Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Один день из жизни директора школы
27 августа 2010 г.
Депутат Муниципального совета Галина Алексеевна Любимцева закончила филологический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова в 1978 году. Трудовой стаж (30 лет) начала в школе № 1 поселка Гаджиево Мурманской области, куда был направлен муж для прохождения воинской службы. Работала учителем английского. В 1989 году семья вернулась в родной Кронштадт, где в тот момент было пять школ и никакой возможности устроиться по специальности. А ей хотелось работать только в школе, так как за годы учительства в Гаджиево Галина Алексеевна поняла, что профессия учитель - ее судьба. Пришлось начинать все с самого начала. В феврале 1989 года была принята пионер-вожатой в школу № 418, где и работает по сегодняшний день. В этой, ставшей для нее родной, школе она прошла большой и трудный путь от пионервожатой до директора. В канун нового учебного года Галина Алексеевна вспоминает один день из года минувшего. Слово директору школы и депутату МС.
Раннее кронштадтское утро. Из окна моей квартиры в серой дымке видны проходящие корабли. Через открытую дверь балкона слышны крики чаек. В моем родном городе обычное утро, а у меня есть не- сколько минут, чтобы подумать: где-то на Севере свинцовые тяжелые волны качают подлодку сына... Старшего внука собирают в детский сад... Удачного дня вам, любимые. В жестком графике будничных дел не будет минутки подумать о вас до вечера.
Здравствуй, школа! С добрым утром, дети! Успехов в работе, коллеги! Школа моя совсем молодая, даже по человеческим меркам. Совсем скоро ей исполнится 25 лет. Кронштадт долгое время был закрытым городом. Маленький, уютный, чернеющий военно-морскими бушлатами, спрятанный от боль- шого мира за старыми крепостными стенами - таким я помню город моего детства, город, в котором я окончила школу, встретила свою первую и единственную любовь. Как разительно он изменился! Перемены начались в 1979-м - со строительства Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений - Всесоюзной комсомольской стройки. Со всего Союза в маленький Кронштадт приехали молодые строители. В начале 80-х на окраине города вырос новый микрорайон, в котором поселились строители. Игрались свадьбы, рождались дети. Такого бума рождаемости Кронштадт не знал никогда! Срочно по- требовались детские сады и школы. В сентябре 1986 года новая школа распахнула свои двери для 700 учащихся и навсегда стала родной для всех жителей квартала.
«Школа наша первая,
Самая любимая,
Школа наша лучшая,
Гордимся мы тобой!» - написала одна из первых выпускниц Наташа Петина. Прошло почти 25 лет, Кронштадт перестал быть островом. Но «квартал наш девятнадцатый» таки остался обособленным, специфическим микрорайоном. Бывшие строители дамбы давно работают в Петербурге, вынуждены очень рано уезжать и поздно возвращаться домой. Наши дети целыми днями не видят своих родителей - это главная проблема, и мы пытаемся с ней справиться.
Сейчас в школе 22 класса, 539 учеников, которые живут в одном микрорайоне, всего-то 5 улиц. Все мои ученики каждый день у меня как на ладони. Мы не только здороваемся у школьных дверей и в коридорах, я встречаю их во дворе, в магазине, на спортивной площадке. Иногда я чувствую себя сельской учительницей, знаю историю и проблемы каждой семьи. Принимая в первый класс ученика, вижу порой в его родителях вихрастого задиристого мальчишку из давнего 8-б и скромную отличницу из параллельного класса. Как быстро бежит время, уже выросли, детей привели. И радуюсь, что привели к нам, не повезли в центр, в другую школу. Значит, помнят нас, верят, доверяют. Это очень ценно - вера наших вы- росших учеников.
Наша школа единственная в микрорайоне, к нам идут разные ученики, с разным уровнем подготовки, с разной мотивацией, разными интересами и потребностями. И только школа может их объединить, сделать единым целым. Для решения этой сложнейшей задачи несколько лет назад педагогический коллектив принял решение стать Школой развития индивидуальности. Очень хочется в каждом нашем ученике увидеть то особое, неповторимое зерно, из которого вырастет Личность.
