Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Кронштадт, любовь моя...
18 мая 2005 г.
Между островами Невской дельты и островами восточной части Финского залива остров Котлин занимает особое положение, которое обусловлено географическими особенностями этой местности. Вначале на острове была заложена крепость. Первая морская крепость России на Балтике… И встали пушки на его берегах. Обычные армейские орудия, следовавшие, как правило, в обозе своих армий на конной тяге. Но вот здесь, на боевых позициях, появились более крупные орудия, замененные в свое время, на скорострельные, автоматические, дальнобойные. На смену укреплениям, возведенным из дерева и земли, пришли каменные и бетонные.
Город получил свое название в 1723 году при закладке Главной крепости, расположенной на самом острове, и служившей для отражения десантов, высаженных с кораблей неприятеля. А морские форты имели свою задачу - отгонять вражеские корабли, пытавшиеся форсировать фарватер.
Под защитой грозных пушек Кронштадтской крепости рос и набирал невиданную силу город, который был главной базой Балтийского флота, военным портом, центром судостроения нашей Родины, средоточием подготовки флотских специалистов, начальным пунктом всех кругосветных, полукругосветных и дальних плаваний русских моряков, крупнейшим коммерческим портом… В Кронштадте жили и трудились представители многих национальностей, и это является прекрасным примером международного сотрудничества.
Творчество многих одаренных личностей, среди которых были выдающиеся специалисты морского дела, передовые деятели искусства и литературы, связано с Кронштадтом.
Бессмертен подвиг Кронштадта в годы Великой Отечественной войны, когда он, отбиваясь сам, оказал неоценимую помощь защитникам Ленинграда, сорвав попытку немецко-фашистских войск взять Ленинград штурмом (сентябрь 1941 года), участвуя в контрбатарейной борьбе с противником, обеспечивая боевые действия судов и подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.
В ноябре 1943 - январе 1944 года была осуществлена операция по переброске войск и боевой техники из Ленинграда, через мыс Лисий Нос и Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм, что способствовало успеху в боях за освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
Артиллерия Кронштадтского оборонительного района и кораблей Краснознаменного Балтийского флота содействовала войскам Ленинградского фронта в наступательных операциях и с Ораниенбаумского плацдарма (январь 1944 года) и на Карельском перешейке (июль 1944 года). Вместе с ними доблестно сражались и морские авиаторы. Именно они нанесли первые удары по Берлину.
В суровые годы вражеской блокады защитники Кронштадта, в числе которых были не только представители армии и флота, но и все жители города, самоотверженно исполняли свой долг и, не щадя своих сил, трудились во имя победы. Тысячи кронштадтцев были награждены высокими правительственными наградами.
В июне 1942 года за образцовое выполнение своего долга и проявленные при этом мужество и отвагу Кронштадтский военно-морской госпиталь был награжден орденом Ленина.
В мае 1944 года за успешное выполнение боевых заданий командования Ленинградского фронта по ремонту и вводу в строй кораблей Краснознаменного Балтийского флота Кронштадтский морской завод награжден орденом Ленина.
После того, как враг был отогнан от стен Ленинграда, кронштадтцы сразу же приступили к восстановлению своего родного города.
В 1948 году был составлен первый генеральный план развития Кронштадта. Постановлением Совета Министров РСФСР уникальные гидротехнические оборонительные сооружения и архитектурные памятники XVIII-XIX веков были взяты под охрану государства.
В мае 1954 года в ознаменование 250-летия со дня основания и за заслуги в защите морских подступов к Ленинграду Кронштадтская морская крепость была награждена орденом Красного Знамени.
... Но время крепостей прошло. Наш город стал районом Ленинграда. И началась полная реконструкция городского хозяйства.
До 1965 года в городе было огромное количество деревянных домов, улицы вымощены булыжником, не было газа, воду, как в старые времена, брали из Финского залива, почти совсем отсутствовало паровое отопление, а о снабжении горячей водой люди даже не смели и мечтать…
Вскоре на месте старых деревянных домов появились новые благоустроенные жилые комплексы. По дну моря проложены трубы для водопровода из гостилицких источников и природного газа, улицы заасфальтировали, прямая телефонная связь соединила наш остров не только с Ленинградом, но и со всей страной.
Несмотря на все эти новшества город все же сохранил свой неповторимый облик. Здесь прошлое и настоящее удивительно гармонируют друг с другом, создавая особое настроение.
В 1975 году, учитывая особое градостроительное и военно-историческое значение города на острове Котлин, в списки памятников архитектуры дополнительно были включены более семидесяти зданий и сооружений, возведенных в XVIII - начале ХХ веков. Одновременно начата работа по реставрации памятников, по благоустройству мест, связанных со многими историческими событиями.
В августе 1979 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято Постановление о строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений. Эта стройка представляет собой собственно «дамбу» протяженностью 25,4 километра, которая включает в себя одиннадцать каменно-земляных перемычек, два судопропускных и шесть водопропускных устройств, автомобильный тоннель под судопропускными устройствами и автомагистраль по гребню «дамбы» с мостами над водопропускными устройствами. Автомагистраль станет частью кольцевой многополосной дороги вокруг Ленинграда и избавит нашу северную столицу от транспортных пробок.
Радостным событием явилось для кронштадтцев известие о награждении города в январе 1984 года за революционные, боевые и трудовые заслуги перед Родиной и в связи с 40-летием полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в годы Великой Отечественной войны орденом Красного Знамени.
Многое изменилось в Кронштадте за последние годы, но, тем не менее, город представляет собой определенный интерес для туристов. Видимо пришло время городу-воину, городу-труженику, городу-гражданину стать центром мирового туризма.
Множество старинных построек простой, но благородной архитектуры, чудесные памятники, размещенные, как правило, в зелени садов и парков, изумительная панорама Финского залива с морскими фортами бывшей Кронштадтской крепости, силуэты кораблей, седой гранит набережных и стенок знаменитых кронштадтских гаваней, которые и поныне являются самыми лучшими самыми безопасными стоянками для кораблей - суровая кронштадтская старина!
Пройдут еще годы, много нового появится на острове Котлин. Появится и то, чего никогда не было раньше. Но как бы ни сложилась в дальнейшем его судьба, он всегда будет городом, в котором воплощена могучая всепобеждающая сила и национальный подвиг русского народа.
Лидия Токарева