Новости Кронштадта
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
22.03 В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей
19.03 Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Россия и Православие - слова-синонимы?
02 октября 2006 г.
«В августе 2006 года в Кронштадте родились 32 младенца, ушли из жизни 62 человека…»Статистику рождаемости и смертности мы ежемесячно публикуем короткой строкой на первой полосе «Кронштадтского вестника». Это и есть, на мой взгляд, самая большая кронштадтская проблема. Только вот решить ее на отдельно взятом острове мы не сможем, потому что произрастает она из общероссийских наших бед. Кронштадт - вымирающий город. Как и множество других городов России. А миграция, пышным цветом расцветающая на фоне наших демографических проблем, положение не спасает, а лишь рождает новые беды. Что можно противопоставить этой национальной катастрофе?
Когда задаешься этим вопросом, то вся окружающая жизнь начинает казаться пиром во время чумы. Мы говорим о новых процветающих в Кронштадте предприятиях. И при этом закрываем глаза на то, что высокая зарплата сотрудников на них состоит из двух частей - белой и черной. И женщина, уходящая в декретный отпуск, получает положенные ей «декретные» по минимуму. И это еще не самый плохой вариант, потому что в многочисленных ЧП и ООО кронштадтские женщины работают вообще без трудовых книжек и социального пакета, без больничных листов и уж тем более без всякой надежды на нормальный отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком. А о возвращении на свое предприятие после того, как ребенок пойдет в детский сад, то есть, после прошествия двух-трех лет, уже и вовсе речи нет. Кстати, и в детский сад теперь попасть не так уж просто.
У нас абсолютно нет социальной защиты будущих мам. Такого государственного механизма защиты, который бы действовал в любых обстоятельствах, независимо от места работы, наличия или отсутствия трудовой книжки, злой или доброй воли работодателя. Действовал только по тому - самому важному в масштабах государства факту, - что перед работодателем - будущая мама.
Уважаемые предприниматели! Попробуйте подняться над сиюминутными, меркантильными интересами своего бизнеса и помыслить по-государственному и по-человечески - по совести - сделайте так, чтобы именно в Вашей фирме матери и дети находили наибольшую заботу и внимание. Поверьте, за любое доброе дело Вы непременно будете награждены: успехами ли в бизнесе, доброй ли славой, хорошим отношением к Вам людей, гармонией ли в собственной душе или еще как-то, но награда обязательно Вас найдет.
Но точно так же нужен и эффективный государственный механизм защиты малого бизнеса - такой механизм, чтобы предпринимателям было невыгодно нарушать закон, а выгодно заботиться о своих сотрудниках, соблюдать КЗОТ и налоговое законодательство, работать честно и законопослушно.
Сегодня Россия занимает позорнейшее первое место в мире по количеству абортов. И Кронштадт в эту позорную статистику ежегодно вносит свой собственный - немалый - вклад. Люди научились в удобные слова облекать страшные вещи. Если бы врачи сказали прямо: первое место в мире по детоубийствам, общество бы содрогнулось. А слово «операция» - звучит прилично. И публикации о страшной правде про аборты можно увидеть пока только в православных изданиях.
Если в советские годы у каждой молодой семьи была надежда рано или поздно получить квартиру по очереди, то теперь такой надежды нет почти ни у кого. Ипотека доступна далеко не всем. Покупка собственной квартиры - тем более. Где уж тут до второго или третьего ребенка, если молодым попросту негде жить. Это та проблема, из-за которой рожать детей молодые семьи вообще не торопятся. А семья, не скрепленная детьми, часто рушится. Между тем, у нас множество пустующих зданий Минобороны. «Первая ласточка» переделки казармы под семейное общежитие уже появилась. Но… только для семей военнослужащих. Быть может, одно-два пустующих здания Министерство обороны могло бы все-таки безвозмездно передать городу для воплощения в жизнь молодежной программы возведения жилья собственными руками? Пример МЖК в Кронштадте уже был. На Морском заводе. И пример, насколько мне помнится, успешный. Молодые заводчане на заре перестройки строили для себя квартиры в капитально ремонтирующемся доме на улице Мануильского. Если бы эксперимент повторился, уверена, многие молодые отцы семейств, не задумываясь, на полгода-год оторвались бы от основной работы, от своей карьеры, от самых заманчивых перспектив и ушли бы в простые строители ради собственного жилья. Потому что овчинка стоила бы выделки. За год денег на квартиру не заработаешь! Конечно, понадобился бы и какой-то денежный взнос - на строительные материалы, коммуникации, на оплату труда специалистов, без которых не обойтись (хотя, быть может, такие специалисты нашлись бы и среди членов МЖК), но это были бы несоизмеримо меньшие деньги, чем нынешние взвинченные до предела цены на квартиры в Питере и Кронштадте.