Звонок на урок. Для каждого учителя он звучит всякий раз по- разному. Для меня сегодня - немного печально: зовет меня в 11-б, выпускной. Вот и снова расставание с повзрослевшими моими учениками. Мне будет не хватать и Вовы Горохова, и Алины Пфау, и Лауры Атоян…
Good morning, children! Who is on duty today? Привычный вопрос, привычный ответ. Но как-то странно смотрит Зарина, опустил глаза Дима Опенченко, и Маша Слобозян необычно тиха. Мне кажется или что-то происходит с выпускниками? Может, они чувствуют, как взрослеют? Don't worry, my dear, be happy! Я надеюсь, что учу этих ребят не только правильному спряжению английских глаголов, но и тому, как стать хорошими людьми, как не сбиться с пути, как подниматься, если упал. Я хочу научить их верить в людей, верить в себя. Хочу, чтобы мои ученики знали: жизнь - это чудо!
В школе я с 1981 года, это много, чтобы понять: школа - мое призвание, моя судьба и моя жизнь. Больше двадцати лет я прожила вместе с моей школой, и вместе со мной эти годы в школе жила и моя семья. Со мной здесь росли мои сыновья, здесь они получали аттестаты. Я смотрела на них на самом любимом всеми учениками празднике последнего звонка и гордилась, как мама и как завуч. Дети выросли, но каждое 25 мая я вновь смотрю на выпускников своей школы и горжусь ими - и как директор, и как мама. За долгие годы работы в школе передо мной прошли разные ребята - внимательные и рассеянные, равнодушные и целеустремленные, начитанные и не очень. В последнее время среднестатистический ученик сильно изменился, они более продвинуты в области информационных технологий; менее заинтересованы в личном общении с учителем, более требовательны к условиям, создаваемым для них в школе. Но это - как средняя температура по больнице, не бывает среднего ученика, есть конкретные Вани, Саши, Алены со своими проблемами и вопросами. Как же их всех собрать, заинтересовать, как объединить? Что должно стать той общей идеей, вокруг которой сплачиваются все? Чем зацепить современных детей, чтобы школа стала для них центром жизни не только с 8.00 до 15.00, но и вечером? Чтобы не пошли наши дети после уроков на крыши домов, в подвалы?
В один истинно прекрасный момент мы поняли, что только спорт может объединить всех, не только тех ребят, которые талантливы в легкой атлетике или игровых видах, в теннисе или шахматах. Спорт поможет выработать общий дух школы, заставит сплотиться и учеников, и учителей, и родителей, заставит сопереживать и болеть за родную школу. Ведь стоит только вспомнить дни побед в матчах любимого всеми петербуржцами «Зенита», весь город в едином порыве высыпает на улицы, даже те, кто не знает, кто такой Анюков или Малафеев - все считают себя сопричастными. И мы решили - только спорт! Уже несколько лет работаем в этом на- правлении. В моем кабинете вся стена занята кубками и дипломами, отметившими наши победы. Но не они являются целью, они только подтверждают, что мы не ошиблись в выборе пути.
Сегодня я иду на урок к одной из старейшин нашей школы - Антонине Михайловне Зуевой. Антонина Михайловна работает с основания школы, мы с ней пришли сюда вместе. Антонина Михайловна учила моих детей. Вновь звенит звонок, притихли шумные шестиклассники, начинается увлекательное путешествие в мир литературы. Вместе с детьми я, затаив дыхание, слежу за всем, что происходит на уроке. А по- бывать на уроке настоящего мастера своего дела, учителя по призванию - это очень важно не только для детей, но и для меня, опытного уже учителя. Антонина Михайловна не только сама увлеченно работает, но и своих детей вовлекла в учительский труд. Сын Сергей уже 17 лет рядом с мамой преподает в нашей школе, учит безопасности жизнедеятельности наших детей. Ребята обожают уроки ОБЖ, вместе с Сергеем Анатольевичем участвуют в различных соревнованиях, вот и сегодня команда 5-х классов собирается на соревнования по пожарной безопасности. Нужно обязательно проводить мальчишек, пожелать удачи. А урок Антонины Михайловны идет своим чередом, стихи Пушкина звучат в тишине класса. Наверное, сложно было детям учительницы принять решение самим встать у школьной доски, но и младшая дочь Антонины Михайловны учит детей, преподает английский язык. Значит, нравилась сыну с дочкой работа их мамы, не испугались трудностей. Это самая высокая оценка, какую только могут дети поставить родителям - продолжить их дело. Антонина Михайловна в нашей школе не исключение, весь коллектив дружный, творческий, готовый делиться своими находками. Открытые уроки - система работы, которая приносит положительные результаты: коллеги, обогащают свой опыт, ученики привыкают быть «на виду». И то и другое повышает ответственность, дает ощущение заинтересованности в процессе и результатах совместного педагогического поиска.
