Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Неопубликованные дневники Иоанна Кронштадтского. Часть 3
30 сентября 2007 г.
Дневник 1873 годМудрые сограждане о. Иоанна
"О. Алексей Щитунов и Авдотья Алексеевна, его матушка, сильно обличили меня в несоблюдении поста и крепко напали на меня; о. Алексей назвал меня нигилистом; он и мать сказали, что я дурной пример подаю прихожанам; что я от несоблюдения поста болею ушами. Достойно и праведно я изобличен; приемлю это властное обличение как от Тебя Самого, Господи: я достоин того – помилуй! Всеми врачами и вообще людьми наблюдательными признано, что удивительно, как мало человеку нужно пищи и питья для поддержания жизни и сил, сказал о. Алексей. И я тоже думал: ибо и слышал сам. – Оттого и болим, что в пост скоромное ядим, сказал о. Алексей.
Преосвященный Митрополит Санкт-Петербургский Исидор раздает ежедневно милостыни до тридцати рублей (о. Константин Иванович Ветвеницкий); ежедневно, очень много занимается делами и дорожит каждой минутой (о. Алексей Иванович Щитунов). Благодарю Господа, вразумившего меня о Владыке моем.
Федор Васильевич вчера прекрасно дал мне понять, что за Государя и Царский Дом мы должны особенно усердно молиться, потому что на него возложено тяжкое бремя, неудобоносимое для обыкновенного человека без особой помощи Бога, что он подвергается множеству искушений всякого рода, например, роскоши, увеселений мирских, лести, пронырства, хитрости, зависти, недоброжелательства, и пр.; что жизнь его подвергается нередко опасности от множества врагов. – Итак, по любви к нему как нашей главе и нашему повелителю во благое, мы должны за него усердно всегда молиться, и особенно потому, что слово Божие повелевает нам молиться за царя и за всех, кои во власти, да тихое и безмолвное житие поживем. –
При употреблении постной пищи нет тех подстреканий ко греху со стороны плоти нашей, которые мы столь сильно чувствуем, употребляя скоромную пищу. Благо пост. И сон легче в пост. Испытано. Итак, согрешил я тяжко пред Богом, что употреблял молоко, сливки, масло коровье в пост, якобы для здоровья, а в самом деле по прихоти. Раздери завесу в сердце своем, говоря с ближним, и говори совершенно искренно, как с собою. – (Федор Васильевич).
Как иерей, раб столь благого Владыки, каков Господь Иисус Христос, быть злы к кому бы то ни было, как может враждовать, ненавидеть, завидовать, лихоимствовать и пр.? Или он забывает, что он раб своего благого Владыки? – А наказания внутренние разве не напоминают о том часто? – О злоба! О нерадение! – А скольких недостатков полон сам! И я, ничтожный червяк, нечистый, растленный, слабый – осмеливаюсь ненавидеть, презирать созданного по образу Божию, подобного мне по всему брата, соискупленника Христова? Ничего не делает, даром мой хлеб ест такой-то или такая-то? Не он и не она, а – ты: ты чужд духовного делания, и на себя обрати злобу и презрение, а не на ближнего; ты крайне обнищал духовно и не видишь этого; ты исполнен всяких грехов – и поднимаешь бровь против ближнего? – Ближний, если терпит твою гордость, злобу, надутость, грубость, ругательство, угрозы, – он без дела много делает в очах Господа, взирающего и на внутреннее, а не на внешнее только делание".
Интересные наблюдения о. Иоанна Кронштадтского
Среди прочих дневниковых записей после поездки батюшки в Петербург обнаружилась заготовка печатной статьи о. Иоанна, где он высказывает актуальные и интересные наблюдения. Более всего интересен простой и красивый русский язык газетной статьи.
"21 июня. Где явилась крайняя немощь, страдание, бесчестие по человечеству нашего Господа, грех ради наших, то есть – на Кресте, там же – на Кресте – явилась, открылась и сила Его и наша (ибо Он за нас все совершил), – наше исцеление и наша отрада и блаженство, наша слава. – Слава Кресту Твоему! Слава истощанию Твоему вольному, Христе!
Благодарю Господа за утешение, дарованное мне по Его внушению сестрою моею Анною Константиновною и женою моею при прощании ее со мною, когда я отправлялся в Питер погостить у Ветвеницких; – перед этим была сильная борьба, особенно в Инженерном саду.
В бытность мою в Загородной больнице, Владыка Митрополит освящал летнее помещение Приюта для бедных детей человеколюбивого общества, выстроенное купцем Петербургским Ильею Федуловичем Громовым; потом он был на обеде у него. – Дом душевнобольных, учрежденный Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Александром Александровичем. 1870-1871. Душевнобольные разделены на буйных и спокойных. Есть странные комбин(ации?) у некоторых: один представляет себя двоюродным братом Шаха Персидского и по родословной таблице докажет вам это так же, как – что дважды два четыре, другой воображает, что он – Господь Саваоф, и что ему, т. е. душевнобольному, должны все поклоняться; а так как комары и мухи не церемонятся с ним и, садясь на его лице, лоб, шею, руки, беспокоят его, – то и он с ними не церемонится и, если не успеет их убить рукою, зачастую пускает им вдогонку стулом или кружкой; третий – воображает себя Иисусом Христом во время сокровенного пребывания Его между людьми, – и представляет себе, что он скоро будет креститься в Иордане и потом явится миру, как Искупитель людей. Четвертый воображает себя Духом Святым; иной – позволяет себе есть необычайно много – так, что, если бы ему подавать, он не перестал бы есть дотоле, пока не заболит живот. – Всех больных помещается сто тридцать.