А Министерству обороны, если бы оно смотрело далеко и мыслило бы по государственному, от этой программы была бы прямая выгода, потому что служить в нашей армии некому уже сейчас, а что будет лет так через 18?
Никогда в прежние годы не было на городском кладбище столько могил молодых людей. Прежде смерть молодых была событием, из ряда вон выходящим, воспринималась как страшная трагедия не только родными и близкими, но и всеми окружающими - ведь это так печально, когда жизнь обрывается на взлете. Сегодня это уже почти обыденность. Передозировки, гепатиты, СПИД, сопутствующие заболевания...Почему мы так закоснели в равнодушии? Почему не бьем во все колокола? Почему убийцы детей процветают и «жиреют» на смертях? Как можно было обществу дойти до такой степени нравственной деградации, чтобы мириться с существованием торговцев «белой смертью» в наших домах и подъездах?
Однажды летом торговка наркотиками расположилась прямо под окнами нашей редакции. Постелила на поребрик газона картон от разорванных упаковочных коробок, уселась и стала названивать по мобильнику. К ней подходили молодые люди, она совала им в руки маленькие пакетики; один из парней, только что отварившийся, зашел в наш подъезд и укололся, поставив ногу на подоконник, прямо на глазах у сотрудницы «КВ» (так мы убедились, что не ошиблись в своих предположениях, и это, действительно, «наркота»); торговка без конца отвечала на звонки с мобильного телефона, вставала, куда-то уходила, возвращалась и снова усаживалась на насиженное место… И так целый день. Несколько раз корреспондент «КВ» сфотографировал момент вручения пакетика и передачи денег. Мы оборвали телефоны дежурной службы милиции, рассказывая об этой беспрецедентной наглости. Но в течение рабочего дня так никто и не приехал. А когда позвонили в РУВД на следующий день, нам ответили:
- Мы посылали наряд.
- И что же?
- Документы проверили…
Вот такая борьба с наркотиками. Документы в порядке, и делай, что хочешь.
Поздний вечер первого сентября. Возвращаюсь домой через Фонтанный сквер. Гуляют школьники - то ли празднуют первый день нового учебного года, то ли прощаются с каникулами. На двух сдвинутых друг против друга скамейках - девчачья компания: пластиковые стаканчики доверху заполнены пивом из двухлитровых пластиковых бутылок, все, без исключения, курят, громко и развязно кричат. Пока страна смотрела по телевизору красивые рекламные ролики про «кто пойдет за «Клинским», детский и юношеский пивной алкоголизм стал жестокой реальностью нашего времени. Совсем не хочется выглядеть брюзгой, склоняющей по любому поводу и без повода молодежь, но сегодня по улицам Кронштадта, действительно, шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на ребят школьного возраста с банками пива в руках. Алкоголизм остается алкоголизмом со всеми его страшными последствиями, независимо от причины, приведшей к болезни, будь это хорошее виноградное вино, водочный суррогат или такой демократичный и почти безобидный, если верить рекламе, напиток, как пиво. А ведь есть закон, согласно которому распивать в общественных местах спиртные напитки, в том числе и пиво, запрещено. Но его почему-то никто не собирается применять на практике. Даже по отношению к детям.
Как разговаривают наши дети? Мат давно уже из разряда ненормативной лексики перекочевал в основное средство общения молодежи. Матерятся все - от мала до велика. Особенно страшно слышать матерные слова из уст молоденьких девушек.
Как никогда актуальной стала сегодня народная присказка: мало родить - надо еще воспитать. Почему так много вдруг стало вокруг матерей, издевающихся над собственными детьми? Вот сцена, которую увидела в Кронштадте буквально вчера. Молоденькая мама кричит на девочку лет пяти:
- Замолчи!!!
Девочка плачет всё громче и громче.
Мамаша входит в раж:
- Замолчи, я тебе сказала!!!
У девчонки уже истерика.