Больной вопрос - кадры. Хоть и «некогда стареть учителям», но время неумолимо, средний возраст коллектива далеко за сорок, многие пенсионного возраста. Но, несмотря на возраст, все мои учителя сами учатся, стремятся не отставать от современного ритма жизни, освоили компьютер, интерактивные доски, и уроки стали совсем другими. Мне как директору приятно видеть рост педагогического мастерства моих коллег. А вот молодежь неохотно приходит в школу. Лишь два человека из всего коллектива не достигли тридцатилетия. Что-то нужно менять в нашей системе, привлекать молодых, задорных, напористых. Но приходят молодые и работают до первой зарплаты. Обидно бывает до слез, когда вижу потенциально прекрасного учителя. Как его удержать? Думаю, в этой проблеме нам должно помочь государство. А пока я размышляла, урок подошел к концу, дети улыбаются, толкутся вокруг Антонины Михайловны. Не буду им мешать, поговорим позже.
В учительской смех и поздравления, наши дети вчера вошли в число победителей Ш Молодежного Фестиваля «Культурной столице - куль- туру мира». Очень приятно было видеть их на большой сцене, красивых, уверенных в себе, знающих. И страшно: вдруг не ответят на вопрос, вдруг к чему-то не готовы? Все волнения зря, молодцы у нас ребята, а в творческих конкурсах равных им не было. Воспитанию толерантности мы уделяем особое внимание, ведь сегодня в Кронштадте, еще не- давно изолированном, проявились противоречия, связанные с много- национальным составом его населения. Причем в нашем 19-м квартале они усилены. Кризис, работы всем не хватает, а, по мнению обывателя, виноваты те, кто «понаехали тут». Беспрецедентное материальное расслоение общества, социальная напряженность, противостояние различных социальных групп, недовольство, конфликты... Сохранение социально-политического равновесия возможно только в обществе, исповедующем идеи терпимого от- ношения друг к другу.
Не только в спорте и творчестве ученики нас радуют, основная их деятельность - учеба. По итогам олимпиадного движения 27 учеников стали победителями и призерами районного этапа олимпиады школьников. Этот показатель не может не радовать, но могли бы и лучше. Мы сильны в естественных науках, но отстаем в гуманитарных, нужно подтянуться в новом учебном году, обратить внимание на русский язык, литературу, историю.
Много лет подряд наша школа воспитывает победителей и призеров олимпиад, по итогам прошлого учебного года коллектив школы занял второе место в районе, это заслуга всего коллектива - учителей, учеников и немножко моя. Восхищаюсь и горжусь нашими детьми, верю, что они станут добрыми людьми и достойными гражданами, верю, что годы, проведенные в школе, будут вспоминать с теплым чувством.
В дверь кабинета, отрывая от бумаг и мыслей, просовывается белокурая голова - Максим. Выпустился шесть лет назад, заводила и забияка, все школьные капустники и дискотеки немыслимы были без него. На выпускном вечере нарядился Веркой Сердючкой, веселил всех смешными пародиями. Зашел узнать, как у нас в школе дела. Оказалось, что учится уже в аспирантуре, преподает первокурсникам этику деловых отношений. А думалось, что станет Максим артистом. От приятной беседы отвлекают бесконечные телефонные звонки, дела не терпят отлагательств, приходится проститься с выпускником, отпустить его к учителям, а самой решать хозяйственные вопросы, звонить в Госпожнадзор, проверять питание.
