Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
Борис Орлов: «Осмотреться в отсеках!»
10 марта 2015 г.
2015 - Год Литературы
Наш сегодняшний собеседник - известный литератор, поэт, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. А еще он капитан 1 ранга в отставке, долгое время служил в нашем городе и поныне живет в Кронштадте. У него немало замечательных стихов, посвященных Коронному городу, но наш сегодняшний разговор с ним будет не о творческих планах, а о современной России, и ее великой литературе, как основной духовно-нравственной компоненты отечественной и мировой цивилизации. Да, и еще один повод для нашей встречи. Борису Александровичу 7 марта исполнилось 60 лет.
- Позвольте сначала поздравить Вас с приближающимся юбилеем. За плечами у Вас годы жизни, военная служба, десятки стихотворных сборников, десятки произведений, вошедшие в хрестоматии современной литературы. Но время ли подводить итоги? Ведь не раз слышал, что современная отечественная литература пребывает в перманентном кризисе, что дни ее сочтены… Так ли это?
- Спасибо за поздравление. Но юбилей для меня не повод для постановки на якорь. Ну а на второй вопрос отвечу, сказав, что современная отечественная словесность жива! Слухи о ее смерти, распространяемые могильщиками русской литературы, сильно преувеличены. «Вначале было слово…» - так было и будет всегда. Во все времена! Ведь в основе нашей цивилизации лежит книга. Именно литература - фундамент нашего мира. Прочнейший фундамент, базирующийся на гениях русской словесности – Достоевском, Пушкине, Толстом. Понятно и всемирное значение русской литературы. Недавно я пересматривал хранящуюся у меня подборку старых журналов: порою в них можно найти очень интересные, хотя и забытые, мысли. Вот и сейчас: в журнале «Америка» за 1992 год я отыскал интервью Иосифа Бродского. Что же говорил этот человек в начале ельцинской эпохи, через четыре месяца после развала СССР? Буквально следующее: «…но я думаю, что в этом отношении, в отношении изящной словесности, в ХХ веке между Россией и Соединёнными Штатами существует определённый паритет, равенство». Вот как сказано! Уж если даже Бродский, человек глубоко чуждый, если не враждебный России, соглашался признать хотя бы «паритет» между русской и западной литературой, значит, непредвзятый человек может сделать вывод о нашем несомненном духовном и творческом превосходстве!
- Советская литература является таким же нравственным фундаментом, как и дореволюционная?
- 2015 год объявлен Годом литературы. Это прекрасно! И мне кажется, что, прежде всего в наступившем году мы должны решительно отказаться от той мысли, что была внушена обществу в начале эпохи «дикого капитализма», — мысли, будто никакой русской литературы в советское время не было вообще. Даже в советские времена русская литература продолжала оставаться духовной опорой нации, продолжала нести в народ разумные, добрые, вечные начала. Попробуйте «вычеркнуть» из мировой литературы Шолохова, Маяковского, Есенина, Распутина, Беляева. В это время появились сотни имен выдающихся писателей и поэтов. Ставших гордостью мировой литературы. Классическая русская словесность всегда жила борьбой добра со злом. Она поднимала народ на эту борьбу — за правду против лжи, за любовь к людям против человеконенавистничества. В XIX веке, когда в России тоже не было многопартийной системы, именно литература служила оппозицией власти: писатель смело указывал правящей верхушке на все отступления от Правды и Добра. И власть не могла не прислушиваться к голосу духовных вождей народа. Когда же в стране произошёл переворот, к власти пришли большевики, новые власти очень скоро убедились, что воспитывать народ с помощью одних только лозунгов и трескучих газетных статей невозможно. И литература вновь заняла подобающее место, вновь встала на борьбу со злом. Правда, теперь вместо добра и зла стали говорить о том, что хорошо и что плохо. Помните Маяковского? «Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Это, конечно, детский стишок, но он отражает главное направление советской литературы: советские писатели вновь, как и их предшественники в XIX веке, объясняли народу, где правда, а где ложь, где верный путь, а где тупик. И вновь писатель стал духовной, творческой оппозицией власти: его голос мог серьёзно повлиять на политику страны. Вспомните выступления Валентина Распутина, Василия Белова и десятков других наших литераторов: их голос слушали, по их словам власти могли отказаться от таких вредных проектов, как, например, поворот северных рек…Именно писатели - фронтовики Бондарев, Проскурин, Симонов, Курочкин и другие создали прочнейшую идеологическую броню, охраняющую память о народном подвиге в период самой страшной из войн 20 века, которую, как не пытались, не могут разрушить реваншисты всех мастей и оттенков по сегодняшний день.
- Чем же больна современная отечественная словесность?
