Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
«Стрелец» просит о помощи
23 декабря 2013 г.
У стенки дока имени Сургина Кронштадтского Морского завода сохранился уникальный исторический объект истории отечественного флота – одно из первых металлических судов России – корпус бывшего монитора «Стрелец».
В этом году, 7 сентября исполнилось ровно полтора века, как этот корабль зачислен в состав Отечественного флота, то есть – заложен на стапели. В настоящее время это судно можно считать старейшим памятником отечественного судостроения и одним из немногих памятников современного мирового судостроения. Он на 36 лет старше корабля памятника – крейсера «Аврора». Старше более чем на полвека другого отечественного судна - памятника – ледокола «Красин». Но, если судьба упомянутых крейсера и ледокола известна широкому читателю, то монитор «Стрелец» за последние десятилетия не мог похвастаться вниманием туристов и прессы.
Этот артефакт флота большую часть времени своей жизни пребывал в забвении. Спущенный на воду в 1864 году монитор спешно строился на Галерном острове Санкт-Петербурга как броненосная башенная канонерская лодка. Интересно и то, что его постройка велась для казны по подряду купцом С. Кудрявцевым. Наблюдал за строительством корабельный инженер А. Свистуновский. Поначалу на вооружении этого корабля стояли два гладкоствольных орудия, заряжающихся с дула. Паровой двигатель развивал мощностью 460 лошадиных сил и обеспечивал скорость 6 узлов.
В начале 1863 года возникло серьезное обострение международного положения России, связанное с событиями в Польше. Назревала война с ведущими тогда морскими державами Англией и Францией. Для защиты фарватеров ведущих к Санкт-Петербургу и интервалов между фортами Кронштадта, с целью избежать прорывов новейших вражеских броненосцев, было решено построить десять однобашенных броненосцев с малой осадкой. В качестве прототипа избран американский броненосец «Монитор», («Надзирающий»), отличившийся в ходе гражданской войны в США. Его имя стало нарицательным для такого типа кораблей.
Судьба не жаловала эти первые броненосные суда России. Они морально устарели еще в 19 веке. К началу века 20-го их корпуса, уже разоруженные использовались как баржи и блокшивы. Таковой была и судьба «Стрельца». Но с начала прошлого века корпус монитора использовался на Морском заводе как плавучая мастерская ПМ-8. Это позволило судну пережить три войны, революцию и дожить до наших дней. Историки флота не раз предлагали сохранить уникальное судно как памятник отечественного судостроения и объект морского наследия России. Но во все времена, начиная с советских, у власти был один ответ - средств на это нет.
Может быть, судьба «Стрельца» заинтересует бизнес. Судно вполне можно восстановить и использовать как музейно – развлекательный комплекс. В любом случае, одного из первых в России металлических судов не может быть просто заброшенным и ожидать своей печальной участи - разделки на металлолом.