Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Наш подводный, ракетный, наш атомный флот…
18 марта 2006 г.
19 марта - 100-летие подводного флота россии24 февраля 1972 года в Северной Атлантике разыгралась драма, которая могла закончиться гибелью корабля ВМФ СССР и радиоактивным загрязнением огромной акватории океана. Предотвратил катастрофу экипаж, проявивший высокий профессионализм, мужество и самопожертвование.
Те, кому хорошо известна история этой трагедии, могут обвинить меня, может быть, в предвзятом отношении к подвигу всего экипажа, но, склоняя голову перед всеми живыми и погибшими, я, в силу многих обстоятельств, расскажу только о двух членах геройского экипажа - командире капитане 1 ранга Викторе Кулибаба и нашем земляке командире дивизиона движения БЧ-5 капитане 3 ранга Викторе Милованове.
«К-19» - наш первый атомный ракетоносец. Построенный в 1960 году, когда соперничество флотов США и СССР резко возросло, он впитал многие научные, технические и тактические достижения. Атомоход был вооружен ракетным комплексом с надводным стартом ракет. Однако спешка, сопровождавшая его постройку, невольно закладывала «мины замедленного действия». Одна из них и сработала в 1961 году. Последствием всего этого мог быть первый Чернобыль. Но экипаж под командованием капитана 2 ранга Николая Затеева, проявив лучшие качества российских моряков: мужество, высокий профессионализм, смекалку, самопожертвование, ради спасения корабля, ценой жизни 8 подводников и радиоактивным облучением многих других, предотвратил катастрофу.
Корабль привели на завод, отремонтировали, заменили ракетный комплекс на другой, но с подводным пуском ракет, и вернули в боевой состав ВМФ. Он много и успешно плавал, выполняя задания командования, завоевал приз Главкома ВМФ по ракетной стрельбе, входил в число лучших кораблей соединения.
И... новое испытание... 24 февраля 1972 года корабль возвращался с боевого патрулирования, когда в 10 часов 23 минуты прозвучал сигнал аварийной тревоги: пожар в 9-м отсеке. Он возник из-за попадания масла из системы гидравлики на один из фильтров очистки воздуха, работавшего на электроподогреве.
Специфические условия размещения систем, механизмов и самих подводников в предельно ограниченных объемах создают и в нормальной обстановке много неудобств, в аварийной же - это многократно увеличивается. Моряки двух боевых смен, отстоявших вахту в ночное время, отдыхали, а 9-й - один из жилых.
Пожар стремительно развивался... Подводники стали терять сознание, а громоздкие и неудобные индивидуальные дыхательные аппараты - ИП 46 - не позволяли мгновенно и эффективно воспользоваться ими.
Как же действовал в этой обстановке командир корабля капитан 2 ранга Кулибаба? Он отдал приказы на всплытие в надводное положение, передачу донесения командованию об аварии, сброс аварийной защиты реакторов, вывод части подводников из аварийных отсеков в носовые, оказание помощи пострадавшим.
И далее Виктор Павлович действовал так, как и должен был действовать в чрезвычайной обстановке: получал доклады, анализировал, оценивал, принимал решения и отдавал приказания.
Борьба с аварией продолжалась. Корабль всплыл в надводное положение, оба реактора пришлось заглушить, хода нет. А наверху начинался сильный шторм. Ракетоносец в пять с лишним тысяч тонн бросало, как легкое суденышко. Океан!
Профессия подводника - одна из самых сложных и трудных в военном деле. Она требует многих знаний и умений, проходит на корабле, где в приборы, механизмы и системы вложены многие последние достижения науки и техники. На подлодках функционируют системы с самыми непримиримыми рабочими средами: маслом и кислородом, электричеством и водой, водородом и кислотами, воздухом, азотом, различными компонентами топлива ракет. На них в нескольких десятках метров от реакторов готовится пища для экипажа, а часть приготовленной еды привычно переносится через реакторный отсек в другие. Работают в разных режимах множество электродвигателей, электронных приборов и вычислительных машин. Воздух очищается многими фильтрами, нагревается или охлаждается. Но он не заменяет свежего морского воздуха. Личный состав месяцами не видит солнечного света.
И так неделя за неделей, месяц за месяцем.
