Новости Кронштадта
03.02 Предпринимателей Кронштадта попросили не стесняться озвучивать проблемы
01.02 Жители Кронштадта выберут лучших дворников и механизаторов района
01.02 После задымления детский сад № 17 работает в обычном режиме!
27.01 Кронштадтский Дворец молодежи приглашает принять участие в акции «Свеча памяти
24.01 Полицейскими Кронштадта задержаны телефонные мошенники
23.01 Подведены итоги работы Жилищно-коммунальной службы №4 в период новогодних праздников
18.01 В Музее истории Кронштадта откроется выставка «Город в блокаде»

Афиша-Анонсы
8 февраля музыкально-поэтический вечер «Бессмертная слава России»
21 января спектакль «Снежная королева»
21 января концерт «С.В.Рахманинов – композитор, пианист, дирижёр»
7 января Программа «Святки-колядки»
7 января Интерактивная программа "Светлый праздник Рождества"
6 января Литературное путешествие «Чарует белой сказкой снова, святое рождество Христово»
Героизм и трагедия
28 сентября 2005 г.

С 15 июля Военный совет КБФ дал указание инженерному отделу флота начать строительство рубежей обороны. За недостатком времени и сил удалось лишь создать систему и несколько укреплённых дотов и заграждений на наиболее опасных направлениях. Существенную помощь обороняющимся оказала артиллерия флота. Но силы всё равно была не равны.
26 августа Ставка ВГК наконец приняла решение об эвакуации Главной военно-морской базы. В это время бои велись уже в городской черте. В ночь 27 августа противник захватил район парка Кадриорг на восточной окраине города и начал обстрел порта из тяжелых миномётов. Утром и днем 27 числа началась эвакуация. Практически без потерь удалось осуществить посадку войск и гражданских людей на транспорты и боевые корабли. По плану выход конвоев должен был осуществляться в ночь на 28 августа. Но на море бушевал шторм. Плоскодонные тральщики не могли в этих условиях выполнять свои задачи, и выход задержался почти на двенадцать часов. В результате минные заграждения, выставленные немцами при выходе из Таллиннской бухты, пришлось форсировать в темное время суток. Суда стали подрываться уже через несколько часов после выхода из порта…
Сейчас, через 64 года после этой трагедии, можно давать нелестные оценки всем действиям командования КБФ и командирам частей. Действительно, ошибок хватало. Страшных ошибок. Во-первых, можно было эвакуировать из Таллинна ценные грузы и не связанных с обороной города специалистов еще в начале августа. Но это попахивало «паникерством», а в то время эти предложения рассматривались через прицельную планку расстрельной команды НКВД. Поэтому потеря одной только плавмастерской «Серп и молот» во время перехода практически лишила подводные силы БФ запасных аккумуляторов и другого ценного оборудования. Что и случилось.
И как же произошло, что в зоне действия флота, буквально у нас под носом, немцам удалось выставить на наших фарватерах более 3.000 мин? Сказались и просчеты мирного времени. На флоте нехватало тральщиков и современного трального вооружения. Командиры кораблей и капитаны судов не имени навыков по вождению своих плавсредств в составе противоминного ордера. И всё же минная опасность была не главная. Основные потери конвой, растянувшийся почти на тридцать километров, понес от действий немецкой авиации. К сожалению, по объективным и субъективным причинам не удалось организовать истребительного прикрытия конвоя. Всего 2-3 звена истребителей могли бы серьезно помешать немцам безнаказанно уничтожать суда, большинство из которых не имели зенитного вооружения. Но радиус действия основного советского истребителя тех дней И-16 («ишачка») был около 200 км. 220-мильную зону перехода они прикрыть не могли. Кроме того, этих самолётов было мало, и они были задействованы на других участках фронта. Артиллерия ПВО большинство боевых кораблей и (что особенно важно) приборы управления ею были устаревшими, а поэтому огонь зениток был не эффективен. Так что корабли не могли эффективно отражать налёты на первый конвой, состоящий из основных сил КБФ, не говоря уже о транспортах и катерах.
Всего в прорыве из Таллинна в Кронштадт участвовало 29 кораблей и катеров, а также 75 судов различного тоннажа. Погибли 14 боевых кораблей и 42 судна и катер. Немцам удалось потопить почти все крупные транспорты. Более десяти тысяч человек потеряли мы за эти страшные двое суток августа. Потери могли бы быть еще большими, не будь заблаговременно развернут спасательный отряд под командованием Святова на о. Гогланд Они вытащили из воды более 12 тысяч человек. И всё же основные силы КБФ во главе с крейсером «Киров» прорвались в Кронштадт.
Туда прибыли около 18 тысяч защитников Таллинна. Немцам не удалось, как они собирались, «покончить русским флотом на Балтике уже в Таллине». Скоро они узнают мощь корабельной артиллерии при обороне Ленинграда!
Страшные потери 1941 года. Горькой ценой доставались нам умение воевать с умным, коварным и злобным врагом. Проходя у памятных досок стены Кронштадтского порта - замедлите шаг. Одна из мраморных досок посвящена нашим потерям в том печально памятном переходе. Чтобы помнили!
Наш корр.