рейд были выведены шлюпы «Надежда» и «Нева». Кораблям предстояло отправиться в первую кругосветную экспедицию.
Возглавлял ее капитан-лейтенант И.Ф. Крузенштерн, он же командовал шлюпом «Надежда». Командиром «Невы» был назначен Ю.Ф. Лисянский. Множество петербуржцев приезжали в Кронштадт. Чтобы взглянуть на корабли, готовящиеся к небывалому плаванию. Император Александр I, члены императорской фамилии, морской министр Чичагов, министр торговли Румянцев посетили оба шлюпа. 27 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» снялись с якоря и, поставив паруса, покинули Кронштадт. Этот первый поход открыл череду многочисленных дальних плаваний русских моряков.
Кругосветные и дальние океанские путешествия русских кораблей стали регулярными. С 1803 по 1855 год совершено 41 плавание. Они сыграли огромную роль в развитии морского искусства, укрепления торговых связей с Америкой, странами Азии.
Огромным вкладом в науку стало 56 крупных географических открытий русских моряков. С карты мира исчезло множество «белых пятен».
В январе 1820 года два шлюпа «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева подошли к берегу таинственной и суровой Антарктиды. Существование ледового континента перешло из области легенд в реальность, стало научно доказанным фактом.
Особенно чтут кронштадтцы память своего земляка Петра Кузьмича Пахтусова. Окончив Штурманское училище, он был направлен в Архангельск для участия в гидрографических работах на побережье Северного Ледовитого океана, где загорелся мыслью исследовать Новую землю. Пахтусов совершил две труднейшие экспедиции в 1832 и 1834 годах, в результате которых на карте появилось точно очерченное южное побережье, нанесены линии восточного и западного берегов острова Новая земля. Неимоверные лишения, чудовищное напряжение сил оборвали жизнь П.К. Пахтусова в 36 лет.
1804 год. Первый городской в России водопровод.
Водопровод в Кронштадте появился значительно раньше, чем в Петербурге. В начале 1804 года по указанию императора Александра I морское ведомство проложило дубовые трубы. У Санкт-Петербургских ворот вода поступала в колодец из водоприемника. Водоподъемный механизм, приводимый в действие ходившими по кругу двумя лошадьми, подавал воду в магистраль, вдоль которой находилось 11 колодцев. Вода подавалась также в госпиталь и казармы. Со временем было решено заменить трубы на чугунные, и расширить сеть на весь город. В 1837-39 годах на площади у Санкт-Петербургских ворот возвели здание водоподъемной машины, и новый водопровод вступил в строй. Насосы поднимали воду из залива в резервуар, а приводились они в действие двумя паровыми машинами. Из резервуара вода самотеком подавалась в водопроводную сеть. Для обывателей были установлены 8 водоразборных колонок. Вместо старых колодцев установили четыре фонтана: Соборный, Екатерининский, Киселевский и Полицейский. В 1874 году было принято решение расширить сеть до 23 верст. Частные домовладельцы платили по 8 копеек за 100 ведер (430 домов). Малоимущим разрешалось брать воду из общественных водоемов в мелкую посуду бесплатно.
При западных ветрах грязь из кронштадтских гаваней попадала в воду, которая становилась еще и солоноватой. В 1909 году морское ведомство установило новый водоприемник недалеко от Петербургской пристани. В виду того, что в воду спускались нечистоты, санитарное состояние было неудовлетворительным, и это являлось причиной высокой заболеваемости брюшным тифом и другими инфекционными заболеваниями.