Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Ожерелье Петербурга»: Кронштадтский район
15 сентября 2010 г.
«Ожерелье Петербурга»: Кронштадтский район15/09/2010
Современный Кронштадт продолжают называть городом-крепостью, символом неприступности, между тем он уже давно распахнул ворота для гостей. Еще в девяностых годах упразднили его «закрытость», отменили въезд по пропускам и паспортам. С «большой землей» остров Котлин соединила дамба, призванная защитить Петербург от наводнений и стать частью Кольцевой дороги. О делах и проблемах города на острове «МК» в Питере» рассказал глава администрации Кронштадтского района Александр Горошко
Кто докам хозяин
— Александр Михайлович, каковы перспективы Морского завода, некогда градообразующего предприятия, основа которого была заложена еще в петровские времена?
— Более десяти лет он находился в состоянии банкротства. Завод практически захватили рейдеры. На мой взгляд, это была продуманная операция, предприятие банкротили умышленно — помешали выполнить военный заказ, образовались долги, посыпались штрафы. А потом предприимчивый делец стал скупать долги по дешевке. В результате миллиардный долг был выкуплен примерно за 200 миллионов. Сейчас решением Арбитражного суда завод выведен из состояния банкротства и включен в список стратегических объектов. Теперь это федеральное государственное унитарное предприятие. В соответствии с указом Президента оно войдет в состав Объединенной судостроительной корпорации. Морской завод заработал: отремонтирован учебный корабль «Перекоп», в работе ледоколы.
— Будет ли восстановлен исторический Петровский док?
— У завода пять доков, в том числе Петровский. На его восстановление потребовались бы миллиарды. Но в этом нет смысла, так как современные суда не смогут в него войти. Еще один док много лет занят иностранной подводной лодкой, от которой владельцы отказались, сейчас это груда металла, решается, что с ней делать. Поступают заказы, и доки нужны. Предприятие нашло свою нишу — ремонт судовых двигателей и корабельных валов — и постепенно начинает занимать лидирующее положение в этом сегменте.
— Адмиралтейские верфи переводятся в Кронштадт. Как будет выглядеть взаимодействие Морского завода с ними?
— Речь идет не столько о переводе, сколько о создании новой современной верфи, кораблестроительном комплексе. Здесь будут строиться суда — газовозы, танкеры для освоения арктического шельфа. Появится около 4 тысяч новых рабочих мест. Для Кронштадта, где 26 тысяч трудоспособного населения, это немало. Будущее Морского завода вижу в кооперации с верфями. Скорее всего, будет организована паромная переправа, с помощью которой станут доставляться комплектующие детали на верфи и на завод. Всего полтора года назад прозвучала декларация о намерениях инвестирования в новый судостроительный комплекс. Сейчас это становится реальностью — удалось оживить и Морской завод, и задействовать новую территорию под верфь. К проекту проявляют интерес и иностранные компании.
«Кластерная» идея
— Землей, что отведена под верфи, интересовались давно?
— На эту территорию претендовала одна крупная фирма, специализирующаяся на растаможивании автомобилей, которая обещала на 60 гектарах организовать 60 рабочих мест. Но для Кронштадта это неприемлемо.
— А как себя чувствует грузовой терминал «Моби Дик», нелегко переживающий кризис?
— Он выходит на докризисные обороты. Рядом проектируется еще один намывной порт, рассчитанный на прием рефрижераторов. В такой ситуации меня волнует соседство с жилым кварталом. Развитие этой промышленной зоны будет возможно лишь при условии соблюдения санитарных норм, необходимо, например, создать защитную «зеленую» зону.
— Многие горожане продолжают ездить на работу в Петербург. Возможно, ситуация будет меняться?
