Новости Кронштадта
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
15.03 Как найти свой избирательный участок в Кронштадте
11.03 Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4
Афиша-Анонсы
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
15 февраля вечер-концерт «Шрамы на сердце…»
12 февраля лекция «Конфликты и их решения»
11 февраля Концерт «А снег идёт...» в исполнении вокального ансамбля «Canto Leggero»
Не бойтесь! За рулём - женщина
26 сентября 2005 г.
К женщине в брюках сегодня, слава Богу, относятся спокойно. Женщины всё активнее занимают позиции в считавшихся когда-то чисто мужскими сферах жизни. Спорт, наука, политика - этот список можно продолжать и продолжать. Так сходу и не назвать поле человеческой деятельности, в котором современная женщина не попробовала бы свои силы. И тот факт, что на сегодняшний день женская эмансипация достигла своего апогея, некоторых мужчин заставляет содрогнуться. Дискриминация по половому признаку, в крайних случаях, порождает новый тип «мужеподобных женщин» и, увы, делает из мужчин истериков и тюфяков. Этого всё-таки следует избегать, и конфликты решать мирным путём (по возможности), ведь изначально цель женщин, вторгающихся на «мужскую территорию» - равноправие и справедливость, а не взаимные оскорбления. А чаще всего никто никому ничего доказывать не собирается, просто то, что раньше было разрешено лишь мужчинам, в определённый момент стало необходимо женщинам. Брюки носить удобно и практично, а управление автомобилем - экономит время. Каких-то двадцать лет назад женщина за рулём считалась уникумом. Сегодня число женщин-водителей вплотную приближается к мужчинам. Однако нездоровый интерес с известной долей пренебрежения с мужской стороны до сих пор имеет место. Чего стоят сравнения - «обезьяна с гранатой» и «корова на льду»? Баек, анекдотов и поговорок на тему «женщина за рулём» - бесчисленное множество. Например:
Женщина-водитель после столкновения с другой машиной говорит:
- Это моя вина!
- Нет, мадам, - галантно отвечает водитель второй машины, - это целиком моя вина. Я видел, что за рулем вашей машины женщина, и легко мог переехать через кювет и подождать, пока вы проедете.
И всё бы ничего, если бы мужское скептическое отношение выражалось только лишь в шутках. Некоторые мужчины считают своим долгом женщину обогнать, какого пилотирования и ухищрений им бы это не стоило, или сорваться с места быстрее, чем она, или «подрезать», дабы жизнь малиной не казалась. Хамство на дороге - вещь обычная, многие мужчины не прощают женщинам те ошибки, которые они же могут поощрить у своего брата. У мужчин это называется «ловкость» и «лихачество», а у женщин - банальная «глупость». Пока женщина ездит медленно и неуверенно, ей постоянно сигналят, требуют прижаться к обочине, пропустить - она мешает движению. Когда же она научится ездить напористо и быстро, с ней будут состязаться в водительском мастерстве, что вряд ли приведёт к хорошему на наших дорогах. Даже если она выиграет, то всего лишь первой доедет до поворота, к чему трепать нервы себе и окружающим? Оно того не стоит.
Такая грубость со стороны некоторых мужчин-водителей вызвана не столько их недоверием к женщинам, управляющим автомобилем (доказано, что отдельные женщины ни в чём не уступают мужчинам в вождении), сколько их неполноценностью и невоспитанностью, а, может, боязнью потерять свою власть. Любопытны выводы некоторых психологов, утверждающих, что причина подобного мужского поведения сокрыта глубоко в бессознательном. У подавляющего большинства мужчин руль ассоциируется с властью; чего стоит само слово УПРАВЛЕНИЕ! И допустить, чтобы женщина управляла мужчиной, такие индивидуумы не могут ни за что. Более того, иной мужчина бессознательно чувствует себя оскорбленным, если даже в чужой машине за рулем видит водителя женского пола. Особенно, если этот водитель идёт на обгон. Из кожи вон вылезть, но не дать себя обогнать женщине!
Конечно, случается, что и женщины сами провоцируют такое отношение к себе. На светофоре подкрасить губы, забыв о том, что красный свет давно сменился зеленым, а позади целая вереница автомобилей. Включить поворот и не повернуть. Проехаться не спеша в крайнем левом ряду, врубив музыку на полную громкость, не обращая внимания на бедняг, объезжающих справа… Или, случайно не справившись с управлением, бросить педали и руль, зажмурить глаза и предоставить машине самой двигаться дальше - будь что будет! А ещё прикрепить знак «Дама за рулём», и буковку «У», чтобы не сигналили и не доставали. Что с женщины взять, да еще и ученика, правильно? А то, что она с этими знаками так ездит уже два года, ведь так меньше претензий, это ничего страшного... Да мало ли таких примеров «чисто женского стиля вождения»?
Про все эти дорожные конфликты между мужчинами и женщинами, о разнице в подходах к управлению автомобилем я слышала давно. Убедилась же в существовании некоторой дискриминации только на курсах вождения. Большую часть учеников в автошколе, которую я закончила, составляли женщины. Причём их возраст колебался от вчерашних школьниц до пенсионерок. Прекрасная половина обучающихся позволяла себе на лекциях некоторые вольности, хлопанья ресницами и глупенькие вопросы. Немногочисленные мальчики на занятиях вели себя менее активно, занимали задние парты и втихаря над чем-то хихикали, а взрослые мужчины прилежно выполняли задания и докапывались до самой истины. В перерывах между чтением правил дорожного движения и объяснением принципа работы двигателя, наш преподаватель позволял себе лирические отступления. Рассказывал нам про женскую и мужскую психологию на дорогах, про некоторые женские хитрости, которые могут смягчить пыл гаишника, про машин-девочек, которые частенько, в силу своего неуживчивого характера, попадают в неприятные ситуации, и про надёжные и благополучные автомобили мужского рода. Изначально, даже когда ты ещё не сидел за рулём, сталкиваешься с таким вот несколько обидным разделением по половому признаку! А что дальше?
