Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Сегодня открывается выставка «Свет уверенности и надежды»
08 июня 2007 г.
СПбГУ «Исторический архитектурно-художественный музей г. Кронштадта» приглашает на открытие выставки, посвящённой двухсотлетию маячной службы «Свет уверенности и надежды»Маяк (Light house) – искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознавания берега с целью избежания опасностей. Места маяков точно наносятся на карты. Старый термин – фарос.
Строительство маяков в России началось в петровский период: выход русских кораблей на просторы морей потребовал навигационного оборудования районов их плавания. До начала XVIII века не был огражден даже узкий и извилистый фарватер реки Северная Двина, несмотря на то, что с 1584 года на протяжении почти двух с половиной веков Архангельск являлся единственным портом России, через который велась заграничная морская торговля. В 1710 году русскими и английскими уполномоченными было подписано соглашение, по которому устанавливались «якорные, буевые, маячные и прочие деньги во всех Российских пристанях брать с британских кораблей по тому же счету, как они взимают в Великобритании». Это было первое международное соглашение России в области маячной службы.
С основания Санкт-Петербурга все внимание Петра I было обращено к Балтийскому морю. Особенно активизировались работы с 1718 года, когда русский флот стал полным хозяином Финского залива. В 1721 году был сооружен маяк на мели против нынешнего форта Красная Горка. В 1723 году Петр I распорядился «жечь огни» на островах Кокшхер, Гогланд, Стеншхер, Горивальдай, Березовых островах и на оконечности Котлинской косы, где впоследствии был сооружен Котлинский маяк. Котлинский маяк в 1736 году был переименован в маяк Толбухин в честь полковника Ф.С. Толбухина, разгромившего в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинской косе.
Огонь на маяках разводился на верхних площадках, снабженных для этого специальными приспособлениями – жаровнями (канфорами). Для поддержания огня употреблялись дрова, хворост и реже каменный уголь. Прислуга на маяках была временной и состояла из лоцманов, матросов или пехотных солдат. Огонь на маяках зажигался только на время выхода кораблей в море и возвращения их в место базирования, т.е. по особому приказанию. Надзирала за маяками Коммерц-коллегия.
Для наблюдения за исправным содержанием действующих маяков и определения необходимости постройки новых 17 мая 1726 года был назначен особый офицер – капитан М.Я. Гови. В 1727 году были построены маяки Нижний Гогландский и Сескар. Однако в последующее десятилетие маячное строительство совсем прекратилось.
В 1755 году Адмиралтейств-коллегия поручила Кронштадтской конторе над портом провести ревизию существующих маяков и выработать предложения по постройке новых. Обследование показало плачевное состояние навигационного оборудования, однако Адмиралтейств-коллегия ограничилась только решением о перестройке старого маяка Сескар. Одной из причин отставания маячного строительства в России от западных стран было отсутствие в стране специального учреждения, отвечающего за навигационное оборудование морей. Лишь в 1802 г. было учреждено Министерство морских сил, создан Комитет для образования флота с целью установления «ответственности в производстве (морских) дел», а в 1805 г. основан Адмиралтейский департамент.
Просмотров: 642