- С конца 80-х советская литература была объявлена фикцией, иллюзией, идеологическим фантомом. При этом было сделано всё, чтобы новая литература не смогла развиться, не сумела бы пробиться к читателю. Новая власть видела в литературе опасность для себя. Приватизаторы и будущие олигархи стремились и стремятся создать свою «карманную» словесность, заполнить прилавки дешевым и по цене и по содержанию чтивом; кровавыми детективами, порнографическими романами. Настоящим писателям был закрыт ход на радио и телевидение, их произведения издавались минимальными тиражами, их творчество не освещалось в прессе. Было сделано всё, чтобы лишить народ традиционного духовного водительства. Более того: это водительство отдали прозападным силам, которые начали навязывать народу чуждые идеалы, губительные как для личности, так и для общественной нравственности. Не буду сейчас говорить обо всех сторонах этого явления, скажу только об одном: советская литература прославляла человеческий труд — производительный, творческий. Кто сейчас хоть, словом говорит о благотворной роли труда? Вот о чём надо говорить: не о преступлениях, не о стихийных бедствиях, не о бездарных и пошлых «звёздах эстрады», а о труде человеческом, труде, который всех нас кормит. И Литература – не развлечение. Это труд и писателя, и читателя.
А идею, что литература, это лишь развлечение и прямо, и косвенно поддерживает наша современная беллетристика, ориентированная на западные ценности. Принято считать, что и писательский труд для литератора не нужен, ни к чему поэту знать творения его славных предшественников. Зачем утруждать себя чтением классики? Наоборот, чем меньше ты её знаешь, тем скорее прослывёшь оригинальным, современным творцом. Зачем учить русский язык с его сложнейшими правилами? Пиши с грубыми ошибками, вовсе не ставь знаки препинания — и тебя назовут смелым автором, презирающим условности. К слову сказать, мне часто приходится сталкиваться с творениями таких «новаторов», и могу уверить вас: за их «экспериментами» не стоит ничего, кроме безграмотности, скудного духовного багажа и безмерного самомнения и гордыни. Что такое «современный поэт»? Это человек, пишущий для своего узкого круга. О чём он пишет? Он выражает чувства и эмоции, свойственные психопату, неврастенику, наркоману. Причём неграмотно выражает, не знает основ стихосложения, не знает, что такое литературный стиль и что такое правила грамматики.
Ко мне приходит молодой человек и хвастается: «Мою книгу купили через Интернет пятьдесят человек!» Я спрашиваю его: «А в серьёзных литературных журналах вы публиковались?» — «Нет…» Что это значит? Это значит, что его книга не прошла должной оценки специалистов, знатоков, тех, кто понимает толк в писательском деле. Этот автор на первое место ставит не профессиональный уровень, не то, что его высоко оценили мастера, а только деньги. Бывает и такое: приходит ко мне молодой человек и спрашивает, как ему зарегистрировать авторские права на свой сборник стихов. Я, полистав этот сборник, говорю: «А с чего вы решили, что можете говорить о своём авторском праве? Вот это вы у Пушкина украли, это — у Есенина, это — у Блока… Это плагиат, а вашего-то тут ничего нет!» Таковы результаты войны с советской литературой, которая, как сейчас выясняется, была всё той же великой русской литературой, что и в XIX веке, развивалась по тем же духовным принципам, шла по тому же пути народной правды. Но, уверяю вас, в нашей стране, и в Санкт-Петербурге есть немало талантливых литераторов и они обязательно будут востребованы обществом…
- Какой же путь у современной русской литературы?
…Сейчас много — и справедливо! — говорят о необходимости крепить экономическую безопасность страны, создавать заново и её продовольственную безопасность. Это верно, но нельзя забывать и о духовной безопасности, способности выстоять в идеологической войне — страшнейшей, наиболее разрушительной войне современности. И эту безопасность может обеспечить России только развитая национальная культура, важнейшей частью которой является словесность. Потому что русского человека победить можно только изнутри. Внешний враг нас никогда не одолеет! Но душу русскую надо беречь, и за её целостность должна отвечать литература. Я — в прошлом боевой офицер-подводник — с радостью вижу, как возрождается сегодня русское военное могущество. Невольно вспоминаются всем известные слова русского императора Александра III: «У России есть только два союзника — её армия и её флот». Но мне кажется, что ныне можно говорить и о новых союзниках. Во-первых, это Православная Церковь. А во-вторых, это литература (и шире — культура), которая всегда готова встать на защиту русского духа. Когда говорят о сегодняшнем дне России, мне вспоминаются слова из лермонтовского «Бородина»: «Мы долго молча, отступали. Досадно было. Боя ждали». И вот этот бой грянул, и первая его победа — возвращение Крыма, легендарного Севастополя. Верю, что будут и другие победы. Знаете, у подводников есть такая команда: «Осмотреться в отсеках!» Это значит внимательно осмотреть свой отсек: нет ли где течи, неисправности, недоделок. Осмотрелись? Устранили неполадки? Теперь лодка может идти вперёд. Мне кажется, что сейчас по всей России звучит: «Осмотреться в отсеках!» — и мы, каждый на своём месте, должны увидеть наши прорехи, поломки, недостатки, чтобы страна продолжила свой исконный русский путь к правде. А литература — настоящая русская литература — будет служить крепким посохом на этом пути.
Н. Комаров.