Инструктор мне попался весьма юморной. На первом занятии он показал мне принцип работы с автомобилем - как завестись, тронуться с места и остановиться, а на последующих - ругался на то, что я ничего не умею без его подсказок. А я не родилась с рулём и на курсы пошла, чтобы меня учили! От обиды хотелось ему доказать, что я всё смогу, но всё почему-то не получалось. «Ну и что мы плетёмся?», «Ну и куда мы разогнались?», «Тормоза придумали трусы, да?», «Такие, как ты, всю машину мне сломали» - никак ему было не угодить. Когда почти в экстремальных ситуациях мне удавалось вырулить, он просто смеялся. А когда всё шло более или менее гладко, он начинал тихонечко посапывать. «С утра одна мне сцепление сорвала, другая - сугроб протаранила, а ты насилуешь зажигание». Однажды мне довелось лицезреть то, как он водит - покруче американских горок. На дороге ограничение скорости - 40, он едет все 120 км/час, выезжая на узкой дороге на встречку, подрезая соседние автомобили… Увидев моё удивление, посоветовал таких трюков не исполнять - мне бесполезно, даже чревато и вообще не по зубам… Перед экзаменом он стал допытываться, как же я сдам вождение. Я отвечала: «Как-нибудь», чем снова и снова вызывала недоверчивую ухмылку. Сдала госэкзамен «кое-как» с третьего раза. Причём инспектор дал мне права при условии, что ездить я буду только под строгим контролем папы (перед тем, как поставить оценку, он спросил, кто в семье водит) - добренький попался. А потом оказалось, что большинству девушек, получивших в тот день права, он советовал то же самое - ездить либо с папой, либо с мужем, либо с братом. А почему не советовал парням ездить с мамой? Ну, а получив права, я долгое время не водила, а теперь, кручу руль под надлежащим контролем, и понимаю, что это дело туго у меня идёт и сильно раздражает других автомобилистов, однако, месяца три - и всё нормально… В зеркала смотрю только для разъяснения дорожной ситуации.
Ясно, что у обеих сторон транспортного движения имеются друг к другу претензии. Но есть ещё и третья сторона - сотрудники Госавтоинспекции, которые, независимо от пола, наказывают за несоблюдение правил дорожного движения, как бы обворожительно ты им не улыбалась. Следовательно, конфликт полов на дороге - это нарушение транспортной безопасности, перед законом мы все равны. На первое место выходят аккуратность и внимательность, а вся эта морока с половой принадлежностью и спор «кто кого?» - реальная угроза не только для кошелька автомобилиста, но и для жизни, своей и окружающих.
Возможно, процесс женского знакомства с техникой несколько затягивается по времени (лично меня пока ещё опасно выпускать одну на дорогу, и дело даже не в том, что я в кого-нибудь врежусь или сломаю машину, а просто нет уверенности в себе, есть ещё страх, навеянный всё теми же избитыми стереотипами), но и результат обычно положительный. Практика показывает, что дамы доставляют работникам ГИБДД куда меньше хлопот, чем представители «сильной» половины человечества. И в неприятных эпизодах, случающихся на дороге, женщины, как правило, оказываются невиновными. К тому же они всегда деликатны с инспекторами. Причина этого в том, что у женщины за рулем нет самоуверенности, свойственной мужчинам. Зато есть необходимая для воджения автомобиля аккуратность, повышенная внимательность, а порой и перестраховка себя. Видимо, в самой женской природе заложено то чувство самосохранения, которого так не хватает мужчинам.
На одном из сайтов в Интернете размещена следующая информация. Женщин-водителей можно разделить на три категории: первая - женщины, которые ездят не быстрее 60 км/час и судорожно соблюдают все правила (таких - 30%); вторая - женщины, которые очень редко соблюдают какие-либо правила (не все помнят из-за девичьей памяти) и устанавливают свои собственные, типа «Ladies first» (таких - 65%), и третья - женщины, которые ездят хорошо, порой лучше мужчин (таких - 5%). Тем, кто все-таки решил опровергнуть вечное мужское «Женщина за рулем - преступник» и пополнить ряды немногочисленной третьей категории, специалисты советуют перестать проверять каждый свой шаг по инструкции или подражать жесткому мужскому вождению, а найти свой собственный стиль, сочетая аккуратность и внимательность с очаровательным «дамским» драйвом. А вообще всё приходит с опытом и верой в себя!
Предрассудки будут тормозить «женское» развитие в «неженских» сферах ещё множество лет, и с этим не поспоришь. Однако, вопреки устоявшимся штампам, женщины всё напористее пробивают себе дорогу к управлению автомобилем, и с каждым годом делают это уверенней. Когда-то мы посягнули на мужскую часть туалета - брюки, и сколько споров из-за этого возникло. Сегодня кое-кто всё ещё не может свыкнуться с мыслью, что женщины спокойно могут управлять автомобилем, но через несколько лет, возможно, женщины-инструктора в автошколах будут подшучивать над нерадивыми учениками и их «чисто мужским стилем вождения».
Елизавета САДКОВА