Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
С Кронштадтом связанные судьбы. Адмирал Анжу
20 марта 2020 г.
С Кронштадтом связанные судьбы.
Адмирал Анжу. Исследователь и строитель.
В конце 18 века, в провинциальной Тверской губернии, в семье штаблекаря городка Вышний Волочек появился мальчик. Назвали Петей. Фамилия у мальчика осталась от деда – француза, бежавшего в Россию из Лиона еще при Елизавете Петровне от религиозных преследований. Жили Анжу скромно, хотя записаны были в потомственное тверское дворянство. Зарабатывали своим трудом. Специализировались французские протестанты-гугеноты по медицинской части. Такая же судьба ожидала Петра. Да вот незадача. Не переносил вида крови паренек. Не лежала душа его к медицине. Отец и мать не неволили сына. Позаботились о его образовании, тем более, что Петя отличался и усердием, и сообразительностью. Устроили родители юношу в Петербурге, в частном пансионате. А по средствам им был лишь пансионат при Морском корпусе. Так и определилась судьба небогатого русского дворянина. А книги о морских плаваниях и приключениях предопределили призвание будущего полярного исследователя и землепроходца. Именно Петру Анжу мы обязаны первым описанием островав Северо-восточной Сибири, побережья Каспия.
…Многогранная деятельность Петра Федоровича Анжу на службе России заслуживает внимание потомков, историков и всех, кому дорого славное прошлое нашего Флота. Но хотелось бы остановиться на одной не совсем известной стороне деятельности Петра Федоровича, а именно его успешной деятельности на посту капитана Кронштадтского порта. На эту адмиральскую должность Петр Анжу был назначен в 1844 году и в этом же году получил погоны с серебряными орлами. Должность капитана порта не была синекурой. Фактически это административное лицо было ответственно за все портовые работы, дисциплину в портовых командах, экипажах кораблей, своевременное пополнение и поддержание в должном порядке всех необходимых запасов крепости, проведение дноуглубительных работ, тимберовку (переборку и обновление деталей) деревянных судов, состояние доков и гаваней. Всесторонне образованный и энергичный начальник взялся за дело. Прежде всего, улучшен быт и организация труда рабочих и матросских портовых команд и т.н.ластовых экипажей (экипажей весельных буксиров, ремонтных и швартовых судов и брандвахт). Только один категорический приказ капитана порта о запрещении питья сырой воды и установка в казармах служителей баков для кипячения воды, резко снизило заболеваемость рабочих и моряков. Впервые в зимнее время служителям стал выдаваться лимонный сок и горячее вино, как средство борьбы с цингой и другими заболеваниями. Были благоустроены казармы портовых экипажей, в них появились сушильные печи, улучшилось продовольственное снабжение служителей…
Общеполитическая обстановка в середине 19 века в Европе, тем временем склонялась к войне. Желание Николая I служить «жандармом Европы» раздражало правящие круги Великобритании, Австрии и Франции. А активное вмешательство России в ситуацию на Балканах, ослабление Турции, беспокоило всех трех «законодателей политической моды» Старого света того времени, заставив их на время забыть о своих противоречиях и противодействовать России.
В этот период в военно-морских флотах Англии и Франции парусные корабли стали заменяться пароходами. Появился и новый тип боевого корабля с механическим двигателем – пароходо-фрегат. Маневренные преимущества их при прохождении узостей, фарватеров, особенно в безветренную погоду, понимали и в России, где также появились пароходы. В 30- е и особенно 40-е годы прошлого века в России велись интенсивные работы по перестройке Кронштадтской крепости. Она одевалась в гранит и бетон. Вооружалась т.н. бомбовыми орудиями и мортирами, стреляющими снарядами, весом до пяти пудов. Это не случайно, в случае военного конфликта столица Российской империи – блистательный Санкт-Петербург подвергся бы атакам превосходящего вражеского флота.
Как известно, в сторону Петербурга с моря, мимо острова Котлина, ведут два фарватера, основной - Южный и мелководный – Северный. Для больших парусных судов Северный считался – непроходимым. Но появление маневренных низко сидящих пароходов многое меняло.
Поэтому при обсуждении планов дальнейшего развития фортификации в акваториях острова Котлина, рассматривался вопрос о защите со стороны Северного фарватера в случае не только возможной высадки вражеского десанта, но и прорыва маневренных и низко сидящих кораблей противника к восточной части города на дистанцию действенного огня корабельной артиллерии, а также выхода кораблей врага в тыл основных южных фортов и Петербурга. Проектом инженер-генерал- лейтенанта Л. Л. Карбоньера предусматривалось строительство временных северных батарей. Северные батареи были построены, правда уже в период и после Крымской войны. Цепь из семи таких объектов сохранилась и по сей день. Однако возводить на северной акватории крупные капитальные фортификационные сооружения в 40-е годы 18 века было не под силу даже российской казне. 7 миллионов золотых рублей сумма - просто не подъемная. Да и обстановка требовала в первую очередь завершить оборонительные работы на Южном фарватере, наиболее удобном для атак неприятельского флота.
Еще в 1842 г. главный командир Кронштадтского порта получил следующее указание морского министра: «Император повелеть соизволил сообразить возможность к постепенному преграждению Северного Кронштадтского фарватера в местах наибольшей глубины свайною бойкою или погружением ряжей с камньями, … чтобы военные суда не могли подходить с моря в Санкт- петербургский залив и приближаться с восточной стороны к Кронштадту…». Иными словами предстояло выстроить сотни искусственных рифов или скал на пути возможных атак противника.
