Новости Кронштадта
30.05 Городской пляж Кронштадта готов принимать гостей!
24.05 В Музее истории Кронштадта открылась выставка «Советские ледоколы»
17.05 Окончание отопительного периода в ЖКС №4
09.05 Список запрещенных предметов - меры безопасности во время проведения мероприятий
08.05 В парке «Патриот» состоится митинг в честь «Бессмертного полка»

Афиша-Анонсы
14 мая развлекательная программа «Тепло родного очага»
14 мая встреча с профессионалом «Биотехнолог»
14 мая праздник «У семейного очага»
14 мая творческая встреча с главным редактором альманаха «Петербургская литература»
13 мая музыкальная гостиная «Скрипка и виолончель»
13 мая мастер-класс по изготовлению традиционной куклы «Северная Берегиня»
Как наше слово отзовется?
09 июня 2006 г.
СКАЗАННОЕ СБЫВАЕТСЯВторым языком в наше время стало сквернословие, матерщина, или, выражаясь интеллигентно, обсценная речь, маргинальная лексика, арго, сленг, нецензурная брань. Православие учит, что со словами нужно обращаться с величайшей ответственностью и осторожностью, так как знает о мистической способности сказанного материализоваться в действительности. Это очень тонко чувствуют поэты, язык для них - метод познания мира. «Сказанное, особенно в рифму, обязательно сбывается, только непредсказуемым образом», - написал поэт Сергей Гандлевский.
Сквернословие стало в наши дни столь распространенным явлением, что многие воспринимают его как неизбежность. Для бытового сознания мат стал нормой, люди словно принюхались к миазмам выгребной ямы и начали в ней жить. Представители искусства, интеллигенция и дети - не исключение. Директор кинотеатра, где проходила встреча со знаменитой актрисой, которая в кулуарах материлась что твой сапожник, объясняла мне, что вся богема сейчас так разговаривает, это шик. Учащиеся самых престижных школ не скрывают, что матерятся у них особенно отменно девушки. Еще бы подростки не заразились сей скверной! Ведь в некоторых учебных программах по литературе есть такие сомнительные авторы (писателями их назвать рука не поднимается), как Пелевин и Лимонов. В произведениях последнего преобладают пять ключевых слов, и все нецензурные. Борис Немцов как-то по радио озвучил похабную частушку, объясняя ситуацию с закрытием канала ТВ-6. Так в нашей стране осуществляется курс на либерализацию сознания - кого стесняться-то! Однажды расшифровывали записи «черного ящика» после авиакатастрофы. Там был, в основном, мат, то есть, в экстренной ситуации пилоты других слов не вспомнили. Такова их речевая опора, их молитвенный призыв, если хотите, но только к другой духовной силе - к темной. Мат является как бы отхожим местом, и в этой зловонной стихии человек никогда не сможет себя осознать. Живое священное движение слова здесь не присутствует. Нормальному человеку гораздо естественней призывать Бога: «Господи, помилуй и спаси!» Но поскольку безбожное сознание не знает святой силы молитвы, то оно опирается на ту силу, которую ему подсовывает бес - это его пароль.
Знакомая, преподаватель-лингвист поведала, что не раз уже была свидетелем того, как дети с речевыми дефектами и заиканием излечивались без логопеда-психолога, когда начинали читать Псалтирь.
ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЬ
Русский язык - один из трех, мировых мистических языков (наряду с древнеиудейским и древнегреческим), приспособленный для выражения духовных понятий Священного Писания. Особенно это касается церковнославянского языка.Современный русский язык, строго говоря, по отношению к церковнославянскому - это жаргон, результат последовательного вымывания духовных основ языка, его духовная деградация. Церковнославянский язык, изначально христианский, сакральный, уничтожает целый ряд тех страстей, которыми живет человечество. На нем невозможно передать похабщину, скабрезность - в лучшем случае получится поучительно-морализаторская история.Страсти на церковнославянском языке не звучат. Не звучат злоба, ненависть, невозможно выразить тот бешеный порыв, который у современного человека выражается взрывом ругани.
Вслушаемся в то, как называются буквицы славянской азбуки: аз, буки, веди, глагол, добро, есть, живете, зело, иже,како, люди, мыслете... Это же проповедь, апостольский призыв к праведной жизни. Тургенев не зря восклицал: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». На русском языке созданы величайшие шедевры мировой литературы, это язык Пушкина, Гоголя, Баратынского, Достоевского, Бунина, Пастернака, Ахматовой, Бродского. А мы сегодня его так унизили.
