Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Илья Лагутенко: «Не будет новых Майклов Джексонов»
02 июля 2009 г.
Илья Лагутенко: «Не будет новых Майклов Джексонов»01/07/2009
Говорят, Илья Лагутенко очень счастлив в семейной жизни. Что он образцовый отец и внимательный муж. Тем не менее с головой в «бытовое счастье» лидер «Мумий Тролля» не погрузился. И боевой музыкальный дух не утратил. Сидя напротив меня в баре гостиницы и потягивая минералку, он с жаром рассуждал о судьбах русской музыки.
Время мелких движений
— Несколько лет назад ты вошел в историю — то есть в учебник МГУ. Как человек, оказавший влияние на поколения молодежи. Учебник купил?
— Да, он у меня стоит дома на полочке. Приобрел, чтобы вручить потом детям, когда вырастут. Более того, я встречался с человеком, который был ответственным за выпуск учебника. Спросил, неужели он так любит группу «Мумий Тролль»? Оказалось, что нет. И не слышал толком. Просто он проводил социологическое исследование, опрашивал разные слои молодежи… Это круче каких-то там призов и непонятных премий, которые мне периодически присуждают.
— Даже круче «Степного волка» — независимой премии Артемия Троицкого?
— С Артемием нас связывает дружба. Но он для меня был авторитетом с детства. Их не так много — тех, кто в нашей стране пишет о музыке, разбирается в музыке и слушает музыку. На мой взгляд, главная проблема «сегодня» в том, что слушателям нужны навигаторы, которые скажут, что хорошо, а что плохо. На что можно потратить время и что послушать.
— А мне кажется, что «навигаторы» зашкаливают. Сам Троицкий недавно признался, что очень мало новых имен, новых идей в российском музыкальном пространстве. Согласны?
— Не то чтобы ничего не происходит... Да, оно не бурлит и не кипит, как в восьмидесятые. Но какие-то коллективы появляются, я за ними слежу. И делюсь с народом своими наблюдениями на сайте. Чтобы новые группы имели шанс быть услышанными. Что-то движется в музыке, но… в маленьких компаниях людей. Это, наверное, такое сегодняшнее время.
— Время мелких движений?
— Пожалуй, не будет у нас новых Элвиса Пресли, Майкла Джексона, Виктора Цоя и Майка Науменко. К сожалению, не будет. Я в Питере в восьмидесятые редко бывал, наездами. Но хорошо помню тогдашнюю музыкальную жизнь. Живые концерты Гребенщикова, Кинчева, Свина, «Объекта насмешек». Не было одного бога — был Олимп с небожителями. Такое не повторяется.
Продюсеры тоже люди
— В общем, таких ярких богов, как тогда, увы, не наблюдается…
— Это мы с вами лет через двадцать обсудим. Сейчас по радио играет группа «Мираж», и я радуюсь: «Эх, музыка нас связа-а-а-ла…», вот были времена! А тогда мне казалось: куда деваться от этих баб ужасных, тошнит уже. Готов был прирезать на месте человека, который сочинил им эти песни.
— А «прирезать на месте» Виктора Дробыша ты до сих пор хочешь? Или уже остыл?
— История-то с печальным концом. Мы спели на премии FUZZ эту фразу: «Дробыш, соси, уе…ш!». И суд над Сергеем (Качем) за оскорбление чести и достоинства Дробыш выиграл. Я, честно говоря, думал, что у людей гораздо больше чувства юмора, и у самого Дробыша хватит ума остановиться. И я, и Сергей Кач воспринимали эту композицию не как выпад против конкретного человека, и даже не как «крестовый поход» против попсы. Это просто была юморная песня про замылившие глаз «Фабрики». Все это судилище я не поддерживаю. Ведь песня по большому счету даже не принадлежит перу Сергея и является сэмплом другого коллектива. А вынесение приговора и сумма, которая должна быть возмещена Виктору Дробышу, еще раз показывают, что не все так весело у нас в юриспруденции. Это я к тому, во сколько государство оценивает моральный ущерб. Просто знайте теперь: если вам кто-то очень не нравится, дальше 50 тысяч рублей дело не пойдет. (Смеется.)
— Ты в сторону поп-цеха по-прежнему смотришь с омерзением?
— Я ни на кого с омерзением не сморю. Я считаю, что каждый человек творит так, как может. Я просто не ассоциирую себя с тем, что они делают. Я — не продюсерский проект. А все «Фабрики звезд» — коммерческая история. Это как организовать магазин по продаже тибетских статуэток в центре Костромы. Вроде первое время он будет приносить прибыль, потому что мода такая начнется — всем по слонику на печке поставить. А потом мода проходит. И с продюсерскими проектами так же. Пройдет несколько лет — никто не вспомнит песен, которые были написаны на «Фабриках». А стоило ли тогда этим заниматься и вкладывать в проект такие деньги? Было бы гораздо больше отдачи, если бы творчески подошли к людям, которые действительно сами что-то создают...
