Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Летающая история
07 июля 2006 г.
Прошло время, когда досаафовские плакаты зазывали молодежь в аэроклубы. Теперь надо сильно постараться, чтобы узнать, где же эти аэроклубы прячутся, почему не афишируют себя. Из молодых, да ранних
Формально их несколько — аэроклубы в Горской, в Никольском (Сиворицы), в Куммолове и на Ржевке. Но каждый из них испытывает определенные, порой очень серьезные трудности, как в финансовом, так и в организационном отношении. Год назад, не выдержав полного безразличия со стороны администрации Кронштадта, погиб аэроклуб «Дельфин», который мог показать людям Кронштадт и форты с высоты птичьего полета (выше 200 метров такие самолеты не поднимаются).
Немного особняком держится аэроклуб «Звезда» возле деревни Касимово Всеволожского района. Самый молодой из всех клубов, созданный в 2002 году, он базируется на старом военном аэродроме и обладает уникальной для аэроклубов взлетно-посадочной полосой — аж два километра. Но не только в этом его особенность. Начальник «Звезды» Константин Дорговцов хочет создать у себя музей летающей техники:
— Не такой, конечно, как в подмосковном поселке Монино, где Центральный музей ВВС. Но зато все раритеты у нас летали бы. Где взять? Часть можно достать из войны — самолеты, которые вынужденно садились на лед озер, потом были брошены и плавно ушли на дно, без повреждений. Поднимать самолет нужно грамотно. Был случай, когда под Петрозаводском в одном из озер нашли совершенно целый самолет, а он при подъеме на части развалился. А если бы целый достали, все равно пришлось бы снимать кое-какие части, везти на базу, там смотреть, в каком состоянии все узлы. Даже если они целы, все равно их надо укреплять, на тех, что лежали больше 60 лет в иле, летать нельзя. В результате больше половины будет родного, а все остальное, что работает на прочность, менять надо.
Ил из ила
Как-то позвали Дорговцова на озеро Ильмень, там достали «Ил-2». Но самолет был в плохом состоянии, хоть и целый. В Ильмене местами известковое дно, и известковый налет разъедает металл, он становится пористым. К сожалению, восстановить самолет не удалось.
— Будь он не такой разъеденный — сделали бы. Это же будет не боевая машина, а летающий экспонат, так что корпус вполне выдержит. Но чтобы заниматься восстановлением поднятых машин, нужны очень профессиональные люди. Вроде человека, который в гараже восстанавливает «Як-12». Виктор Подзноев научился летать на аэродроме Куммолово, это Сосновоборский аэроклуб, а живет он в Авиагородке. На свои деньги на месте трех купленных им гаражей сделал ангар, теплый, освещенный, и корпит над самолетом. Лучше него конструкцию этого самолета сегодня никто не знает. А взял он его из кучи металлолома, списанного и выброшенного. И хотя эта модель послевоенная, он уже вполне может считаться ретросамолетом.
Дорговцов уверен — самолет Подзноева может летать. Он стал даже лучше, нежели был при выпуске с завода, — ведь ни одну серийную модель не доводили руками до такого состояния. А занятие это очень дорогое, дороже восстановления паровозов, потому что не найти детали на замену — все приходится делать на заказ в единственном экземпляре.
— Так что, считайте, один самолет в нашем музее уже есть. Плюс еще Монино обещало что-то дать из запчастей и даже кое-какие не нужные им самолеты, да еще у меня кое-где есть на примете машины, которые могут летать, они тоже в Московской области. Большая надежда на Сафоново — это авиагородок под Североморском, у них есть прекрасные старые самолеты, сафоновцы понимают, что до них народ не доберется, а у нас публика не только увидит старые самолеты, но и сможет на них прокатиться. Это же впечатление на всю жизнь и заодно патриотическая работа — машины-то все советские.
Краснозвездные в цене
Константин Викторович уверен, что и на Западе наши самолеты ждут с нетерпением. Ведь на всех заграничных авиашоу с участием ретросамолетов есть все что угодно, но не машины с красными звездами. Посмотреть и покататься на них уже есть желающие, а вот самолетов, готовых к использованию, пока нет. Любой ретросамолет заработает на Западе хорошие деньги, только где такой самолет взять? Монино — государственный музей, они не имеют права заниматься такими «глупостями», как авиашоу, а вот музею летающей техники при аэроклубе это будет вполне по силам.
— Мы могли бы поставить музейные самолеты на аэродроме в Пушкине, туда ведь нетрудно добраться. Нам бы денег еще, всего 500 тысяч долларов, и мы 10 машин на аэродром поставим. Ведь на аэродроме можно разыгрывать настоящие спектакли, причем с участием зрителей. Допустим, на вас надевают комбинезон — и вы заправщик самолетов либо рядовой зенитной пушки, либо кто-нибудь из батальона аэродромного обслуживания.
А пока музея еще нет, в Касимове просто учат летать. Как говорит Дорговцов, тот, кто впервые сам, без инструктора, совершил полет, возвращается на землю другим человеком — спокойнее, сдержаннее и увереннее. Это Константин Викторович знает по себе: летчик и на земле оценивает все с высоты небес.
Татьяна ХМЕЛЬНИК