Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Виктор Станкевич: «Если говорить откровенно»
15 июня 2005 г.
Наш сегодняшний собеседник - депутат В. Станкевич. Человек в Кронштадте, безусловно, известный. С ним мы ведем разговор о месте и роли местных органов власти в системе Российского государства, о видении депутатом решения насущных задач местного самоуправления, и о многом другом…- Виктор Александрович, Вы стали депутатом Совета третьего созыва пять месяцев назад. Позвольте вначале обывательский вопрос: муниципальная власть - очень нужна? Стоило из-за неё столько копий ломать?
- Весь мировой опыт свидетельствует, что эта ветвь власти - необходима. Потому, что она более эффективна в решении вопросов местного значения. Но сразу оговорюсь, что только там, где люди могут влиять на эту власть. В России почти во всех регионах уже основные вопросы местного значения переданы муниципалам. И ничего катастрофического не произошло…
- Жители Корякии могут с Вами не согласиться…
- Тем не менее, значительно больше других положительных примеров. В пригороде Санкт-Петербурга Ломоносове передали дошкольные учреждения в ведение местного самоуправления и сразу же удалось сократить непроизводственные затраты примерно на восемьсот тысяч рублей и направить их на развитие этих детских садов. То есть, возможность повысить эффективность работы учреждений и предприятий местного значения, путем передачи их непосредственно самоуправлению.
- А чем, на Ваш взгляд, объясняется повышение эффективности?
- В первую очередь тем, что жители сами избирают руководителей города и депутатов. Могут на них влиять и контролировать, вплоть до отзыва тех, кто не удовлетворяет их требованиям.
В соответствии с Конституцией и федеральными законами, необходимо передать муниципалам все местные вопросы.
На мой взгляд, в Кронштадте это уже давно пора сделать. И только в том случае, если они не справятся или по объективным причинам не могут освоить объем работы - эти функции делегируются в субъекты федерации. Так должна, по идее, строиться система власти в России снизу - вверх, а не наоборот. У нас же получается, что только в том случае если чиновники уровня субъектов федерации не могут освоить бюджетные деньги, они сбрасывают их ниже, к муниципалам. В Москве и Санкт-Петербурге чиновники вообще предпочитают сами «осваивать» почти все бюджетные деньги. Но такое «освоение» зачастую не улучшает положение дел. Местной власти оставили самый мизер. В этих самых больших городах страны муниципалам не передали вообще никакой собственности. И лишь очень крохотные и усеченные бюджетные средства.
- Но даже на эти небольшие деньги местной власти в Кронштадте удалось построить немало детских и спортивных площадок, благоустроить дворы, убрать опасные деревья…
- В современном виде, на мой взгляд, муниципальная власть у нас лишь прикрывает нарушение Конституции РФ, федеральных законов и Европейской хартии о передаче вопросов местного значения населению. Передали наши чиновники полтора процента от бюджета муниципалам и, даже организовали выборы депутатов, но эффект действия такого самоуправления как ныне, что называется, в пределах погрешности измерительного прибора - то ли оно есть, то ли показалось.
Позиция огромной российской чиновной рати прежняя - держать и не пущать! Вот пример - ситуация с ЖКХ. В точном соответствии с федеральным законом «коммуналка» должна передаваться муниципалам. Но это не делается! Мы знаем, что жилищный фонд изношен, эксплуатируется отвратительно, расценки на обслуживание очень дороги. Возьми, да отдай этот «подарок» муниципалам. Но нет! Кто же будет контролировать финансовые потоки в ЖКХ - а? У меня в этой связи есть предложение: чтобы на всех не вывозящихся месяцами мусорных баках, грязных подъездах, ржавых трубах повесить таблички с фамилиями и телефонами городских чиновников, ответственных за ЖКХ…
- Но в чем вина Муниципальной власти в вопросе передачи ей прав собственности? Ей что, необходимо встать во главе «оранжевой» или «картофельной» революции и требовать себе «коммуналку»? И что, в настоящий момент в Совете и местной администрации есть специалисты, готовые управлять тем же ЖКХ? Не приведет ли «революционная» передача собственности к ещё большему хаосу в отрасли?
- Позвольте процитировать Конституцию России. Вот глава восемь; статья сто тридцать: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Не губернатор, не другой чиновник, а население.
- Но не помешало бы немного реализма. Руководствуясь конституционными положениями, канализацию не прочистишь…
- Я лишь предлагаю обратить внимание на нарушение Конституции и законодательства. Что же касается основной задачи нынешних местных властей - то необходимо, на мой взгляд, донести до людей идею, заложенную в Конституции. Если каждый депутат ежемесячно выступит хотя бы на одном предприятии или в организации, то за год мы сможем обойти весь Кронштадт. Кроме того, у нас есть газета, возможность включения и других источников информации. А идея, как говорил классик, овладев массами, становится материальной силой.