На устройство больных пожертвовано Наследником 70 тысяч рублей; и ежегодно жертвуется 20 тысяч. Прекрасный пример для русских – надежды народа русского. И пример этот не остается без добрых последствий. Один московский купец пожертвовал двадцать тысяч на устройство еще одного деревянного большого здания для помещения душевнобольных, так как прежде устроенных зданий, коих числом десять, оказывается мало. Кроме того, Санкт-Петербургский купец Илья Федулович Громов постоянный жертвователь этой больницы и член комиссии для попечения об этом благотворительном заведении. Он же неподалеку от этого заведения (в версте) у Парголовской дороги выстроил несколько домов на земле Удельного ведомства для летнего помещения бедных детей приюта Императорского Человеколюбивого Общества. Оно было освящено 19 сего июня Его Высокопреосвященством Митрополитом Санкт-Петербургским. Возвращаясь мысленно к душевнобольным, кстати замечу, что душевнобольных, или сумасшедших, с каждым годом у нас становится больше и больше. Это видно как из ежегодного умножения в двойной и в тройной пропорции умопомешанных в столице и из потребности новых и новых помещений для них, так и из того факта, рассказанного одним Воронежским губернатором, князем Г., что, когда он приехал в Воронеж на должность, то в тамошней градской больнице было только 50 умопомешанных, а когда уезжал оттуда, чрез 6 или 7 лет, то в ней было уже 250, и так всегда увеличивается число их. Жалко! Ибо что дороже всего на свете, как здравый ум в здравом теле! Благодарение и спасибо от всякого доброго, сострадательного человека благодетелям и друзьям страждущих своих собратий! Но дай Бог, чтобы наши сумасшедшие не увеличивались, а уменьшались; а для этого побольше надо нормальности в воспитании, в жизни, в обычаях, привычках. Само собою разумеется, что человек сходит с ума, как вагоны с рельсов, – не от правильного и спокойного течения духовной жизни, или умственных работ, а напротив. Надо вовремя предупреждать подобные несчастия. – А у нас в Кронштадте есть ли умопомешанные?
Дай Бог, чтобы их не было, чтобы был у всех здравый ум в здравом теле. Но нам тоже крайне необходимо одно благотворительное учреждение, это – Дом для бедных и церковное общественное Попечительство о бедных, как для доставления им необходимых потребностей житейских, так особенно для здоровых из них – труда. Это не менее благодетельно было бы для них, как и дом для душевнобольных, даже гораздо более: ибо в доме умопомешанных находятся люди, большею частию потерянные для себя и для общества, а здесь – еще не совсем потерявшиеся и могущие доставлять пользу себе и обществу и ожидающие только участия, помощи и благодетельного толчка от своих достаточных и влиятельных собратий. Предупредить или прекратить разврат, пьянство, окончательное обленение, нужду тяжелую, болезни, преждевременную смерть, – сделать их полезными членами общества – это наше дело; и всех общественников я опять приглашаю принять участие в открывающемся Попечительстве.
Оно скоро будет открыто; надо нам избрать только, по предложению Епархиального начальства, председателя; но так как собрание членов по летнему времени, когда многие разъехались по дачам или заняты самым горячим делом, – очень затруднительно, то я предлагал звание председателя частным образом при встрече некоторым купцам, известным мне по сочувствию их делу благотворительности, и некоторые из них отказались, но купец Иван Федорович Осетров не отказался принять на себя звание председателя, если члены будут не против него, а я знаю, что многие желают, чтобы он принял на себя звание председателя. Об этом я и заявляю печатно, и если кто против него, а не за него, тот пусть благоволит указать другого, готового и более ревностного к благому делу. Имею честь при сем просить всех п. членов, коих я приглашал год назад быть членами братства, пребыть таковыми неизменно, и кто не доставил условленной суммы для раздачи бедным, тот пусть благоволит таковую доставить. По утверждении церковного Попечительства высшим начальством, – объявлено будет о том в Кронштадтском вестнике, и затем вскоре оно будет открыто после должного молебствия, в собрании членов. При сем заявляю, что лепты, собравшиеся мною с некоторых прихожан, были немедленно раздаваемы до копейки бедным и, при малочисленности пожертвований, в остатке не осталось ничего. – Священник Иоанн Сергиев. 28 июня. Во время всенощной мне пришла мысль с особенною силою убеждения в ее истине, что душа, созданная по образу Божию, дает такую красоту телу, что на нее должно обращать постоянно преимущественное внимание, а не на красоту тела, которое тленно; что надо удивляться неизреченной Красоте Бога и Господа, Виновника всякой красоты в тварях, и чтобы быть нам истинно и вечно, а не временно только прекрасными, мы должны стремиться непрестанно к соединению с Ним исполнением Его совершеннейшей воли".