Но мать не уступает ребенку. И доводит детскую истерику до рвоты. Вот тащит за руку плачущего малыша другая молодая мама и кричит на него, и дергает, и шпыняет, и бьет, и срывает на бедном всю свою злость. И это на улице, среди бела дня, в окружении людей. Так что же происходит тогда в этой семье за закрытой дверью? С какой обидой, с какой ненавистью ко всем, с какой злобой на весь мир войдет во взрослую жизнь такой вот недолюбленный, затравленный человечек? Каким бумерангом подобное «воспитание» ударит по всем нам в будущем? «Не раздражайте детей своих…», - говорил родителям-христианам апостол Павел, которого называли апостолом любви.
Жуткие, по сути (покажи их нам еще лет двадцать назад), картинки стали уже обыденными: молодая мамочка с грудным ребенком в коляске и с сигаретой в руках; голосующие кронштадтские девчонки на дамбе и на Горской; наркоманы, покупающие одноразовые шприцы во всех аптеках города; матерящиеся пьяные подростки; бомжи, сортирующие отбросы в помойках…
Выстраивать грустный ряд наших болезней и бед можно бесконечно. Что делать? Я не знаю. Что-то неизмеримо важное нарушилось в сознании целого народа. И целый народ стал вести себя как самопожирающая структура. Мы как будто запустили программу самоуничтожения. Или нам помогли её запустить?..
Мы живем в обществе почти абсолютной бездуховности. У нас даже понятие духовности претерпело подмену. Когда говорят или пишут о духовном воспитании молодежи наши учителя, чиновники или работники культуры, то они имеют в виду что угодно - этику и эстетику, литературу и живопись, театр и кино, музыку и творческую самодеятельность - но только не истинную духовность. Слово «духовность» от слова «Дух». «Святым Духом всяка душа живится». И здесь не может быть никакого другого толкования. Если мы говорим о духовно-нравственном воспитании молодежи, значит, говорим о воспитании её в Вере, а в контексте Православия - о воспитании в Православной Вере.
Но, где уж там, воспитание в Вере, когда даже информация о введении в школах некоторых регионов страны «Основ православной культуры», не Закона Божиего, как было в дореволюционные годы, а всего лишь культурологического предмета - ОПК, вызвала у нас такой яростный протест в большинстве средств массовой информации. Идет передача «Неделя в большом городе». Ведущие - приятные умные молодые люди. Но начинается сюжет про ОПК. И куда что девается? Откуда это ёрничество, злоба, воинствующее невежество? Как в самые худшие богоборческие времена.
В школах Кронштадта ОПК нет. С одной стороны, - жаль. А с другой, - школы, действительно, не готовы пока к введению этого сложного и важного предмета. Нет учебников, нет учителей.
По словам Андрея Кураева, «на этих уроках речь шла бы не только о сюжетах икон. Понять культуру какой-то эпохи - значит, понять логику людей, живущих в ней. Ну почему Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину? Современная девушка поступила бы иначе: наверное, брала бы деньги у официального мужа, а любовь крутила на стороне с Женей. Но для Татьяны ее клятва нелюбимому человеку была дороже, чем волнение ее сердца. Почему? Вот тут уместно поговорить о христианской аскетике. О том, что радость может быть горькой. И рождаться она может оттого, что ты сдержал себя, не переступил черту.
ОПК - рассказ об огромном мире православной культуры. Это разговор не о Боге, а о человеке. Рассказ об опыте прочтения Библии разными поколениями, о том, как эта книга меняла их жизнь. Рассказ о таком человеке, который верит в Бога. Знание психологии таких людей помогает нам понять ту культуру, которую они создали и в которой хотя бы отчасти мы живем до сих пор. В итоге - планета людей станет намного понятнее…».
Вот и получается, что без ОПК нельзя понять ни историю Российского государства, ни великую её литературу. «Русский и православный - слова-синонимы; русский без Православия дрянь, а не человек», - писал когда-то Достоевский. То же самое, наверное, можно сказать и о целой стране. «Без Бога нация - толпа…». Россия без Православия не Россия. Отсюда - все наши беды. И общероссийские. И кронштадтские…
И обсуждать любые наши проблемы вне понимания этих истин, на мой взгляд, значит, тонуть в мелкотемье, кружить по замкнутому кругу, задыхаться от безысходности и невозможности что-то в нашей жизни изменить…
Анна МАКАРОВА
Фото Владимира БАБИЧА
Материалы газеты "Кронштадтский вестник" №38 от 28 Сентября 2006 года
Просмотров: 1208