Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Чугунная мостовая в Кронштадте
29 января 2020 г.
До середины 19 века менее половины улиц Кронштадта имели твердое (булыжное покрытие). Но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень. Использовались в городе деревянные настилы из бревен и досок, прежде всего в районе портовых сооружений. Но они, по понятным причинам, были недолговечными. Такая же проблема была известна и в Великом Новгороде. Там слои деревянных мостовых с начала 10 века – ныне настоящая кладезь для археологов. Кронштадт не может похвастаться тысячелетней историей, но свой вклад в историю дорожного строительства город внес.
…В 1858 году, одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом Александр Соколов обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Эта идея заинтересовала руководителя Пароходного завода, и, вернувшись на родину, он приказал отлить в только что созданной на заводе литейной мастерской чугунные шашки по привезенным ими образцам. Кстати, Александр Соколов несколько усовершенствовал конструкцию элементов дорожного покрытия. У шашечек появились упоры и выемки, которыми они цеплялись друг к другу, превращая дорожное покрытие в своеобразную кольчугу. Этими шашками в виде эксперимента вымостили двор завода. Опыт имел успех.
В 1860 году великий князь Константин приказал начальнику строительного управления Кронштадтского порта инженер- подполковнику Н. П. Эйлеру испытать чугунную мостовую в больших размерах и на месте с оживленным движением транспорта. Такое место длиной 160 метров и шириной 6,4 метра было выбрано у Пенькового моста, вдоль ограды нового Адмиралтейства.
Н.П. Эйлер доказывал, что по своим качествам она превосходит все известные мостовые России и Европы и что, несмотря на кажущуюся дороговизну ее устройства (а каждая квадратная сажень покрытия тогда обошлась в 38 рублей серебром.), она благодаря своей прочности едва ли не самая экономически выгодная. В 1862 году чугунная мостовая была устроена под Петербургскими воротами и вдоль Петровской улицы, в 1863 году - вдоль Большой Екатерининской улицы, в 1864 году - от Пароходного завода до вала и вдоль вновь проложенной дороги при Доковом Адмиралтействе. Спустя 20 лет, в 1884 году, когда возникла мысль об устройстве чугунной мостовой в петербургском Арсенале, был послан запрос в Кронштадт о состоянии тамошних металлических мостовых. В ответ было сообщено, что они "со дня положения их на место никогда не ремонтировались и находятся в хорошем состоянии". Всего в Кронштадте с 1861 по 1866 г.г. чугуном было вымощено более трех километров улиц и дорог. Они служили городу без ремонта около 80 лет.
В сентябре 1941 года, в самый трудный период Великой Отечественной войны, чугун с мостовых Кронштадта был изъят для производства корпусов противопехотных и противотанковых мин на Морском заводе. Таким образом, до наших дней дошли только два небольших кусочка этой мостовой на Пеньковом мосту и да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. В Америке в Чикаго и Детройте чугунные мостовые была также разобраны во Вторую мировую войну. В послевоенный период чугунные мостовые были утрачены в других американских городах, в тч в Нью-Йорке и в Бостоне… Кронштадская чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. Это едва ли не единственная в мире чугунная мостовая, сохранившаяся до наших дней. В Музее истории Кронштадта можно увидеть образцы шашек, которые передали туда при реставрации Якорной площади.
С чугунной мостовой связан ряд легенд Кронштадта. В частности, считается, что если девушка или женщина потанцует на мостовой, загадав заветное желание – оно обязательно сбудется. Эта легенда работает. Как-то был свидетелем, что на мостовой танцевала вышедшая из автобуса экскурсионная группа из Иванова.