- Всё-таки, давайте спустимся на нашу грешную землю. Существуют еще городские реалии. Люди устали от политической трескотни. Им во многом безразлично - кто управляет городским хозяйством. Объяснять им почему, извините за образ, муниципальный хрен слаще государственной редьки - придется долго, причем за успех можно не ручаться, да и в нынешней ситуации местная власть пока не готова, ни технически, ни организационно взять на себя полноту ответственности, к примеру, даже за ЖКХ…
- Если мы и дальше будем тянуть волынку, то местное самоуправление в нынешнем виде, дискредитирует саму идею местной власти. Кроме того, мы дождемся, что городские чиновники доведут ситуацию с той же ЖКХ до ручки, а потом бросят коммуналку МО. Вот тогда придется думать, кому платить за разбитые горшки.
- Власть - это не только приказы и решения, а прежде всего компетентность и осведомлённость представителей. Многие депутаты нашего Совета приобретают опыт работы с городским хозяйством, возглавляя какую-либо профильную комиссию. Как же можно учиться плавать, оставаясь на берегу?
- Обстановку в городе я знаю. Встречаюсь с населением. Вот недавно выступал на профсоюзной конференции организации рабочих и служащих воинских частей ВМФ, говорил о местном самоуправлении. Меня слушали более получаса. Люди подходили потом ко мне и говорили - почему нам этого не объясняли раньше. Сейчас почти двадцать первичных профсоюзных организаций подписали обращение с просьбой о передаче в местное самоуправление многих полномочий, встречался я с руководством Союза офицеров запаса, Совета ветеранов и другими организациями - и везде поддержка этих предложений.
- Всё это очень хорошо. Но опять-таки повторюсь, готово ли местное самоуправление в одночасье взять на себя функции управления изношенной и запущенной отраслью?
- Уверен - мы сможем улучшить положение дел. Передача ЖКХ и других городских служб и предприятий уменьшит коррупционную составляющую в этих службах, а это, поверьте, огромные средства… Вот пример г. Ломоносова, о котором я упоминал, сразу же показал. Обнаружены большие нецелевые, непроизводственные расходы. Их ликвидация позволила улучшить ситуацию с этими детскими садами. И так должно быть везде. Неслучайно, слушая недавнее выступление председателя Ассоциации муниципальных образований пригородов Санкт-Петербурга, я отметил его главную мысль о том, что основная задача муниципалитетов - борьба за передачу им как можно большего количества предметов ведения, решением этой проблемы я и занимаюсь в рамках своих депутатских полномочий.
Ведь что получается. Правительство города очень не хочет терять эти самые полномочия. Это же деньги, ресурсы. Оно предлагает депутатам местных органов власти заняться чем угодно, а лучше всего - ничем, и не трогать «священную корову» - городское хозяйство, от которого кормятся тысячи больших и маленьких чиновников в том числе и за счет пресловутых «откатов» и сомнительных посредников.
- Вы думаете, что народу так уж важно, какая ветвь власти его обирает - государственная или муниципальная?
- Ведь мировой, да и дореволюционный российский опыт показывает, что местное самоуправление гораздо эффективнее. Поэтому решать местные вопросы они смогут более правильно и эффективно, чем не контролируемые народом чиновники.
- По большому счету Вы правы. Но как убедить население, что местный совет - наиболее эффективная власть на местах? Что компетенция депутатов позволяет принимать наиболее правильные решения по важным городским хозяйственным вопросам?
- В первую очередь, делами, но с одной стороны этих дел нам не передают, а с другой стороны - руководство нашего Совета, похоже, смирилось с этой ситуацией или просто подыгрывает властям. А наши оппоненты из Правительства СПб, ЗАКСа, своими действиями способствуют дискредитации муниципальной власти и похоже заинтересованы исподволь внушить населению, что Советы МО - никчемные придатки районных столоначальников. Но всё равно у нас есть свои рычаги влияния на информационную ситуацию. Это, во-первых, личные выступления депутатов перед населением. Во-вторых, необходимо использовать возможности СМИ…
- Уже используете…
- Кроме того, у нас, в Совете, есть депутаты, работающие на постоянной основе, и они могли бы встречаться с населением чаще…
По моему настоянию впервые в истории МО Кронштадта прошла встреча депутатов с активом местных общественных организаций, - прообразом общественной палаты. И я думаю, что мы сможем перевести общественное мнение на свою сторону…
В качестве заключения могу заметить следующее, наиболее дальновидные представители госструктур заинтересованы в передаче полномочий местному самоуправлению. Ведь одной из важных причин «цветных» революций на постсоветском пространстве являлась узурпация власти на местах госчиновниками, поддерживаемых местными же воровскими кланами, при полном пренебрежении народовластием. Следствие - стихийный народный взрыв. Так вот, чтобы этого избежать, государственная власть, не всегда эффективная на местах, должна предоставить народу и его представителям Конституционные полномочия по местному самоуправлению. Я на это рассчитываю.
- Спасибо за беседу.
Записал К. НИКОЛАЕВ.