Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Рост рождаемости вызывает проблемы
20 августа 2007 г.
9 августа на заседании Коллегии администрации Кронштадтского района рассматривались два вопроса: 1. О ходе реализации программы «Развитие образовательной системы Кронштадтского района до 2010 года» в рамках выполнения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005г. № 343 «О концепции развития системы образования Санкт-Петербурга» (решение);
2. О ходе выполнения решения коллегии от 19.10.2005 № 19 «О развитии сети общеврачебных практик в Кронштадтском районе»: состояние и перспектива (информация).
Система образования Кронштадта
Докладчиком по первому вопросу была Елена Рыкина – специалист первой категории Отдела образования. «Программа развития районной системы после обсуждения и принятия её Советом развития РОС, Коллегией администрации района и выходом распоряжения администрации от 13.04.2005 № 178-р получила статус документа, обязательного для выполнения всеми образовательными учреждениями и отдельными сотрудниками», - начала своё выступление Елена Евстафьевна. Оказывается, система образования Кронштадтского района одна из первых в Санкт-Петербурге включилась в процесс разработки Программы развития как одной из новых форм планирования своей деятельности. Начиная с 1993 года, в районе реализованы три такие программы. В настоящее время разработана и реализуется Программа развития районной системы образования до 2010 года.
Далее речь пошла о целях и задачах Программы. Среди основных целей развития системы образования района можно выделить: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребёнка; прививание детям общечеловеческих ценностей и патриотизма; сочетание традиционных ценностей российского образования с новыми идеями их развития; безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы. В ходе реализации данной Программы решаются следующие задачи: 1). формирование знаний, навыков и ценностных ориентаций, необходимых для продолжения образования и для понимания требований к социальному поведению личности; 2). создание условий для формирования индивидуального облика каждого образовательного учреждения, его уникальной образовательной среды, органично интегрирующейся в образовательную среду района; 3). формирование общественной поддержки системы образования, основанной на тесном взаимодействии с семьёй, органами муниципальной власти, деловыми и социальными структурами; 4). обеспечение эффективной социальной защиты детей, нуждающихся в особой заботе; 5). достижение учащимися школы высокого уровня воспитанности, обеспечивающего их становления как граждан и патриотов, способных к жизнетворчеству в пространстве отечественной культуры, развитию и приумножению её потенциала; 6). наращивание научно-методического потенциала системы образования, укрепление её связей с различными научными учреждениями, привлечение представителей науки к работе в образовательных учреждениях; 7). создание систем многоуровневого, непрерывного повышения квалификации педагогических кадров; 8). укрепление и дальнейшее развитие материально-технической базы системы образования; 9). демократизация и совершенствование системы управления на основе делегирования полномочий на различные уровни управления, использования современных информационных технологий и привлечения к управлению образованием как можно большего числа субъектов образовательного процесса.
Елена Евстафьевна назвала этапы Программы развития Кронштадтского образования: модернизация содержания дошкольного и общего образования; информатизация образования; воспитание – забота о каждом; международное и региональное партнёрство в образовании и ресурсное обеспечение.
От теоретических положений специалист отдела образования перешла к практическим результатам. Говоря о настоящем этапе развития образовательной системы Кронштадта, она отметила, что модернизационные процессы, происходящие в российской системе образования, внесли определённые коррективы в реализацию программы развития.
В 2006 году были реорганизованы два учреждения образования. Это государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 и Центр образования «Надежда». На сегодняшний день сеть ОУ района представлена следующим образом: девять государственных дошкольных образовательных учреждений; одна начальная школа - детский сад с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции; пять общеобразовательных средних школ; санаторная школа - интернат; коррекционная школа; семь учреждений дополнительного образования; детский дом смешанного типа; начальное профессиональное училище.
Дошкольные учреждения посещают 1538 детей, в общеобразовательных школах в прошлом учебном году обучались 3518, в ПУ – 252; в детском доме – 48 детей. В учреждениях дополнительного образования работают секции и кружки на 5062 места. Благодаря такой вариативности, все дети Кронштадта охвачены обучением, в том числе и нуждающиеся в обучении на дому по медицинским показаниям.
Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности развития в соответствии с Образовательными Программами и Программами развития.
Ни для кого сегодня не секрет, что Санкт-Петербург столкнулся с проблемой поступления дошкольников в детские сады. В 2006 году такой проблемы в Кронштадте не существовало. Однако с 2007 года стало всё труднее удерживать данную планку. Это связано не только с тем, что идёт рост рождаемости. В рамках проводимой Правительством Санкт-Петербурга социальной политики, детские сады стали самой дешёвой для населения услугой, что, естественно, делает их привлекательными для молодых семей. В результате, в последние годы резко увеличивается спрос на группы раннего возраста. Отделом образования подготовлена адресная программа оптимизации деятельности ГДОУ района до 2011 года в целях обеспечения доступности дошкольного образования, в том числе: с 01.09.2007 открываются дополнительно две группы раннего возраста в ДОУ №2; приводится в соответствие с видом учреждения порядок комплектования ДОУ № 14, что дополнительно даст району 30 мест; открыта группа интегрированного обучения в ДОУ № 4 для детей со сложной структурой дефекта; с 01.09.2007 в начальной школе - детском саду № 662 к имеющимся семи группам дополнительно открывается группа для детей с тяжёлым недоразвитием речи; к 2010 году планируется высвободить типовое здание детского сада в микрорайоне 19 квартала для использования по назначению. Детский дом № 35 переедет в реконструированное здание по улице Мануильского, дом 31.
В 2005 году Правительство Санкт-Петербурга утвердило Программу социально-экономичского развития Санкт-Петербурга на 2005 - 2008 годы, которая представляет собой систему целевых ориентиров развития. Например, охват дошкольным образованием. В среднем по городу он составляет 51%. Это базовое значение. Целевое значение – 60%. В Кронштадте по состоянию на 01.07.2007 он составляет 86,3%.
Проект «Модернизация содержания дошкольного и общего образования» предполагает дальнейшее расширение спектра образовательных услуг. Елена Рыкина назвала конкретные результаты: введены иностранный язык и информатика в начальной школе; для поддержания и сохранения здоровья детей дополнительно проводится третий урок физической культуры; увеличилось число лицензированных образовательных программ; 427 школа преобразована в «Школу информационной культуры», получив статус школы - лаборатории (это одно из звеньев в информационном обеспечении образования).
В школах района открыты мультимедийные классы - лектории, в которых учителя-предметники проводят уроки с использованием информационных технологий, мобильные компьютерные классы. Для сравнения: если в 2005 году на один компьютер приходилось 36,4 ученика, то на 01.07.2007 этот показатель составил – 11,3. Но, несмотря на то, что данный показатель выше среднего по Петербургу, Елена Евстафьевна заметила, что нашему району есть, куда стремиться. Остаётся низким показатель загрузки компьютерных классов. Десять компьютерных классов заняты в учебном процессе от 20 - 30 часов в неделю, два – менее 20 часов в неделю. Причину Отдел образования видит в отсутствии необходимого набора прикладных педагогических программных средств и ставит перед ОУ задачу расширить перечень электронных учебников и образовательных программ, электронных учебных программ по базовым общеобразовательным предметам.
273 кронштадтских педагога в соответствии с планом мероприятий прошли подготовку и переподготовку по программе «Информационные технологии».
В настоящее время все школы и детские сады имеют выход в Интернет. Но и о проблеме ограничения доступа учащихся к негативной информации, распространяемой через Интернет, в Отделе образования не забывают.
Далее Елена Евстафьевна заявила, что «современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является основным средством удовлетворения образовательных потребностей ребенка и его родителей». Говоря о качестве образования, она в первую очередь выделила проблему здоровья наших детей.