На большой перемене у меня в кабинете собираются завучи и учителя физической культуры. Мы задумали большое дело - организовать школьный спортивный клуб. Нужно все обдумать, взвесить все «за» и «против». Аргументов «за» очень много, неслучайно последние пятнадцать лет школа входит в десятку самых спортивных школ Санкт-Петербурга (см. на странице 3 - «Дело школы - не только учить»). Но, как и любое новое дело, начинать сложно. Здесь нужна помощь и поддержка всего коллектива, прежде всего воспитательной службы. Ведь, закаляя тело, можно воспитывать душу. Пробег имени героя-подводника А. И. Маринеско, эстафета, посвященная Дню победы, Дню города. Мы ведь ставим своей целью растить не олимпийских чемпионов, а достойных граждан своей страны. И спорт здесь только инструмент, который нужно грамотно использовать. Будем учиться этому все вместе. Решено - спортивному клубу быть! Начинаем работать.
Заканчиваются уроки, но не пустеют школьные классы. В музыкальном кабинете слышны голоса - это наши учителя готовятся к участию в ежегодном районном смотре-конкурсе художественного творчества среди педагогов «Кронштадтская весна». Дальше по коридору кабинет истории, там тоже бурлит жизнь - совсем не- много времени осталось до научно- практической ученической конференции «Кронштадт - огневой щит Ленинграда», посвященной 65-летию со дня Победы в Вели- кой Отечественной войне. Ребята с учителями просматривают компьютерные презентации, подбирают музыкальное сопровождение слайдов. В кабинете информатики учитель и несколько старшеклассников обновляют материалы на школьном сайте, готовят ленту новостей. А вот и наши выпускники, не торопятся домой, сидят в кабинете русского языка, разбирают тестовые задания, скоро ЕГЭ. Как хочется, чтобы все хорошо сдали экзамены, поступили, чтобы все у них сложилось так, как им мечтается.
15.00. Педсовет по воспитатель- ной работе «Педагогика поддержки ребенка и процесс развития его индивидуальности». Есть о чем поговорить, классные руководители делятся опытом. Самая большая проблема нашего микрорайона - чем заняться детям во второй половине дня? Родители на работе, бабушек-дедушек, как правило, рядом нет, в основном живут в квартале приехавшие во времена большой стройки люди. Музыкальная и художественная школы, Дом детского творчества, Клуб юных моряков предоставляют большой выбор кружков и секций, да вот находятся они не близко, нужно ехать на общественном транспорте. А осенью и зимой темнеет рано, не каждый родитель решится отправить ребенка одного на занятия в кружок. Вот здесь для решения проблемы очень пригодится спортивный клуб, будут дополни- тельные ставки тренеров, расширим выбор секций, придут к нам не только наши школьники, но и малыши, и взрослые. Откроем тренажерный зал, возможно, и мамы вместе с детьми начнут заниматься спортом. Второй вопрос на педсовете - подведение итогов Недели методического мастерства «Современные образовательные технологии как фактор развития индивидуальности ученика». В течение двух недель проходил Фестиваль открытых педагогических мероприятий - уроки, классные часы, диспуты. Учителя, прошедшие подготовку на курсах повышения квалификации по использованию ИКТ-технологий, делились приобретенными знаниями. Опять я порадовалась: учатся, развиваются, не останавливаются на месте, стремятся к новому. Но и кое-кого пожурить пришлось, не все пока с компьютером на «ты», а в следующем учебном году мы внедряем проект «Дневник. RU». Пока только один пилотный класс подключили, уже есть положительные отзывы, родители довольны, теперь не так-то просто детям сказать: «Нам ничего не задавали». Папы и мамы при желании могут проверить успеваемость, узнать домашнее задание, пообщаться в сети с классным руководителем. Такой дневник потерять сложно, и странички из него не вырвешь. Вот только семиклассники приуныли, не совсем им по вкусу нововведение. Ничего, привыкнут.
