Новости Кронштадта
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Алексей Скрипков: Предполагается передача наркомана «из рук в руки»
06 июля 2006 г.
В одном из номеров «КВ» мы уже вскользь упоминали о рождающейся в недрах Законодательного Собрания Санкт-Петребурга новой социальной программе помощи наркозависимым. Познакомившись поближе с положениями программы, мы пришли к выводу, что многие ее идеи заслуживают более пристального внимания. Напомню читателям, что в отличие от всех предыдущих антинаркотических программ, «Новые социальные стратегии» скорее похожи на бизнес-проект, по которому инвестиции государства в борьбу с наркозависимостью предполагают возврат в казну вложенных денежных средств, да еще и с процентами. При этом обязательно реальное снижение числа наркозависимых в регионе. О том, каким же образом эта «сказка» может стать былью, нам рассказал автор программы Алексей Скрипков.- Прежде всего, необходимо понять, что тема наркотиков - вопрос чисто политический. Кто виноват в том, что человек стал принимать наркотики: государство, сам человек, какая-то международная наркомафия? На самом деле все это предметы ненаучного спора. Ответственность разделена между всеми в разных пропорциях. Нет государств, которые бы не имели проблемы с наркотиками, просто эти проблемы везде решаются по-разному; своими политическими инструментами. Если в некоторых странах Азии за употребление наркотиков полагается смертная казнь, то там масштабы распространения наркотических веществ значительно меньше. А в государствах с высоко развитой социальной политикой - Германия, Швеция - проблемы с наркотиками точно так же существуют.
Печально то, что в употреблении наркотиков замешана самая социально активная, самая перспективная часть населения: те, кто может трудиться, может учиться, реально укреплять государство. Если верить данным Госнаркоконтроля, то получается, что у нас в стране процентов 20 молодых людей от 14 до 30 лет - наркоманы. Все социальные исследования показывают, что эти люди не участвуют в жизни государства, большинство из них вообще нигде не работают. С другой стороны при употреблении наркотиков утрачивается одна из самых важных функций биологического вида: желание воспроизводить потомство. И у наркоманов либо нет детей, либо они рождаются нездоровыми, что требует больших средств на их лечение и содержание от государства. Вывод прост - если говорить о демографии, то именно тем, от кого эта демография зависит, эффективная социальная помощь не оказывается.
- По каким причинам все существующее многообразие методов борьбы с наркозависимостью, обилие социальных программ, которые принимаются правительством, не дают ощутимых результатов?
- Если мы вкладываем сто миллионов рублей в какую-то программу социальной помощи, то мы понимаем, что только 5-10% - это тот эффект, который мы получим от реализации, остальное - деньги на ветер. Возникает вопрос, зачем 90 миллионов выбрасывать в мусорное ведро? Современная наука имеет наработки, с помощью которых можно определить, кому оказывать эффективную помощь, а кому нет. Здравоохранение этим не пользуется, потому что наркологическая служба коммерциализирована: в своей основной деятельности - это платные услуги. На самом деле существуют методы эффективного избавления от наркозависимости, есть хорошие результаты в различных реабилитационных подходах, очень эффективно используются 12-шаговые реабилитационные программы; Институт поведения в Москве разработал прекрасную методику, обучающую, немедикаментозную, которая позволяет избавиться от наркозависимости.
Дело в том, что человек, потребляющий наркотики, формирует вокруг себя и в себе большое количество проблем. Одним каким-то способом эти проблемы все не решить. После реабилитационного центра, человек может выйти с самыми лучшими установками, но за период употребления он утратил социальные функции, выпал из жизни, и трудоустроиться ему очень сложно. А трудоустраивать наркозависимого без гарантий, что он не «сорвется», бесполезно. Таким образом, вся социальная помощь должна основываться на комплексном подходе. Если государство платит за эту помощь, оно должно знать - услуги, которые оказываются наркоману, - гарантированного качества.
Это можно организовать только на условиях социального партнерства. Когда услуги предоставляются не отдельными организациями, имеющими свои цели, а есть одна конкретная цель - избавить человека от употребления наркотиков, вернуть в общество, сделать его уже не просто социально активным, а устойчиво социально активным. Предполагается передача наркомана «из рук в руки» - от детоксикации и реабилитации до профессиональной подготовки, создания новых рабочих мест и трудоустройства. Есть процедура длительного сопровождения, которая контролирует того, кому эти услуги оказываются, какую он помощь получает, как происходит процесс возвращения к нормальной жизни. Если на одном из этапов случается сбой, участнику социальной программы предлагается какая-нибудь замена, но он ни в коем случае не теряется, и остается в этом процессе до конца. Эффективность помощи при такой модели может достигать 80%, что доказано на мировом опыте.
