Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Озерковское чудо света
22 июня 2006 г.
Там, где город надвинулся на пригород, круша природу и призраки прошлого, возникла «Деревня художников». Место выбрано неслучайно. В начале ХХ века аристократия отдыхала поближе к Царскому Селу. А Шувалово, Озерки и окрестности - дачное место интеллигенции, представителей среднего класса. Здесь бывали Глазунов, Блок, Грин, Петров-Водкин. Летом - дачи, купальни, лодки, рестораны. Зимой - катки, рождественские гулянья, масленица. Потом - десятилетия забвения и запустения. Деревянные строения пожирались пожарами и гнилью. В 70-80-х годах прошлого века в признанные непригодными, оставленные жителями дома стали въезжать питерские художники, превращая их в мастерские. Здесь и осел скульптор Дмитрий Давыдович Каминкер - неформальный лидер озерковских художников. С виду простые деревенские жители - сразу и не заподозришь, что работы многих из них хранятся в Русском музее, Третьяковке, Эрмитаже и в частных коллекциях по всему миру. Скульптуры Каминкера украшают Центр культуры и конгрессов в датском городе Хольстербо и улицы Торонто. Олег Жогин - один из создателей мемориала мужеству ликвидаторов Чернобольской катастрофы в Приморском районе. Официальный статус «Деревня художников» получила в 1991 году под именем Творческого объединения «Озерки». В этом содружестве сплотились художники, скульпторы, дизайнеры, кузнецы, керамисты, фотографы и кинематографисты.Художники той поры жили как бы по одной лестнице старого доходного дома. Наверху, в мансардах, ютились «левые», в сырых подвалах цвел «андеграунд», в коммуналках - «Союз художников». Худсоветы, выставкомы, комиссии. Ездили за границу, привезенные оттуда деньги вкладывали в ремонт. Теперь, когда Шувалово, Озерки и Коломяги застроены особняками и таунхаузами, деревянные постройки почти вековой давности, сохраненные художниками, все еще придают местности исторический колорит, аромат питерского предместья, где «над озером звенят уключины», а за заборами поднимается дымок самовара.
«Деревня художников» стала уникальным явлением в жизни Петербурга - «Петербургским Монмартром» и «Коломяжским Барбизоном». Каждый дом-мастерская живет своей творческой жизнью, независимо строит свой бюджет и деятельность в окружении «обыкновенных» жителей. Когда нужно - собирается совет, и сообща решают, как устраивать совместные выставки, как помочь друг другу, как организовать защиту от посягательств.
Рассказывает Дмитрий Каминкер: «У нас художники не живут вместе, да и я не люблю резервации, как на Пушкинской,10 или Песочной набережной. По-моему, хорошо, что мы разбросаны между жителями. Это модель нормального гражданского общества, общины, где есть художник, врач, милиционер, пенсионер, учитель... Между нашими домами расстояние от 300 метров до 2 километров». Дома художников разбросаны по всей территории Шувалова-Озерков и Коломяг, и их всегда можно узнать по особым приметам художественного быта - скульптурам в саду. Скульптурная мастерская на Главной улице (А. Позин, М. Спивак, Л. Сморгон), мастерская на Тбилисской улице (Валерий Бытка, создатель «Театра камней»); керамисты Александр Гладкой, Вера Носкова и Вячеслав Швецов оборудовали общий цех на Рябиновой улице; кузнечная - на Новоорловской; скульптуры и графики - Большой Десятинной (Наталья и Галина Писаревы). Коллеги называют Галину Писареву «мама Карла» - увлекается деревянной скульптурой. Марина Алексеева и Борис Казаков отрыли галерею «Сельская жизнь», где проходят выставки многих значительных питерских художников. Галерея некоммерческая, торговлю произведениями искусства не ведет, преследуя исключительно цели развития современного искусства. Одна из серьезных проблем культуры Петербурга - ее сосредоточение в центральной части города. Окраины, где живет большинство населения, почти начисто лишены музеев галерей, театров и являют некую культурную пустыню. А здесь, в галерее, постоянно проходят кинопоказы на открытом воздухе, в теплое время кинопроекция идет прямо на экран, повешенный среди деревьев сада. Здесь же расположена студия, где Борис Казаков создает свои фильмы. Марина издает литературно-художественный журнал «Сельская жизнь» с известными питерскими авторами. Таким образом, мастерская - галерея-киностудия в Коломягах заполняет нишу живого современного искусства на северной околице города. Появилась даже детская летняя школа.
Дмитрий Давыдович продолжает:
- У нас практикуются разные варианты сотрудничества. Например, Татьяна Николаенко каждый год открывает летнюю школу для детей, сама с ними занимается и водит к художникам - керамистам, иконописцам, скульпторам. Недавно гостями были чеченские дети. Ребята из Грозного, выросшие на войне. Они жили недалеко от нас, ездили в Петродворец, в музеи, а мы провели для них мастер-классы, показали, как пишут иконы, делают скульптуру и керамику…
Шувалово-Озерки стали ареной оригинальных скульптурных проектов и художественных акций - живописных пленэров, скульптурных симпозиумов и выставок, народных гуляний. Возле вокзала в Шувалово каждый год - праздник масленицы с взятием снежной крепости, хороводами и сожжением чучела зимы. А в день летнего солнцестояния на Втором озере - праздник «Плот». На воду спускаются плоты со скульптурами и инсталляциями. От акций и выставок озерковские художники перешли к художественному освоению территории вокруг озер.17 мая 2003 года на Втором озере открылась скульптурная композиция «Каменный гребец» Дмитрия Каминкера и архитектора Станислава Одновалова, которая стала частью берегового ландшафта. Лодка, весла, гребец, который плывет через времена. Весла, как крылья каменной птицы, слишком тяжелы, чтобы взлететь. «Мифологизация пространства» - одна из важнейших задач художника. Ведь он не столько развлекающий сородичей шоумен, а более шаман, человек, умеющий общаться с духами предков и передавать их силу своим соплеменникам. Скульптура и сквер, разбитый вокруг нее, выполнили еще одну задачу, более прозаическую, остановив и продажу, и застройку этой части берега - места проведения выставок и праздников под открытым небом. Дмитрий Каминкер делится своими впечатлениями:
- Вообще, гребец - вандалоустойчивая скульптура. Мы живем в такое время, когда народ очень горяч, но, с другой стороны, народ всегда горяч. Народ всегда ломал, воровал, разорял, поэтому египтяне зарывали и прятали свои сокровища. Все это заложено в природе человека. Вандализм - это творческая энергия для людей, которые не умеют ее по-другому реализовывать. Человек хочет изменять мир. А если его не научили расходовать эту энергию по-другому, то он просто берет и разносит телефонную будку. Любому человеку хочется себя выразить, хочется, чтобы мир изменился, благодаря его стараниям. Нельзя обижаться на таких людей...
Дарья МУСИЕНКО