Есть свидетельства врачей о том, что люди, страдающие потерей памяти и навыков речи, легко и быстро произносят матерные слова.По словам архимандрита Рафаила (Карелина), сквернослов похож на одержимого, у которого прямая кишка подведена к горлу.
ГОВОРИТЬ ИЛИ БОТАТЬ
Сквернословием заражено все наше общество. Взрослые злоречат при детях, дети бравируют грязными словечками, интеллигенция матерится, эстетствуя, выдавая рассусоливания о «гармонии безобразия» за творческую позицию; некоторые ругаются из желания эпатировать окружающих, а кто-то - из тщеславного убеждения, что мат - признак рафинированности. Либеральное понимание свободы личности и слова как попрания всех этических норм и запретов размывает категории добра и зла, делая прозрачной границу между ними. Это намеренно делается теми, кто хочет скомпрометировать идею торжества Добра. Образовалось огромное черное поле. По мнению Бродского, «мы имеем многократное количество адвокатов дьявола». Здесь уже видится угроза национальной безопасности, такая же, как эпидемия СПИДа и экологическая катастрофа. Впору опомниться и ввести табу на использование слов, сеющих нравственный и духовный разврат в душах людей. Этот запрет должен касаться хотя бы СМИ, книжной продукции. В жизни происходит все наоборот: тюремный жаргон, скабрезные слова и словечки стали обязательными атрибутами теле-радиовещания, печатных изданий. С экрана слышим: «разборки в Думе», «тусовка членов правительства» (тусовка - тюремная прогулка), «мокрое дело министра закрыто». Академик Лихачев, будучи узником Соловков, исследовал воровской жаргон и написал работу «Черты первобытного примитивизма воровской речи». Ученый делает вывод: «Основное отличие воровского мышления состоит в возрождении магического отношения к миру». Воры чрезмерно суеверно относятся к языку: «Та необычайная, совершенно чудовищная гипертрофия брани в воровской среде, буквально через слово пересыпающая воровскую речь и ни к кому конкретно не обращенная, говорит о каком-то стремлении сделать свою речь действенной, активно воздействующей». Так человек хочет получить силу от магизма слов, это своеобразное заклятие. Недаром уголовники обычно обращают свою брань «на воздух», в пространство, а если она задевает конкретного человека, то смыть такое оскорбление может только кровь. Академик делает вывод: подобно тому как воровская среда деклассированна, антигосударственна и, с точки зрения общества, асоциальна, так же точно и воровская речь - явление резко отрицательное: «с этими воровскими (тюремными, блатными) словечками и словцами распространяется яд воровской идеологии, воровского мировосприятия. Это болезнь языка».
Добавим: и болезнь нации, которая возлюбила мир, лежащий во зле. Православное учение опровергает дарвинистскую теорию происхождения человека от обезьяны. Трагедия в том, что, добровольно выбирая порок и двигаясь в этом направлении с бешеным ускорением, деградировать до уровня обезьяны можно запросто. Печальная перспектива. Именно наличие языка и речи выделяет нас как вид из мира живых существ и, следовательно, делает нашу ответственность за этот дар чрезвычайно высокой. Очистить язык от скверны в этом контексте - первоочередная задача, которая автоматически влечет за собой очищение от порока нашего ума, поскольку язык есть средство мышления.Если бы мы справились с этой проблемой, то, несомненно, оздоровили бы не только духовно-нравственный, но и экономико-политический климат России. Не случайно народ, племя в древности называли «языком»: «вскую шаташаея языцы». Скептик скажет: вот еще одна утопия.Увы, и вправду, невозможно убедить миллионы россиян начать уважать и любить свой язык. Но что касается любого из нас, то надежда не столь слаба, ибо святоотеческая премудрость утверждает, что каждая душа по природе христианка, и, значит, должна сохранить в себе ту память, когда «Слово стало Плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1,14).
Светлана ВЯТКИНА
СЛОВО
Молчат гробницы,
мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы,
на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас
иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный -
речь.
Иван Бунин
Материалы газеты "Кронштадтский вестник" №22 от 9 июня 2006 года
Просмотров: 711