Ряжевые преграды не были новшеством при строительстве кронштадтской фортификации. Подобные подводные сооружения создавались со времен Петра I. Строили ряжи в зимний нериод. На льду. Технология строительства включала изготовление деревянной опалубки (обычно –деревянного сруба размером периметра 5 на 8 метров, до 4 м - высоты, транспортировка его по льду к месту установки и погружение под лед в прорубленной полынье. Затем сруб засыпался булыжником, который также подвозился с берега. Установка ряжа делалась с расчетом, что с поверхности воды это сооружение будет не видно и суднопротивника может натолкнуться на него, как на риф. Более того, по углам ряжа при установке сруба вбивались специальные сваи, которые потом обрезались на глубине до метра и на вершине каждой сваи крепился стальной наконечник – пропарывать днище вражеского корабля. (В музее истории Кронштадта выставлен образец такого инженерного средства).
Объем работ, что свалился на Петра Федоровича Анжу, был огромен, даже по сегодняшним меркам. Как капитан порта он отвечал за заготовку материалов для проведения этих работ, ход строительства. Одного только битого камня и булыжника нужно было заготовить миллионы пудов, тысячи кубометров древесины. Энергия и распорядительность капитана порта приводила к хорошим результатам. Способствовало быстроте и качеству возведения подводной фортификации и гуманное и бережное отношение к работникам. В зимнее время на льду, были построены специальные передвижные казармы с печами для обогрева плотников и каменщиков. Там же работала специальная мастерская с кузней для починки и наладки инструмента. Петр Федорович заботился об усиленном питании работников. По его настоянию в большом количестве на строительство ряжей и свайных застав приглашался вольнонаемный работный люд. Зимой на обсыпке ряжей рабочие, в среднем, получали 30 копеек серебром. Это были неплохие деньги для простого человека. На 2 копейки тогда можно было пообедать в трактире. И люди с ближайших деревень шли на такие работы охотно. В порту были построены специальные ледовые копры для забивки свай. А еще, удивительная честность и государственность Петра Федоровича. Ни рубля от отпущенных ему казенных денег не потрачено напрасно. Более семи тысяч рублей серебром было сэкономлено при строительстве и возвращено адмиралом Анжу в казну. Об этом факте было доложено императору Николаю 1 Узнав, что семья адмирала обитает в крохотной казенной квартире распорядился предоставить Петру Федоровичу дом в Ораниенбауме. Сейчас этот дом местная достопримечательность наших соседей.
…К 1850 году на возможных путях действия вражеского флота было выставлено около 300 ряжей, причем 255 из них на самых глубоководных участках. До начала Крымской войны на Северномфарватере установили еще 340 искусственных препятствий для судоходства…
В марте 1854 года известный военный теоретик того времени, обладатель самой роскошной бороды среди классиков марксизма-ленинизма Фридрих Энгельс, проживающий в Лондоне, подготовил для печати статью «Кронштадтская крепость», где очень профессионально, с налетом легкой русофобии, давал советы командующему объединенной эскадрой адмиралу Ч. Нейпиру, как взять эту русскую твердыню на Балтике. Одним из основных путей атаки Энгельсом был призван Северный фарватер, как менее защищенный. Именно по нему должны пройти в тыл крепости пароходо-фрегаты, попутно поджигая брандкугелями и бомбами склады леса, Адмиралтейство и Арсенал. После чего, по мнению «Генерала Фридриха» русские должны непременно бежать.
В мае 1854 года объединенные англо - французские эскадры адмиралов Нейпира и (чуть позже) Парсеваля подошли к Кронштадту. Все их попытки прорваться Северным фарватером оказались невозможны. «Гранитные бастионы и подводные препятствия нам не по зубам», - резюмировал один из флагманов французской эскадры.
«Великолепный и огромный флот... высланный при всеобщих восторгах, вернулся с весьма сомнительным триумфом... Свеаборгские и кронштадтские укрепления остались нетронутыми, а русские военные суда в Кронштадте не уничтожены», - писали английские газеты после отстранения Нейпира от должности в октябре 1854 года. А в том же году П. Ф. Анжу получил заслуженное звание вице-адмирала.
В 1855 -56 гг. ряжевые преграды Северной стороны были усилены не только дополнительными ряжами, но и десятками судов, груженных камнем и мешками с песком, что были затоплены поперек фарватера. А перед ряжами было выставлено до 2000 ударных и гальванических мин.
Эта самая большая в мире искусственная подводная гряда, созданная с фортификационными целями, сохраняется по сей день. Более того, в годы Великой Отечественной войны ряжеваяпреграда и Северные батареи стали важнейшим элементом противодесантной обороны Кронштадтской крепости. Лишь в 50-е годы прошлого века несколько ряжей были подорваны, чтобы расширить проход судов по Северному фарватеру. Даже по сей день эта ряжевая преграда поражает своей грандиозностью и точностью прокладки.
Удивительно, но эта самая большая по размеру фортификационная линия не носит ничьего имени. В этой связи у историков Кронштадта есть предложение присвоить этому уникальному фортификационному объекту имя адмирала П.Ф. Анжу.
Николай Комаров, Музей истории Кронштадта