Новости Кронштадта
26.12 О проведении противоаварийных тренировок
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники

Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
<Морские ворота> коррупции
10 июня 2004 г.
В портовом хозяйстве Петербурга разгорается скандал. Его участники — давние партнеры Морского порта Санкт-Петербурга. Заложником этих «давних партнерских отношений» и стал в этом году один из крупнейших российских портов.Наверное, это русская ментальность: при действующих законах рыночные отношения в России не могут нормально работать. Формула «я буду дружить с ним, потому что я давно его знаю» работает на все 100%. Впрочем, даже в России подобным пренебрежением законодательством РФ могут, наконец, заинтересоваться правоохранительные органы...
Петербургский порт — одно из крупнейших портовых хозяйств в нашей стране. ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» зарегистрировано в декабре 1992 года. При акционировании, как и многие перспективные предприятия страны, Морской порт неожиданно стал «иностранным»: свыше 50% обыкновенных (голосующих) акций порта оказалось у компании Nasdor Inc (Лихтенштейн), 20% обыкновенных акций передали Мингосимуществу РФ, 28,79% привилегированных (не имеющих права голоса) — Комитету по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга. Тем не менее, роль порта для страны от этого не уменьшается — стратегически важный объект по-прежнему является «морскими воротами России», а значит, относится к национальным приоритетам страны.
Сегодня этим «национальным приоритетом» только ленивый не распоряжается. Недавно стало известно, что одно из обслуживающих порт предприятий фактически незаконно использует портовое имущество. Судя по документам, договор аренды на эксплуатацию 17 вспомогательных судов с ЗАО «Портовый флот» закончился еще в прошлом году, однако предприятие продолжило использовать непринадлежащие ему буксиры и бункеровщики.
Причем использовало их ЗАО «Портовый флот» действительно как свою собственность. Специалисты подтвердят: с подобными судами в портах всегда напряженка, и петербургский порт не исключение. Всего в порту числится 34 буксира, из которых, по данным газеты «Деловой Петербург», непосредственно на порт работает лишь 27 судов. Остальные по какой-то неведомой причине работают в других портах страны.
Формально владеет многострадальными буксирами и бункеровщиками КУГИ Петербурга. Около двух месяцев назад КУГИ, видимо, желая исправить щекотливую ситуацию с затянувшейся «арендой», создало специальную комиссию. Недавно стало известно ее решение: 17 вспомогательных судов вновь были переданы в аренду ЗАО «Портовый флот» сроком на 10 лет. Интересны условия договора. За использование столь необходимых порту судов «Портовый флот» должен ежегодно выплачивать городу всего $204 тыс. Сумма по нынешним временам смехотворная. По свидетельствам очевидцев, стоимость переданных ЗАО буксиров и бункеровщиков в десятки раз выше. Между тем, через 10 лет стоимость судов уменьшится в разы и, скорее всего, их попросту спишут.
Впрочем, не это даже поражает воображение. Закон ясно говорит: в подобных условиях государство обязано проводить тендер на оборудование. Ничего подобного, судя по всему, даже не предполагалось. Говорят, главный конкурент «Портового флота» компания «Балтийский флот» предлагала КУГИ $2 млн. в счет ежегодной аренды судов (против $204 тыс. «Портового флота»), однако лестное предложение отвергли в пользу, видимо, более выгодного...
Выгода здесь, понятное дело, не в цифрах.
В апреле 2002 года между акционерами ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» разгорелся конфликт. Причиной стало то, что реестродержатель ЗАО «Единый регистратор» конвертировал привилегированные акции типа «Б» в обыкновенные. Участником конфликта, с одной стороны, выступила компания Nasdor Inc, а с другой — КУГИ Петербурга. В результате в 2002 году Санкт-Петербург утратил свое представительство в совете директоров порта. В 2002-2003 году город в судах пытался доказать, что его пакет привилегированных акций может быть в законном порядке конвертирован в обыкновенные, однако суды отклоняли соответствующие иски. На сегодняшний день город продолжает владеть 28,79%.
Ровно месяц назад «акционерный» конфликт неожиданно завершился. 7 мая по итогам голосования на общем годовом собрании акционеров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» 2 места из 7 в совете директоров заняли представители КУГИ. Появление в составе директоров представителей Комитета по управлению городским имуществом города стало основной интригой собрания (чудесное восстановление в совете директоров осталось загадкой для многих). Двумя счастливчиками стали председатель Комитета Игорь Метельский и его заместитель Сергей Сысоев. Кроме них, в совет директоров вошли представители фирм-миноритариев: директор по режиму и персоналу ЗАО «ОБИП» Александр Ершов, гендиректор ЗАО «Совекс» Александр Уланов и глава московского представительства компании «Фест Квантум Лимитед» Андрей Кобзарь. Попали в совет директоров также исполнительный директор порта Александр Тихов и руководитель Департамента регулирования производственной деятельности морских портов Минтранса РФ Серик Жусупов.
Вывод здесь один, и он, увы, не радует. Выходит, что влиять на решения крупнейшего предприятия страны куда более выгодно, чем приносить ежегодную прибыль родному городу.
Александр Николаев
Просмотров: 593