— Это главная задача — чтобы кронштадтцы работали в Кронштадте, причем на достойных условиях. Мы идем по пути кластерного подхода в промышленном развитии. Жизнь показала, что нельзя уповать на одно-единственное предприятие, пусть даже крупное. В северной части острова проектируется создание кластера малых производств — их около двадцати, включая «бизнес-инкубатор» для молодежи. Здесь будут представлены различные направления, в том числе инновационные, например, в области оптико-волоконной и светодиодной продукции, а также медицинского оборудования. Одна из фирм собирается изготавливать специальные кровати для парализованных больных. Такие кровати приводятся в движение с помощью спутниковой связи, помогают восстановить утраченные рефлексы. На этой же территории разместятся предприятия по металлообработке, по изготовлению станков для обработки стекла и другие.
— Как реализуются планы по размещению в Кронштадте военного учебно-научного центра?
— Концепция создания центра подготовки кадров для Военно-морского флота предусматривает объединение всех высших военно-морских учебных заведений в один институт, а средних — в один колледж. Кадетский корпус и Нахимовское училище объединяются в лицей, еще будут военные курсы и иностранный факультет. Все флотские учебные заведения собираются в Кронштадте на территориях военных городков. Здесь же планируется размещение профессорско-преподавательского состава. Это большой научный потенциал. А если еще иметь в виду филиал Северо-Западного политехнического университета плюс возможности конструкторских бюро Морского завода и «Арсенала», занимающегося разработками в области электроники и точной механики, то получается наукоград.
Айвазовский в Голландской кухне
— Многие исторические памятники Кронштадта нуждаются в восстановлении, но большинство из них находятся на балансе военного ведомства. Идет ли речь об их передаче городским властям?
— Каждый третий квадратный метр в городе, образно говоря, военный. Здесь почти все объекты принадлежат Министерству обороны. Когда закончится проектирование размещения военно-учебного научного центра, станет понятно, какие из них останутся в распоряжении ведомства, а какие отдадут городу. Хотелось бы «получить» Летний сад и заняться его реставрацией. Буквально на днях Министерство обороны передало городу набережную Итальянского пруда и старинный разводной мост через канал дока Петра Великого. Город просит в свое распоряжение здание Голландской кухни под выставочный зал для осуществления проекта под названием «Кронштадтский рейд». Есть идея собирать и выставлять маринистику.
— Как продвигается реставрация Морского Никольского собора, некогда главного морского собора страны?
— В беседе с супругой президента Светланой Медведевой, уроженкой Кронштадта, мы много говорили о значимости Кронштадтского Морского собора в деле духовного возрождения. Создан общественно-попечительский совет, куда вошли известные люди страны. Восстановительные работы успешно продвигаются: собор полностью освобожден от не свойственных храму конструкций времен использования его как матросского клуба. Начато восстановление убранства, монтируется отопление. Храм будет возрожден к своему столетию в 2013 году, на праздновании юбилея ожидается много гостей. В последние годы в Кронштадте воссозданы шесть часовен, в том числе на кладбище — на месте упокоения матери Иоанна Кронштадтского.
— Как решается проблема безопасности горожан в условиях близости жилых кварталов и складов боеприпасов, зачастую еще времен Второй мировой?
— Это очень серьезная проблема. В соответствии с планами Военно-морского флота, излишний боезапас вывозится с территории острова, принимаются необходимые организационные меры. Комиссия по чрезвычайным ситуациям, которую я возглавляю, постоянно держит этот вопрос в поле зрения, налажено взаимодействие всех причастных ведомств и служб.
— Что происходит с кронштадтскими фортами? — Всего фортов двадцать, часть из них — береговые. Это исторические памятники федерального значения. Общая политика такова: возможна передача в собственность на 49 лет с условием реставрации без права капитального строительства. Так сделали с фортом «Константин», с «Седьмым Северным» и другими.
— Каковы перспективы развития туризма в районе?
— Жду делегацию из Европы обсудить предложение о паромном сообщении с заходом в Кронштадт на несколько часов. Наш город вызывает у иностранных туристов живейший интерес.
Елена БЕВЗА
Фото Михаила ДАНИЛОВА