После педсовета спешу в кабинет, нужно сделать несколько важных телефонных звонков, подписать документы. На втором этаже встречаюсь с группой юношей в кадетской форме. Сейчас начнется важное для наших ребят и кадетов мероприятие - дебаты. Занимательная вещь дебаты, интересно следить, какие аргументы или контраргументы выдвигает каждая сторона. Современные дети совсем не такие, какими были мы в их возрасте, они более свободны, открыты, не боятся отстаивать свои позиции, выражать свои мыс- ли. И, хоть и некогда мне, хоть и не планировала, но не удержалась и завернула в кабинет. Здесь уже расставлены столы, полукругом расселись школьники и кадеты, на экране высвечивается тема предстоящих дебатов - «Современные молодежные субкультуры: за и против». Моим ребятам досталась позиция «против», 15 минут на подготовку, и я снова восхищаюсь современной молодежью. Кто сказал, что они инфантильны и равнодушны? Что ни- чем не интересуются? Слушая своих старшеклассников, узнаю много нового. Кто такие приверженцы движения растафарай или рэйверы? Про готов и эмо, анимэшников слышала, конечно. Наши дети живут в новом мире, учатся отстаивать свои взгляды и интересы. В таких игровых ситуациях формируется личность ребенка. К сожалению, до финала и подведения итогов остаться не смогла, звали другие дела.
17.30. У меня есть полчаса, что-бы привести в порядок свои мысли, сосредоточиться и встретить сегодняшних гостей. Наша школа - центр жизни всего микрорайона, в актовом зале проходят встречи представителей администрации района с населением, во время вы- боров работают три избирательных пункта. Сегодня с жителями 19-го квартала встречаются представители правоохранительных органов. А все жители прямо или косвенно связаны со школой: кто-то сам здесь учился, кто-то привел сюда детей, чьи-то окна просто выходят на школу. Поэтому неизбежно будут вопросы и ко мне, как к руководителю образовательного учреждения и депутату Муниципального совета. В актовом зале собралось на удивление много народу. Хорошо, что поставили дополнительные стулья. Пока идет отчет милиции, получаю записки из зала. Вопросы самые разные - и про ЕГЭ, и про продажу сигарет несовершеннолетним, и про то, что курят мальчишки за ближайшими домами, и про то, что пойти вечерами некуда нашим ребятам, вот и ходят кругами по квар- талу. Много вопросов, на какие-то ответить легко, некоторые придется отложить и отработать серьезно. А вот самые волнующие и меня, и милицию, и родителей - о наркотиках. Как уберечь наших детей. Стараемся все вместе найти ответы. И опять же самый очевидный - увести ребят с улицы, занять делом - общим, интересным, увлекательным, серьезным. Идея наша со спортклубом, как структурным подразделением школы, всем понравилась. Хоть и работает школа допоздна, но один учитель не может охватить весь микрорайон, нужны ставки тренеров, оборудование, инвентарь. Все это даст спортклуб. Затянулась встреча с родителями и милицией, избирателями, которые поверили в меня, выбирая в Муниципальный совет. Верят и сейчас. Верят, что я смогу помочь. И я постараюсь сделать все, что смогу и даже больше, чтобы идея наша воплотилась в жизнь.
Расходятся гости, наконец-то наступает тишина. С моего стола смотрит круглыми глазами керамическая сова. Она всегда меня успокаивает. Это «ученая сова», ее подарили несколько лет назад на память выпускники, теперь она мой талисман. Просматриваю план на завтра, готовлю необходимые документы. Давно пора домой. День пролетел незаметно. Когда я выхожу из школы, уже темнеет. Оглядываюсь на школьные окна и вижу свет. Конечно, это окна спортзала. Хлопают двери и мимо меня пробегают мальчишки, наши футболисты.
- До свидания, Галина Алексеевна!
- А мы на следующей неделе поедем в Питер на соревнования!
- А ты видел, как он попал в «девятку»?
- Ну и что, я тоже так могу!
Эти ребята уже точно не окажутся на улице, им там нечего делать, у них есть лучшие друзья - футбольный мяч и любимый учитель. Вспомнился Вася из 11-б, фанат футбола, на тренировки ходил даже с загипсованной ногой, просто на скамеечке посидеть, посмотреть. Вот для таких ребят мы и сделаем клуб, начнем с них, другие подтянутся. Все у нас будет хорошо.
