Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Блиц-интервью с председателем Санкт-Петербургской избирательной комиссии Александром Валентиновичем Гнётовым
23 октября 2007 г.
Об изменениях в законодательствеАлександр Валентинович, одним из основных источников избирательного права является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Ныне действующий закон уже третий по счету, при этом с момента вступления в силу (25 июня 2002 года) в него внесено значительное количество изменений. Постоянно изменяется нормативная база по выборам Президента страны и депутатов Государственной Думы. На сколько оправданы постоянные изменения в законе, и какие новации появились в законодательстве в преддверие предстоящих выборов?
Наша жизнь постоянно меняется оттого, что государство динамично развивается. Эти изменения в жизни общества влекут за собой изменения в законодательстве. Вопрос в том - отражает ли быстро меняющееся избирательное законодательство те процессы, которые происходят в обществе, или отстает от них?
Действительно, обновление федерального законодательства идет настолько быстро, что правоприменителям бывает нелегко угнаться за этими изменениями. По скромным подсчетам, только в позапрошлом году было изменено около 150 законодательных актов федерального уровня. Среди них, например, в Налоговом, Бюджетном и Жилищном кодексах. Существенно было изменено и избирательное законодательство. Возникает вопрос, а почему указанные изменения должны вызывать отрицательную реакцию? Вы же, наверное, не будете возражать против практически полной замены российского законодательства в так называемый «послеперестроечный период». Жизнь потребовала - и изменили!
По моему мнению, не вина, а скорее беда существующего избирательного законодательства, в том, что была выбрана концепция его преимущественного построения в виде описания процедур избирательных действий. Поэтому многие положения носят скорее описательный характер и не обладают общепринятой структурой нормы права. А процедура всегда более подвижна (и, следовательно, постоянно совершенствуется) по сравнению, например, с базовыми принципами проведения выборов, которые также есть в избирательном законодательстве. И они — прошу обратить внимание — с момента возникновения законодательства практически не подвергались изменениям.
Именно процедура, меняясь в соответствии с внешними обстоятельствами, своими изменениями и должна охранять неизменность тех самых базовых принципов и стандартов избирательного законодательства. Например, чтобы до начала голосования в опечатанной избирательной урне не оказалась пачка заполненных бюллетеней, в старом Законе было необходимо изменить процедуру опечатывания урн.
Это и было сделано. И было установлено, что до начала голосования необходимо показать наблюдателям пустые избирательные урны, а только потом их опечатывать на виду у всех.
Для того, чтобы избирательное законодательство было более гибким, я бы выделил общую часть избирательного законодательства, ядром которой являются принципы и стандарты проведения выборов, а также описание статуса субъектов избирательного права. Оставшуюся, преимущественно процедурную, часть отдал бы в компетенцию ЦИК РФ (для выборов федерального уровня) и избирательных комиссий субъектов РФ (для выборов регионального уровня), выведя ее за рамки закона.
Регулирование подобного вопроса было бы уместно в инструкции, а не в законодательном акте. Ее можно и должно корректировать перед каждыми выборами, не прибегая к внесению изменений в закон. Тогда бы избирательное законодательство стало меньше по объему и, надеюсь, менялось бы реже.
Теперь становлюсь на том, что касается законодательных новаций на предстоящих декабрьских выборах депутатов Государственной Думы.
Главное отличие предстоящих выборов в том, что они будут проходить исключительно по пропорциональной системе. Одномандатных округов не будет. Это значит, что участвовать в борьбе смогут только политические партии. И все 450 депутатских мандатов разделят между собой партии-победители. А для того, чтобы получить думские мандаты партии должны заручиться поддержкой семи процентов избирателей. Ранее для этого требовалось на два процента меньше.
Не найдут избиратели в избирательных бюллетенях и графу "против всех". По мнению законодателей, кандидат "против всех" мешает осознанному волеизъявлению избирателей.
Есть еще одно важное новшество. Впервые на федеральных выборах не устанавливается минимальный порог явки, ранее составлявший 25 процентов избирателей.
Я назвал основные отличия предстоящих выборов от прошедших. Есть и другие изменения.
Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Просмотров: 544