Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кронштадту было много обещано…
06 августа 2015 г.
Интересный документ почти 11-ти летней давности попался недавно мне на глаза. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 8 сентября 1994 года № 18 «О комплексной проверке работы администрации Кронштадта по социально-экономическому развитию города». Причем, города, не района, но именно это постановление стало первым масштабным документом в новейшей истории Кронштадта, по коренной перестройки нашего острова.… Помните, кронштадтцы, о той самой «Свободной экономической зоне на острове Котлине»? Вот с этого постановления Правительства Питера она и начиналась. А среди должностных лиц, что по решению мэра А.Собчака должны были решить вопросы создания СЭЗ в Кронштадте, развития на острове таможенного и портового комплекса мы видим знакомые фамилии: В.В. Путин, А.Л. Кудрин и др. В частности, тот самый Владимир Владимирович в числе прочего отвечал за… отмену пункта 12 постановления Правительства РФ N 470 от 04.06.1992 в части, касающейся регламентированного посещения иностранными гражданами островов Финского залива: Котлин, Б.Тютерс, Сескар, Мощный, Гогланд, с предоставлением права решать вопросы посещения Кронштадта районной администрации и командованию гарнизона Кронштадта. Однако вот кому мы обязаны открытием своего города ровно двадцать лет тому назад! И здесь была «Рука Путина».
Много воды утекло с того времени, как была спланирована первая масштабная программа развития Кронштадта в постсоветскую эпоху. Но не успели сформировать эту зону у нас. В лихие 90-е такие СЭЗ в припортовых городах мгновенно превращались в «черные дыры» на границах, в которые, словно из щелей пробитой бочки, утекали национальные богатства страны. Масштабы воровства были столь велики, а криминализация регионов столь стремительна, что даже правительство России стало быстро отказываться от таких зон… В общем, не получилось из нас зоны. К счастью, миновала Кронштадт чаша сия.
Следующая попытка «перестроить Кронштадт» наступила через несколько лет. Причем, в буквальном смысле - перестроить. Огромный девелоперский проект, строительство фасада Санкт-Петербурга, жилые районы, зоны отдыха, даже новые, ультрасовременные здания театров – все должно быть было стремительно создано на острове Котлине. Компания "Кронштадтские паруса", аффилированная с логистической группой "Адмирал – Терминал-СВ", желала прийти на участок между дамбой и северным берегом Котлина площадью более 43 га, взяв его под застройку торговыми, жилыми и, возможно, деловыми объектами. Партнером компании был банк "ВТБ-Девелопмент", возглавляемый Сергеем Матвиенко, сыном тогдашнего губернатора Петербурга. Разговоров по поводу этого строительства было немало. Сняты даже несколько видеофильмов. Но даже колышка строительного в том месте вбито не было. И ВТБ охладел к глинистой почве намывных земель острова Котлина, и сам главный девелопер, говорят, тихо растворился в нирване. Правда, еще чуть раньше планируемой великой стройки, в районе с большим размахом была проведена научно-практическая конференция «Кронштадт: вчера, сегодня, завтра». Привлечены были на нее и солидные ученые, и научные организации первого уровня. План развития района на острове до 2025 года был составлен традиционно. Развитие судоремонтной и судостроительной отрасли, образовательный кластер – подготовка кадров и для флота и для технологических отраслей, культура и туризм. В общем - неплохо, но вмешалась действительность. Сердюковские «реформы» в Вооруженных Силах и алчный «распил» военной недвижимости в историческом центре Питера, вызвали к жизни идею перевода в Кронштадт всех военно-морских учебных заведений СПб. Дурость этого предприятия была понятна даже не специалистам. Но около двух лет шло интенсивное планирование по размещению на Котлине двадцати тысяч новых жителей в погонах и без, и постройки (перестройки) нескольких десятков зданий для размещения ВУНЦ. Сколько дело денег было потрачено на исследования и проекты (куда больше украдено) - никому не известно. Но идея ВУНЦа умерла еще до скандального увольнения из военного ведомства «фельдмаршала Табуреткина». Однако к тому времени на Котлине уже планировался очередной масштабный проект.