Моряки встречаются с неодолимой силой на протяжении всей истории мореплавания и не всегда выходят победителями. И в этот раз им пришлось бороться с объединенными силами огня и океана, преодолевая усталость, голод, холод, страх и боль. И они сделали все возможное и невозможное, по повседневным меркам и понятиям, чтобы спасти ракетоносец и предотвратить экологическую катастрофу в океане.
Испытания, выпавшие на долю этого экипажа «К-19», соизмеримы разве что с теми, что возможны в самых тяжких боевых условиях. Многие подводники показали себя самыми настоящими героями. Честь им за это и слава! А тем, кто погиб, - вечная память.
Так в чем же все-таки проявился героизм командира «К-19»? В том, что попав в тяжелейшую аварию в подводном положении посреди океана, не растерялся, не потерял управления кораблем, а принял все возможные меры для спасения атомохода и экипажа. Спасены атомоход стоимостью в сотни миллионов рублей и часть экипажа. Предотвращено радиоактивное заражение в Северной Атлантике.
Атомоход на буксирах привели в базу. На борту было 28 погибших подводников.
Такую вот цену пришлось заплатить экипажу за рядовой, по первоначальному замыслу, поход в океан.
И что получил командир за все то, что сделал и пережил?
Командование наградило его орденом Боевого Красного Знамени. Несомненно, что в те времена на начальников, принимавших решение о награждении подводников «К-19», влияло требование не предавать гласности аварию и ее последствия, большое число погибших, субъективизм и шаблон в оценке. Считаю, что командир заслуживает другой, более высокой награды.
В истории нашей страны много было награждений за надуманные заслуги, но немало осталось и не оцененных но достоинству за большие и героические дела.
Виктор Милованов - высокий, худощавый, темноволосый, красивый молодой офицер с небольшими усами на очень серьезном лице. Одень на него сомбреро, дай в руки гитару - и перед вами экранный образ удалого мексиканца. Выпускник Высшего Военно-Морского инженерного училища им. Дзержинского в Ленинграде, спокойный, рассудительный по характеру, с хитринкой во взгляде.
Перед тем, как поступить в ВВМИУ, Виктор Алексеевич отслужил срочную службу. Он окончил школу машинистов им. Железнякова в Кронштадте, был оставлен в ней инструктором и три с половиной года готовил младших специалистов для кораблей ВМФ. В училище стал одним из лучших курсантов в учебе, был назначен ассистентом знаменосца, подтверждая на всех парадах и блестящую строевую выправку.
Он очень ответственно учил своих турбинистов. Корабль в базе, но у них все равно много дел: профилактические осмотры, ремонт вспомогательных механизмов, изучение матчасти, мер безопасности, подготовка к сдаче на классность. Кто из моряков не знает этих повседневных забот? Корабль в море: у турбинистов одна из самых сложных и трудных вахт. И физически и психологически. Почему? В турбинном отсеке сильный шум от двух работающих паровых турбин, всегда очень жарко от паропроводов, пронизывающие сквозняки от могучих вентиляторов. И... необходимость строго следить за всеми параметрами пара, воды, масла, так как недосмотр может быть роковым.
Как же действовал Милованов во время аварии? Виктор Алексеевич был командиром дивизиона движения БЧ-5, имел в своем заведовании два атомных реактора, две мощнейшие паровые турбины, системы их обслуживания, многих офицеров, мичманов и матросов. Главное предназначение этого дивизиона - обеспечивать ход атомохода. Управление этим мощным, огромной стоимости и важности сгустком энергии осуществлялось с пульта управления ГЭУ (Главных энергетических установок).
По сигналу аварийной тревоги командир дивизиона прибыл на пульт. Здесь же находились и офицеры-операторы. На «К-19» были две атомные станции, они могли работать независимо или дублируя друг друга. Управление этими станциями велось из помещения, сравнимого с наименьшей из комнат обычной «хрущобы». Это делает честь нашим конструкторам и инженерам, сумевшим сосредоточить управление в таком малом объеме, но и значительно усложняет условия работы подводников.
В связи с быстрым развитием аварии, резко возросли давление, температура, задымленность и загазованность в энергетических отсеках, а в помещении пульта концентрация окиси углерода достигла смертельной. Оценив обстановку, капитан-лейтенант Милованов решил остаться на пульте со старшим лейтенантом Ярчуком, а остальных офицеров отправил в незагазованные носовые отсеки. Этим он спас их.
