Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Миф о канонической любви
12 июля 2011 г.
На прошлой неделе в России, в том числе и в Кронштадте, отмечали День семьи, любви и верности. Не имея ничего против семейных ценностей, позволю себе высказать несколько соображений о символах праздника. Институт семьи в стране, конечно, укреплять надо, кто ж спорит! Но примеры для подражания нам навязывают сомнительные.
В 2008 году случайно оказалась в городе Муроме – почти сразу после того, как комитет Совета Федерации по социальной политике единогласно одобрил предложение о введении нового государственного праздника в честь Муромских князя Петра и княгини Февроньи – День семьи, любви и верности. Разумеется, зашла в Муромский историко-художественный музей, чтобы разузнать подробнее про парочку святых, на которых, по мнению чиновников, надо равняться всем семейным парам России.
«Не с любви все начиналось, да и под венец парня загнали угрозами!» – развеяли мои иллюзии насчет Петра и Февроньи ведущие научные сотрудники музея Ольга Сухова и Юрий Смирнов. Сюжет любовной истории таков: Петр, молодой княжич Муромский, от змеиного яда покрылся язвами и струпьями. Порекомендовали ему обратиться к одной крестьянке из Рязанской области, известной знахарке (удивительно, что не сожгли ее раньше на ведьминском костре – простолюдинка не только лечила травами, но и с дикими зверьми разговаривала, а на дворе 13-й век был. – Т. П.). А та, когда увидела шелудивого княжича, сразу условия выставила: мол, вылечу, если женится на мне!
Петр поначалу пытался торговаться – дары княжеские предлагал, деньги. А чернавка ни в какую! «Аз есмь хотя и врачевати, но имениа не требую от него прияти. Имам же к нему слово таково: аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его», – заявила Февронья. Что в переводе на язык современный означает: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». И ничего не оставалось болезному, как согласиться.
Смазала Февронья известным только ей зельем жениху все язвы, кроме одной. Как показали дальнейшие события – неспроста. Ведь Петр, выздоровев, тут же забыл о своем обещании жениться! В общем, история заурядная. Водится за мужчинами такой грешок - наобещать с три короба, а потом ищи-свищи его. Да и золушки хороши - на какие только ухищрения не идут, чтобы выйти замуж за принца!
Короче, не успел Петр далеко уехать – вновь покрылся струпьями. Пришлось возвращаться и долечиваться, предварительно совершив мезальянс. Увез княжич хитрую чернавку в Муром. И княжили они там, пока по разным монастырям не разбежались. Через какое-то время Петр прислал в женский монастырь гонца с вестью: «Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Что означает: «Февронья, помираю. Давай и ты».
Февронья, однако же, энтузиазма мужа насчет идеи «купно отоитти от тела» не разделяла, сопротивлялась: «Нет, не могу. У меня тут вышивка не закончена». В общем, князь настаивал, несколько раз гонца присылал. Как-то ее таки уговорили. И умерли они в один день. Однако муромцы не хотели хоронить монахов в одном гробу, разделили их, но на следующий день случилось чудо чудное - покойники сами как-то соединились…
Вот такая история идеальной любви.
И еще. Достоверных свидетельств о существовании детей у святого семейства нет. Возможно, их брак оставался настолько чистым, что и потомству взяться было неоткуда? Так стоит ли нам брать пример с этой парочки? И так с демографией в стране проблемы.
Кстати, ведущие научные сотрудники Ольга Оскольдовна Сухова и Юрий Михайлович Смирнов, написавшие в соавторстве книгу «Петр и Февронья Муромские. История, мифология, культ», сомневаются, что Петр и Февронья вообще существовали.
Татьяна Подезва
Песни у моря
Море. Солнце. Музыка. Что еще нужно для хорошего настроения?
В воскресенье кронштадтцы собрались в Петровском парке, чтобы слушать музыку, танцевать на набережной и лежать на траве. Артисты, работающие на фоне ромашки - символа Дня семьи, любви и верности – и атрибутики партии власти, время от времени напоминали, что за праздник мы отмечаем. Но повод, кажется, не имел большого значения.
Фото Станислава Подезвы
kronГАЗЕТА № 27 (79) от 12 июля 2011 года