Судостроительный мегакомплекс. Переезд сюда из Северной столицы Адмиралтейских верфей также выглядел для котлинцев заманчиво. Пять тысяч с лишним высокооплачиваемых рабочих мест, - возрождение градообразующих предприятий на новом технологическом уровне, превращение сугубо дотационного района в «район - донор СПб». И даже прокладка на остров Котлин однопутной железной дороги по телу дамбы с северной стороны. И это не срослось! В Объединенной судостроительной корпорации этот проект отложен на несколько лет, но, скорее, навсегда. А теперь еще вспомним совсем недавнюю историю с появлением на острове градоначальника Мещерякова с командой. Пресловутый проект « Kronstadt Vision 2040» и другие «новации» креативных налетчиков. Проекты за гранью здравого смысла и логики, которые, как считали многие, лишь покрывали коррупционные схемы новых районных начальников. Была еще и футуристическая конференция, в ходе которой заезжие хипстеры и странной ориентации голландские урбанисты, вещали о своем видении «расшевеливания застывшего города». Большинство высказываемых идей и проектов той не к ночи помянутой конференции могли вызвать профессиональный интерес лишь у … психиатров. Говорить об их эмпирической ценности – не стоит. Информационный шум – не более. От той недавней эпохи креативных свершений нам достались лишь чуть поржавевшие велосипедные парковки, которые кронштадтцы поныне именуют «ребрами Терентия»…
Однако большинство глобальных проектов развития Кронштадта последних десятилетий, пусть даже не реализованных, в общем, сыграли, как ни странно, положительную роль. Они создавали информационный фон. Они привлекали внимание к Кронштадту, чиновников, инвесторов и тех же туристов и в стране и в СПб и за рубежом. В прошлом году, например, наш остров посетили около миллиона гостей. С такими масштабами посещения (в 25 раз больше населения района!) вполне реально развить немало по-настоящему прибыльных стартапов туриндустрии. И кое-что в этой сфере делается. Есть и другие, не побоюсь этого слова, свершения. Без лишней помпы, в рабочем порядке в районе заменены десятки километров магистральных теплопроводов, проложены по дну Финского залива новые водовод, электрокабели, отремонтированы школы, детские сады, лечебные заведения, создана уникальная система соцучреждений и тд и тп. Даже крыши домов старого фонда отремонтировали. Серебром сияют оцинкованные вершины домов старых микрорайонов. Преобразился внешний вид нашего городка! А еще, кто не заметил - возрождена архитектурная и духовная доминанта города – его Морской собор, центр притяжения десятков тысяч гостей района. И уже не остров наш Котлин. Комплекс защитных сооружений, ультрасовременная автодорога связали Кронштадт с обоими берегами – разве могли мы представить подобное еще 10 лет назад? Но уже три с небольшим года назад упомянутый уже В.В. Путин, теперь Президент РФ, открыл огромный тоннель КЗС и всю дорогу на южную и северную стороны. И к этому социально – значимому прорыву в развитии Кронштадта жители привыкли и считают обыденностью. Скажи, что так будет лет 15 назад – не поверили бы.
В общем, жизнь идет своим чередом – прожекты следуют за прожектами, дела – за делами.
Однако зачем пишутся строки эти? Наверное, потому, что в одном из номеров популярной в районе «Кронгазеты» прочитал большой материал об очередной Концепции развития территории о. Котлина. Точнее, трех моделей вероятного развития города на острове. Вновь читаем знакомые буквы: создание качественной городской среды, развитие рекреационных проектов, создание многофункционального выставочного комплекса, яхтинг, развитие авиасообщения и ремонта маломерных судов, региональная столица МЧС и еще много чего, что преобразит самый отдаленный спальный район Питера, треть взрослого населения которого, ныне ежедневно едет в Северную столицу на работу и учебу. Что-то мало в этих проектах идей по воссозданию высокотехнологического промышленного кластера, забыт даже пару лет назад объявленный, Федеральный центр военно-патриотического воспитания, а все больше говорится о ландшафтных парках и гостиницах. Особенно развеселила идея превращения о. Котлина в центр базирования МЧС. Сразу представил, как помчатся с нашего острова жутко воя ярко красные спецмашины на соседний задымивший остров – Васильевский, чтоб застыть в пробках на Приморском шоссе. Впрочем, им поможет с бедою авиация ЧС с реконструируемого аэродрома «Бычье поле». Не беда, что взлетную полосу придется продлить до фарватера, а взлет-посадка самолетов и вертолетов может мешать движению судов. Впрочем, зачем мешать фантазировать проектантам, пусть трудятся. Тем более что из другой газеты, «Кронштадтские вести» - издания районной администрации, появившегося совсем недавно узнаю еще об одной программе развития нашего района – «Стратегии 2030». Фонтан прожектов не иссякает…
Что же на мой дилетантский взгляд объединяет многие проекты развития о. Котлина последних десятилетий? Да то, что это были проекты развития именно острова Котлина. Какова их главная порочная черта? А то, что в них почти не учитывалась и по сей день не учитывается социально-экономическая ситуация в регионе и стране, возможное изменение политической обстановки. Все это напоминает попытку наведения нравственности в отдельной комнате, извините, борделя. Не учитывались и планы федеральных ведомств по поводу Кронштадта. Ведь не секрет – принята и реализуется МО масштабная судостроительная программа. Десятки новых кораблей войдут в состав и Балтийского флота. А на них есть экипажи, которых, вместе с членами семей. Надо размещать на берегу. Это не узковедомственная проблема. В морском городе появятся новые жильцы, надо готовить и детские сады и школы, нужна программа строительства жилья. Да и проблемы жителей – отсутствие достойной работы, возможности самореализации для молодежи смывает эту молодежь в мегаполис. Замечательно, что в Кронштадте появились светофоры, но плохо, что это единственный район Питера, где уже нет ни одного учреждения высшей школы… Замечательно, что в городе морской и воинской славы становится все больше туристов, но печалит то, что в Кронштадте нет ни одной гостиницы.
И все же есть надежда, что жизнь куда богаче даже буйной фантазии урбанистов. На нее и уповаем.
Николай Комаров