- Но захочет ли наркозависимый проходить всю эту цепочку? Где гарантия, что он не выйдет из системы после первых этапов - детоксикации?
- Участник социальной программы заключает с государством договор. Государство полностью оплачивает его «выздоровление» и возвращение в социум, а он, в свою очередь, должен с этим согласиться. Если он будет манкировать или пренебрегать предоставлением услуг, он, во-первых, должен быть исключен, а во-вторых, к нему будут применены соответствующие меры: административные, или даже уголовные. Безнаказанно он не может выйти из этой системы. С другой стороны, государство гарантирует качество услуг. В политике должен быть предусмотрен только один вектор. С одной стороны - жесткая рестрективная политика в отношении тех, кто употребляет наркотики, с другой - эффективная социальная помощь, для тех, кто хочет от этого избавиться. Тогда они будут дополнять друг друга.
- На круглом столе шла речь о том, что государству будут возвращены вложенные деньги. Каким образом это произойдет?
- Тут все просто. Если взять среднюю заработную плату в Санкт-Петербурге и посчитать те суммы налоговых отчислений, какие каждый работающий человек возвращает государству, то эти налоговые отчисления окажутся реально выше вложенных на избавление от наркозависимости средств. Стоимость программы на пять лет 780 млн. рублей. Если по этой модели эффективно возвращать в общество хотя бы тысячу человек в год, что в общем-то не сложно, то только с налогов вернется более 800 млн. Мы еще не учитываем ту продукцию или те услуги, которые будут произведены. Это и интенсификация общественной экономической жизни, и уменьшение затрат на неэффективную экономическую помощь, которую уже не надо будет предоставлять.
Кроме того, государству в принципе выгодно снижение числа наркозависимых. Не надо забывать, что наркоманы являются и «разносчиками» этого заболевания. Наркотиков, которые не предусматривает процедуру распространения, практически не существует. Есть теории, что один наркоман в течении своей жизни «заражает», то есть вовлекает в процесс употребления, еще несколько человек. Таким образом, явление носит еще и эпидемиологический характер.
- А найдется ли в городе такое количество рабочих мест, на которое вы рассчитываете?
- Мы внимательно изучали рынок труда, и выяснили, что специалисты нужны везде. Проблема с трудоустройством людей, которые избавились от наркозавимсимости, формально существуют только в одном - в том ярлыке, который висит на них как на наркоманах. Та же проблема с гастарбайторами существует не только из-за того, что им можно меньше платить. Вопрос в том, что в городе не хватает тех, кто мог бы работать. Существуют экономически хорошие модели создания бизнесс-инкубаторов. Строительство новых заводов, нефтепроводов, торговых портов постоянно требует рабочих сил. Кстати, Селиконовая долина в США использовала труд наркозависимых.
- Если ваша программа будет внедрена в жизнь, как это отразится на уже существующих организациях, работающий с наркозависимыми?
- Те, кто решат с нами сотрудничать, будут включены в эту систему, остальные продолжат функционировать так же, как и раньше. Никуда они не денутся. На сегодняшний день есть государственные учреждения, которые хотят участвовать в программе, а есть и такие, кто категорически против. То же самое и с общественными организациями. Для того, чтобы организовать такой комплексный подход, необходимо подучиться. Комплексный подход тем и интересен с точки зрения управления персоналом, что там должны быть специалисты самого широкого профиля. Там могут быть люди, не имеющие высшего образования, которые должны быть востребованы на различных этапах формирования услуг гарантированного качества: от уборщиц до топ-менеджеров. И именно в подготовке топ-менеджерав скорее всего может возникнуть проблема. Любой структурой в этом системном подходе должен управлять менеджер - не просто директор или президент, а настоящий управленец.
Проблема в том, что внутреннее правило регламента, построенного на системе управления качеством - это еще и обязательства организаций. А собственно система менеджмента требует постоянного мониторинга эффективности. Эти обязательства, которые должны возникнуть между государством и самими организациями - большая психологическая проблема. Никому не охота, чтобы его контролировали, в том числе и финансово. Объединение таких организаций в партнерскую сеть будет представлять большую трудность. Хотя, общение с общественными организациями показывает, что в Петербурге вполне реально построить такую сеть.
Беседовала Елена ОЛЕНЕВА