Оставшись вдвоем, они включились в ИП-46 (изолирующие противогазы). Но Ярчук не смог в нем работать и начал задыхаться. Дело в том, что надев маску, надо нажать на клапан, чтобы раздавить стеклянную ампулу, которая задействует регенеративный патрон, и 10-20 секунд спокойно подышать, - тогда патрон станет выделять кислород в дыхательный герметичный мешок. Аппарат же размером со школьный ранец должен быть на груди, что при работе за пультом управления ядерной установкой весьма неудобно.
Ярчук, сорвав с лица маску, умирал рядом со своим командиром. А Милованов, взяв управление двумя ядерными реакторами, сам испытывая огромную физическую и психологическую нагрузку, ничем не мог помочь ему.
Не сомневаюсь, что и сегодня этот случай остается единственным, когда в столь экстремальных условиях офицер-подводник управлял сразу двумя атомными станциями.
Есть ли желающие это проверить на себе? Задыхаясь и с трудом различая органы управления, он, тем не менее, четко соблюдал необходимую последовательность действий. Однако к моменту, когда он с разрешения центрального поста нажал кнопки сбрасывания AЗ (аварийной защиты) обоих реакторов, системы дистанционного управления оказались обесточенными. Корабельные источники питания вышли из строя. Последствия апокалипсиса трудно было представить...
Теперь реакторы можно было заглушить только с помощью механических приводов КР (компенсирующих решеток), вручную. В реакторном отсеке было нестерпимо жарко. «Даже палуба казалась красной или у меня в глазах уже все краснело», - вспоминает Виктор Алексеевич. Превозмогая огромную психологическую и физическую нагрузки, он привел приводы в действие, опустил КР, погасил тем самым ядерные реакции в реакторах. Далее отдраил из последних сил переборочную дверь в другой отсек и потерял сознание. Очнулся в рубке корабля среди трупов: доктор Пискунов возвращал его к жизни с помощью искусственного дыхания.
Но главное было сделано: гибель корабля от теплового взрыва реакторов и радиоактивное заражение Северной Атлантики были предотвращены!
Кто сомневается, что сделать это мог только отличный профессионал, человек высокого долга чести перед собой, своей семьей, экипажем, флотом и Отечеством? Он жертвовал своей жизнью сознательно. Капитан-лейтенант Милованов был также награжден орденом Красной Звезды. Богу было угодно, чтобы он остался жив. Чиновничьи души в погонах обошлись с ним круче. После первого же инфаркта списали из плавсостава, лишили допуска к работе по специальности, а затем демобилизовали на гражданку.
Он долгие годы ютился с семьей в коммуналке, хотя как ветерану подразделения особого риска были положены льготы на жилье. Вместе с женой вырастили двух сыновей, оба имеют высшее образование. Старший сын Алексей занимается в сфере бизнеса. Младший сын Дмитрий - офицер службы безопасности ООН.
Виктор Алексеевич - инвалид 1 группы. Службе на флоте он отдал лучшие годы и силы. Флот и Отечество должны гордиться таким офицером! Он совершил подвиг, и, пусть с опозданием, достоин более высокой награды России.
Наши соотечественники проявили высокий профессионализм, показали в процессе длительной борьбы за жизнь атомохода физическую и духовную стойкость, мужество, взаимовыручку, готовность к самопожертвованию. Многие из них совершили настоящие подвиги.
Отдадим им должное: живым - честь и слава, а погибшим - долгая память в наших сердцах.
Подготовил
Владимир Лагожин
Основой публикации явились материалы работы капитана 1 ранга запаса Федецова Д. и капитана 1 ранга Черкашина Н.
Дорогие жители Кронштадта!
В этом году Россия празднует знаменательную дату, 100-летие подводного флота Российской Федерации. Кронштадт стал одной из первых баз подводного флота, родиной и опорой российского подводного воинства.
Поэтому этот праздник чрезвычайно важен для нашего города: многие из кронштадтцев служили на подводных лодках, провожали в походы своих близких и друзей.
Всем подводникам я желаю счастья и благополучия. Вы - очень мужественные, сильные люди. А всем Вашим близким остается пожелать терпения и сил, чтобы дожидаться своих родных и поддерживать их в чрезвычайно сложной службе.
Виктор Суриков, глава администрации Кронштадта