— Значит, ты наивно веришь, что эра продюсеров когда-нибудь закончится?
— Определенно закончится. Потому что их, продюсеров, не так много. И они тоже люди-человеки и наверняка когда-нибудь задумаются о себе: «Неужели мы так и будем писать песни и вести этих бесконечных мальчиков-девочек?» Может, кому-то и нравится быть Карабасом-Барабасом, дергать за веревочки. Но у меня есть другие сведения об этих людях.
Непотопляемый матросский дух
— Ты, говорят, в Питере документальный фильм снимаешь? О чем?
— Ну, не все так глобально. Бывшие моряки (а в группе их три из четырех), пообщавшись с другими бывшими моряками, товарищами юности, решили сделать морской видеофильм. Он сейчас в процессе создания. Мы запечатлели присутствие мореманов от «Мумий Тролля» в Кронштадте. Долго вели переговоры с морским ведомством, чтобы нас запустили на корабли. Основная идея видео — задокументировать непотопляемый матросский дух, который не всегда совпадает с решимостью командиров. Песня, для которой мы фильм делаем, о том, что нас ждет на берегу, об ответственности, любви и бесстрашии.
— День Военно-Морского Флота группа, стало быть, празднует?
— Празднует. Так как мы фильм не сняли до конца, в День ВМФ с концертом к вам приедем.
— Почему к нам, а не в родной Владивосток? Кстати, часто ты там бываешь?
— Не так уж часто. Владивосток отличается от всей России. Прежде всего, здоровой долей пофигизма. Эдакое мореманское: «Сегодня гуляем, а завтра — в море, а вы расхлебывайте!» К сожалению, это чувствуется во всех сферах. Владивостоку не везет в последнее время с управителями. От перемены их фамилий проблемы никуда не уходят. Вечные криминальные разборки, теперь вот еще и социальная напряженность. Лично мне от этого не радостно.
Не повторить ошибки Кинчева
— Ты дружишь с Константином Кинчевым. А как относишься к идеям его воинствующего православия?
— Да мы с ним их не обсуждаем. Мне даже неудобно его об этом спрашивать, а ему, видимо, неудобно самому заводить об этом разговор. У нас есть творческие вопросы для обсуждения. Есть разговоры о том, что происходит в наших семьях, но не более того. Костя — замечательный человек, я его уважаю не только как музыканта той «Алисы» времен альбома «Энергия», которая оказала большое влияние на меня как на музыканта.
…Я помню, познакомился с ним в 1997 году. На наш концерт Кинчева привел Миша Козырев. И потом поехали к нам домой, на дачу, о чем-то разговаривали, тогда еще выпивали. Помню, Костя пугал меня тем, что у меня будет тяжелая дорога с нервными срывами, проблемами с алкоголем и наркотиками. А я ему объяснял, что у каждого свой путь, и не обязательно все его ошибки я повторю. Сейчас он понял, что его тогдашние пророчества не оправдались, но мы по-прежнему дружим.
— Кстати, о семье. Вы с женой назвали дочку двойным именем. Почему?
— Потому что бабушек две. С моей стороны Вероника, у жены — Валентина. Так, чтобы не обидеть обеих.
— Зрелое отцовство — оно другое? Отличается воспитание старшего сына Игоря от того, как ты пестуешь дочку?
— Конечно, отличается. Все-все-все по-другому! Я с ней гуляю, читаю, меняю памперсы. Мне это нравится. Я этого хотел, ждал, я получил! Несколько лет назад и не думал, что можно сочетать то, чем я занимаюсь, с воспитанием ребенка. И находиться в гармоничном состоянии. Никаких курсов «молодого отца» я не проходил. Потому что считаю, у меня достаточно жизненного опыта и знаний, чтобы не пасовать перед трудностями. А про позднее отцовство скажу — оно более ответственное, чем раннее. Не потому, что ты тогда был глуп. Или было меньше любви. Может, сейчас я более состоявшийся, и мне не нужно тратить время на бесполезную борьбу с собой, которой я занимался в 20 лет. Я лучше знаю, что мне нужно и зачем.
— Есть ли в жизни ипостаси, в которых ты себя не пробовал?
— Наверное, есть. Но всего не перепробуешь. Если кем-то я и хотел быть, то рок-артистом. И всегда думал, что это какая-то несбыточная мечта. Но с тех пор, как она стала сегодняшним днем, я понимаю, что больше ничего бы не хотел.
Беседовала Наталья Черных
Фото автора