Дома ждет муж. Нужно приготовить ужин. Начинаются обычные вечерние семейные хлопоты. После ужина захожу в Интернет, просматриваю новости, заглядываю на сайт школы. По Skype связываюсь с нашими партнерами по побратимским связям, коллегами из города Кемпеле (округ Оулу), Финляндия. С 1995 года поддерживаем отношения с этой коммуной. Сначала, в середине 90-х, ездили в Финляндию, чтобы посмотреть, как же живут люди за границей. Все было в диковинку: полные магазины, чистые улицы, улыбающиеся лица. Главное, завидовали мы тогда оборудованию их школ, компьютерным классам, оргтехнике. Мечтали, чтобы когда- нибудь и у нас появилось что-то подобное. К счастью, очень быстро мы догнали наших зарубежных коллег по оборудованию школы, ничем сейчас нас не удивишь, все освоили - и современные компьютеры, и интерактивные доски, и цифровые лаборатории, и документкамеры. Сейчас пришло время им удивляться, как быстро развивается и модернизируется наше образование. На следующей неделе группа старшеклассников вновь отправляется в Кемпеле, ребята дружат уже несколько лет, ждут встречи с друзьями. Я помню, как разительно отличались наши ребята от финских сверстников во времена первых поездок. А сейчас практически нет никаких отличий, одинаково раскованные, коммуникабельные, бойко говорящие по-английски, даже одеваются будто в одном магазине. И проблемы у них общие, и увлечения. Это так здорово, прошло всего несколько лет, а наши дети освоились в едином европейском пространстве. Сейчас вот задумали совместный проект «За здоровый образ жизни». А летом поедут вместе в международный экологический лагерь в город Котка. И учителя двух наших школ общаются, причем не только во время коротких визитов, завязалась настоящая дружба, которая обогащает обе стороны бесценным опытом.
Вдруг резкий звонок, межгород. Всегда тревожно при поздних незапланированных звонках, вдруг что-то случилось? Но на этот раз повод радостный. В трубке звенит от счастья знакомый голос из далекого прошлого. И сразу прошлое перестает быть далеким, вот оно, рядом. Восьмидесятые, поселок Гаджиево! Я, молодая, неопытная начинаю свою педагогическую карьеру. Как все непросто начиналось! Я и подумать не могла, что стану Заслуженным учителем Российской Федерации, директором школы. И с одним-то классом было справиться сложно, дисциплина на уроках хромала. Сколько ошибок было сделано, пока не пришел опыт! Тогда мне очень помогли родители моих учеников, взяли надо мной «шеф- ство», поддержали, подсказали. С чувством благодарности до сих пор вспоминаю тот свой первый класс, родительский комитет. Они сыграли огромную роль в том, что я состоялась как учитель. Неизвестно, как бы сложилась карьера, если бы в самом начале пути я не встретила замечательных людей, давших мне право на ошибку. В этом классе, за третьей партой у окна сидел скромный мальчик, тихий отличник, сейчас бы его назвали «ботаником», - Виталик Берелидзе. Это он по- звонил мне поздним вечером, чтобы поделиться переполнявшей его радостью. У него родилась дочь! Я рада за тебя, Виталик, поздравляю! И за себя я рада, за то, что по прошествии долгих лет у тебя, Виталик, сохранилась потребность позвонить именно мне и поделиться счастьем. Значит, все не зря. Значит, все правильно в этом лучшем из миров. Пусть устаю, пусть порой хочется бросить все, но ради таких минут стоит жить, стоит работать учителем.
Уже засыпая, думаю, что у сегодняшних молодых учителей нет того права на ошибку, которое много лет назад подарили мне. Изменилось отношение общества к учителю, более жесткими стали требования. Здесь тоже надо что-то менять.
Гудит проплывающий мимо теплоход. Заканчивается обычный рабочий день директора обычной кронштадтской школы…
Кронштадтский муниципальный вестник № 4 (4) от 27 августа 2010