Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
О железной дороге
12 декабря 2005 г.
Кронштадтской железной дороге - 145 лет. Сегодня далеко не все кронштадтцы знают, что в Кронштадте была «железка». Об этом письмо нашего постоянного читателя В.К. Горева. Нам, сотрудникам редакции «КВ», его предложение об увековечении железной дороги очень понравилось. А вам?В эпоху кругосветных плаваний русских моряков Кронштадт постепенно приобретал европейский вид. Улицы покрывались булыжными мостовыми и освещались масляными или керосиновыми фонарями.
Вплоть до своего 250-летия, мостовые Кронштадта были сплошь булыжные, за редким исключением. 300-летие город встретил полностью заасфальтированным. Лишь на память для потомков сохранили единственную булыжную мостовую на Лазаревском переулке. Так увековечили одну из достопримечательностей. Вот бы еще и восстановили пару масляных и керосиновых фонарей здесь же.
По образцам чугунных шашек, привезенных из Америки, управляющим Пароходным заводом А.И. Соколовым, сделали отливки, а затем чугунную мостовую во дворе. Генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич, осмотревший в 1860 году замощенный двор, приказал устроить в качестве опыта мостовую на одной из улиц с оживленным движением. Так появился первый участок длиной в 160 метров у Пенькового моста. В 1975 году участки чугунной мостовой восстановили на улице Макарова, вдоль Якорной площади и этим увековечили уникальную мостовую.
Еще не отменили крепостное право, а на острове Котлин начала действовать железная дорога. Сначала узкоколейная, причем платформы с грузом толкали вручную. Затем проложили более широкую колею и стали применять конную тягу. С 1891 года на территории города действовала портовая узкоколейная железная дорога протяженностью 26 верст. Крепостная дорога имела протяженность 16,5 верст. На ней было четыре станции, ходило четыре паровоза. К 1917 году на обеих дорогах было 11 станций. Ежедневно выполнялось четыре рейса в одну сторону. От нынешней комендатуры на улице Восстания до форта РИФ можно было доехать за 10-20 копеек. В советское время на острове для обеспечения нужд крепости проложили широкую колею. В войну по ней ходил бронепоезд. До начала бурного жилищного строительства за городом отдельные участки железной дороги сохранялись вдоль обочины Кроншоссе. Сейчас от 16-го квартала до 19-го не сохранилось ни метра. Юным горожанам, будущим потомкам даже и в голову не придет мысль: на острове Котлин была железная дорога!
Спасибо градоначальникам Кронштадта за сохраненные реликвии: булыжную и чугунную мостовые. Чего нельзя сказать о железной дороге. Но время еще есть. Живут среди нас те, кто воевал, кто строил, обслуживал железную дорогу на острове Котлин.
Есть историческая потребность. В 16-м квартале, между Кронверкским каналом и домом № 8, - место стоянки бронепоезда № 9 КБФ, где рельсы железной дороги выходили за пределы каменной городской стены. Восстановить бы железнодорожный участок хотя бы 25-50 метров. С южной стороны пешеходной дорожки, вдоль Кроншоссе. Здесь же можно установить гранитную стелу с соответствующим текстом. С востока от нее - узкую колею, с запада - широкую.
Горев Василий Константинович, ветеран, помнящий еще и железную дорогу, кроме булыжной и чугунной
Газета "Кронштадтсий Вестник" №49 от 8 Декабря 2005
Просмотров: 4908