По-прежнему высоки показатели хронической заболеваемости учащихся Кронштадта. Прежде всего, это болезни органов пищеварения, дыхания, глаз, костно-мышечного аппарата. К сожалению, приходится констатировать, что и школы несут определенную долю ответственности за эту ситуацию. Основная работа по сохранению здоровья учащихся ежедневно ложится на каждого работника системы образования: директора, завуча, методиста, учителя, которым необходимо правильно составить расписание и режим работы ОУ, учебные планы и учебные программы, не допустить перегрузок учащихся, использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии, сформировать понимание ценности здоровья и здорового образа жизни. Был затронут и вопрос правильного питания школьников. Учитывая важность рационального питания подрастающего поколения, Правительством Петербурга принято решение о предоставлении питания на бесплатной основе всем ученикам начальной школы. А в целом, в нашем района горячее питание на платной и бесплатной основе получают 51% школьников. В связи с этим перед учителями, администрацией школ, органами самоуправления стоит задача по созданию системы питания школьников в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями и обеспечивающей целостное развитие растущего организма.
Четко осознавая, что неотъемлемой частью физического здоровья человека является его психологическое состояние, Отдел образования внимательно следит за качеством работы Кронштадтского Психологического Центра. В школах № 676, 424, 662, ДОУ № 13, № 4 работают психолого-педагогические консилиумы из специалистов службы сопровождения для оказания помощи и отслеживания образовательного маршрута ребенка. На базе Психологического центра проводятся занятия и тренинги по профессиональному самоопределению учащихся 8 - 11 классов, круглые столы, семинары по дальнейшей социализации учащихся в обществе.
Рассмотрев социальные функции образовательных учреждений, Елена рыкина перешла к результативности участия нашего района в реализации национального проекта «Образование». В части участия в конкурсных отборах на получение государственной поддержки за последние два года Кронштадт добился следующего: в 2007 году 425 школа получила государственную поддержку и грант на один миллион рублей как образовательное учреждение, активно внедряющее инновационные программы; в 2006 году премию «Лучший учитель России» (100 тысяч рублей) получила педагог 422 школы Шлендова М.А.. Помимо этого, ежегодно наши учителя получают звания «Лучший учитель Санкт-Петербурга», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга» и Премию Правительства Санкт-Петербурга в размере 20 тысяч рублей, а наши школьники удостаиваются Премии Президента РФ талантливой молодёжи, становясь победителями Всероссийских олимпиад. Елена Евстафьевна перечислила различные конкурсы городского уровня и призовые места, которые занимали наши образовательные учреждения в прошедшем учебном году. Также она напомнила о наших золотых и серебряных медалистах, которых стало в несколько раз больше по сравнению с прошлым годом.
После выступления представителя Отдела образования, слово было дано приглашенным на заседание директорам кронштадтских школ. Татьяна Уханова отметила важное значение Программы развития образования для 424 школы, положительные изменения которой заметны каждому кронштадтцу.
Интересны замечания, высказанные главным специалистом Комитета по образованию Петербурга Ольгой Криславской. 6 апреля 2007 года на заседании Координационного совета по модернизации образования при Комитете по образованию были рассмотрены результаты экспертизы Программы развития кронштадтской системы образования. Экспертом выступила Пискунова Е.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Была отмечена хорошо проработанная структура программы, её направленность на повышение качества жизни в районе, соответствие законодательным и нормативным актам в сфере образования федерального и регионального уровня, выполненный подробный анализ результатов предыдущей Программы. Особо было отмечено, что несомненным достоинством является межведомственный характер Программы и наличие раздела «Управление реализацией программы». А в качестве пожеланий было высказано следующее: показатели эффективности Программы должны быть более конкретными, их нужно связать с финансовой стороной; нужно точнее определить зону развития и сосредоточиться на тех мероприятиях, которые выполняют задачи Программы (речь опять же идёт о конкретике); в Программе следует прописать источники финансирования.
