Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
В Петербурге пройдет акция «Свеча памяти»
21 июня 2009 г.
В самую короткую ночь в году город-герой Ленинград вспоминает события шестидесятивосьмилетней давности. Начало самой страшной в истории человечества войны. Ее в Петербурге вспоминают акцией «Свеча памяти». Горожане зажгут 1418 свечей – по числу дней войны – у «Блокадной полыньи», одного из тех мест, где в годы оккупации ленинградцы черпали воду.
На фронт уходили уже 23 июня добровольцы, ополченцы. Уходили с музыкой и уверенностью, что скоро вернутся. Без музыки не обходилось и на передовой: марши, лирические песни. Государство только приветствовало гастроли артистов по частям армии, которые должны были поднимать в бой, убеждать, что враг слаб, грозить наказанием за отступление. Малоизвестный факт, на нем подробно не останавливаются даже историки музыки, на вооружение армии был поставлен даже джаз. Правда, адаптированный и названный «эстрадной музыкой».
Вольность, которую себе до сих пор позволяет не каждый военный оркестр, играть песни о любви, а не о долге Родине.
Игорь Касприв, дирижер военного оркестра Военно-морского инженерного института:
«Я всегда говорю, помните, когда вы будете начальниками, оркестр в вашем подчинении может и должен будет играть не только музыку ритуальную: марши и похороны – это наша служба ежедневна. Но и такую музыку в том числе».
Командиры армий и фронтов во время Великой Отечественной войны хотели, чтобы такую развлекательную музыку слушали на фронте. Солдаты, пользуясь этим, с удовольствием заказывали духовым оркестрам песни мирного времени взамен патриотическим маршам. Но это был не джаз в привычном смысле слова. Инструментальную музыку вообще не слушали. Артисты адаптировали американскую классику к тому времени.
Владимир Фейертаг, джазовый критик:
«Вспомните такие шлягеры, как «Неудачное свидание» Цфасмана или «Барон фон дер Пшик». Утесов во время войны исполнял. Это пародийная песенка о дураках-немцах. Тогда была такая мода: в первой части войны говорить о том, что противник дурак. Потом уже пришла тенденция показывать противника, как реального врага».
До войны в Ленинграде существовало несколько джаз-оркестров. Под управлением Якова Скоморовского, Николая Минха, Алексея Семенова.
С ними вместе работала Клавдия Шульженко. В первую блокадную зиму она дала 500 концертов. По 2-3 в день.
Единственное существенное отличие мирного джаз-бенда от военного: рояль заменили аккордеоном, потому что тяжелый инструмент невозможно было найти на фронте. Хотя и аккордеон еле отыскали в осажденном городе.
Владимир Фейертаг, джазовый критик:
«Очень часто им приходилось прерывать концерт из-за внезапных бомбежек, укрываться, затем выступать снова. Находили музыкантов, которые от истощения практически умирали, вытаскивали их из постели, включали в оркестр. Так произошло со знаменитым барабанщиком, который затем стал очень интересным человеком в оркестре Ленинградского радио, Александром Козловским».
Сам джаз в том виде, в котором он существовал во время войны, приветствовали. Даже сняли фильм, который в 1942 году разослали по всем фронтам. Все искусство было подчинено одной цели – поднять бойцов на войну. За борьбу жанра тогда никто не боролся. Поэтому блатные песенки по аккомпанемент джазового биг-бенда слушали с удовольствием.
Многие оркестры Ленинграда с началом войны вошли в состав армии, выступали в Домах офицеров, в Домах флота. Оркестр под управлением известного в последствии Иосифа Вайнштейна остался в Кронштадте. Командиры называли это «самодеятельность», но с удовольствием слушали зарубежные произведения. У Игоря Касприва хранится папка. То ли в шутку, то ли всерьез, на ней написано: «хранить вечно». В подобных «делах», возможно, действительно, хранили ноты, на всякий случай, потому что найти их в Советском Союзе было невозможно, а открыто взять у иностранца – значит, признать себя шпионом. Некоторых музыкантов, исполняющих джаз, репрессировали именно по статьям: шпионаж, предательство Родины.