А после экспертного комментария слово держал Председатель Коллегии Александр Горошко. Он признал промежуточные результаты реализации Программы удовлетворительными, отметил, что мы четко видим перспективы развития системы образования вплоть до 2010 года, и заявил, что мы правильно движемся. Глава поручил Отделу образования разработать показатели оценки развития системы образования и определить финансовые механизмы реализации проектов. В связи с чем было подписано решение «О ходе реализации программы «Развитие образовательной системы Кронштадтского района до 2010 года» в рамках выполнения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 №343 «О концепции развития системы образования Санкт-Петербурга».
Общеврачебная практика
По второму вопросу выступила Наталья Маслова, главный врач СПб ГУЗ «Городская поликлиника № 74». По её словам, по состоянию на 31 июля 2007 года в «Городской поликлинике № 74» работает 11 врачей общей практики (из них два врача получили сертификат специалиста в 2007 году) и 16 медицинских сестёр общей практики (из них четверо получили сертификат специалиста в этом году). Доля переподготовки участковых врачей - терапевтов во врачей общей практики составляет 73,3%. Это один из наилучших показателей по Санкт-Петербургу.
В нашем районе оснащено 11 рабочих мест для врачей общей практики. С первого мая 2007 Второе терапевтическое отделение реорганизовано в отделение общей врачебной практики № 2.
Наталья Анатольевна перечислила основные проблемы, которые есть в нашем городе. Во-первых, в настоящее время в поликлинике работает 11 врачей общей практики и четыре участковых врача - терапевта. Учитывая, что по существующим приказам у врачей общей практики на обслуживании должно находиться 1500 человек, а у терапевта 1700 человек, только 23300 человек нашего города обеспечены врачом «первого контакта». Укомплектованность участковыми врачами-терапевтами и врачами общей практики составляет 63%. При этом, среди врачей есть лица пенсионного возраста и инвалиды. Несмотря на существенное повышение заработной платы, за последние 2 года молодые специалисты в поликлинику не пришли. (Кстати, названная средняя зарплата врача и медсестры общей практики весьма оживила аудиторию. Врач получает 34 тысячи рублей в месяц, а медсестра – 22, при рабочем дне – 10 - 11 часов.) В силу сложившихся обстоятельств на сегодняшний день, функции врачей общей практики практически приравнены к работе участкового врача-терапевта. Проблемой является то, что в Приоритетном национальном проекте РФ «Здоровье» никак не отражена разница в работе между врачом общей практики и участковым терапевтом.
Во-вторых, показатель госпитализации, который был раньше одним из индикаторов качества медицинской помощи населению и традиционно был ниже у врачей общей практики, чем у врачей-терапевтов, потерял своё значение, так как сегодня никто не заинтересован в его снижении (ни учреждения, ни страховые компании, ни врачи).
Единственным положительным моментом, который отметила Наталья Маслова, стало то, что врачи общей практики значительно меньше, чем участковые врачи-терапевты направляют своих пациентов на консультации к «узким специалистам», что способствует увеличению доступности медицинской помощи для тех пациентов, кто действительно нуждается в консультации врача-специалиста. За последние годы направляемость снизилась в 5 раз. Количество вызовов скорой медицинской помощи к пациентам, которые находятся на обслуживании у врачей общей практики, снизилась на 30%.
«Несмотря на некоторые весьма пессимистичные моменты мы продолжаем работу по развитию общей врачебной практики в районе, - заканчивала свой доклад Наталья Анатольевна. - На 2008 год запланировано переобучение двух врачей-терапевтов, создание ещё 10 рабочих мест для врачей общей практики и открытие нового офиса общей врачебной практики во вновь строящемся жилом доме в 19 квартале».
Дополнить выступление главврача 74-й поликлиники вызвалась Ирина Владимировна Ларина, начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи Комитета по здравоохранению. Она сказала, что нельзя смотреть на вещи так оптимистично. Конечно, у нас есть кое-какие проблемы, но все-таки Кронштадт является лидером по общеврачебной практике в Петербурге. А это – приближение оказания медицинской помощи к населению и снижение очередей в поликлиниках.