Новости Кронштадта
13.05 Сотрудники полиции проводят проверку по факту смертельного ДТП на дамбе
28.04 Полицией задержан мигрант, разбивший автомобиль своей бывшей начальницы
18.04 На летний режим эксплуатации переведено более 8 единиц инженерной и коммунальной техники
10.04 Военные коммунальщики проводят весенние субботники!
28.03 Парки и скверы Кронштадта закрывают на просушку
23.03 Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора
23.03 Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия
Афиша-Анонсы
9 апреля открытие выставки студентов «Современные миры»
16 и 17 марта Фестиваль "День Римского-Корсакова"
С 27 февраля выставка «Россия — страна морей и океанов»
23 февраля праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
22 февраля праздничный концерт «Защитникам – Слава!»
Памятник истории и мировой культуры
29 июля 2011 г.
25 лет назад молодой белорусский скульптор Валерий Приходько создал первый памятник легендарному подводнику № 1 Александру Маринеско и боевому экипажу подлодки С-1.
3В этом году исполняется 25 лет с момента создания памятника подводнику номер один Александру Ивановичу Маринеско, командиру легендарной подлодки «С-13». Этот памятник - в одном ряду с такими шедеврами советской монументальной скульптуры как памятники: воинам Советской армии в Трептов-парке в Берлине, Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Сталинграде, Героям Брестской крепости выдающегося отечественного скульптора, Народного художника СССР, Героя Социалистического труда Евгения Викторовича Вучетича.
Первого октября общественность Кронштадта, ветераны ВМФ, в частности, ветераны-подводники Петербурга, гости из Москвы и с Северного флота будут отмечать 25-летие создания этого скромного по размерам (в сравнении с творениями Вучетича), но не менее талантливого по мастерству и не менее значимого в истории искусства, флота и России скульптурного произведения. Автор этого памятника - Валерий Семенович Приходько, лауреат Золотой медали им. В. В. Верещагина - великого русского художника-баталиста, погибшего вместе с адмиралом С. О. Макаровым на броненосце «Петропавловск» во время Русско-японской войны, член Международного художественного фонда.
«Атака века»
О Маринеско написано и сказано много. И «нагорожено» разного рода небылиц и откровенного вранья тоже много. К сожалению, и сегодня немало в нашей стране людей, не имеющих понятия о том, какой вклад в Великую Победу внесли советские подводники. Горько сознавать, что это в большей степени молодые люди...
Прорыв к фашистской плавбазе подлодок (лайнер «Вильгельм Густлофф»), выход в торпедную атаку в сложнейших условиях и потопление нескольких тысяч военнослужащих (подводников, танкистов, представителей ведомства СС) и гражданских высокопоставленных чиновников и фашистских бонз первого ранга - величайший подвиг командира лодки и ее экипажа. Эта атака по полному праву заслужила название «Атаки века» и имела громадное значение, приблизив окончание Второй мировой войны, и избавив от гибели десятки, сотни тысяч людей, что было неизбежно, если бы в Германии успели выполнить программу по строительству 1900 новых подлодок XXI и XXII серий. Их строительство в Рейхе велось очень энергично: к концу марта 1945 года Кригсмарине уже получили 180 новых лодок. Для них, как воздух, нужны были экипажи. Примерно 7000 подводников для этих экипажей заканчивали подготовку в Учебном центре подготовки в Данциге.
…Начало 1945 года. Советская армия успешно продвигается к столице Третьего Рейха. Войска Первого и Второго Белорусских фронтов под командованием Р. М. Малиновского и К. К. Рокоссовского, а также группировка войск И. Х. Баграмяна прижали многочисленную и мощную немецкую Восточно-прусскую группировку (бывшую группу армий «Центр») к Балтийскому морю. В ее составе - около одного миллиона человек.
Главная база ВМС Германии на Балтике - Данциг. Здесь - сердце подводного флота - Кригсмарине - громадный Учебный центр по подготовке подводников и около 30 подлодок для их обучения. О сохранности Центра гросс-адмирал Дениц заботился так, что даже в самые критические дни «Битвы за Атлантику» не разрешил снять из Данцига ни одной подлодки, хотя все они были способны выполнять боевые задачи. Важность и необходимость существования Центра усилилась: работы по строительству новейших подводных лодок, лучших в то время в мире по своим ТТХ, шли в конце 1944 года полным ходом. Дениц уверял Гитлера, что пройдет несколько месяцев и Германия получит около 2000 подводных «чудо-лодок».
И вот, атака «С-13», и 3700 подводников уходят на дно вместе со своей плавбазой «Вильгельм Густлофф». Стоит сказать, что через некоторое время еще 1300 подводников уничтожены в результате атаки транспорта «Гойя» советской подлодкой «Л-3» под командованием В. К. Коновалова, Героя Советского Союза. За короткий период 5000 немецких подводников, подготовленных для новых лодок, было потеряно Кригсмарине, что окончательно «доконало» Деница, загубив его планы по реализации «стратегической» цели: удушения Англии подводной блокадой.
Ушел на дно Балтийского моря «Вильгельм Густлофф», с самой верхней палубы до последнего трюма забитый ценным имуществом, награбленным в СССР, переполненный карателями и убийцами, среди которых более 20 высокопоставленных чинов из Польши и Восточной Пруссии, несколько десятков генералов и старших офицеров Вермахта (в т. ч. и свыше десяти из ведомства Гиммлера - РСХА), батальон вспомогательной службы СС, и, кроме того, 100 командиров, уже имевших экипаж и допуск на управление подлодкой. Гибель одного-единственного экипажа корабля любого ранга во все времена на любом флоте мира считается катастрофой и огромной трагедией, здесь же речь идет о гибели нескольких десятков экипажей. Уничтожение во время войны одного генерала или высокопоставленного чиновника везде и всегда считается подвигом, а здесь уничтожено несколько десятков зловещих фашистских персон.
Не подлежит ни малейшему сомнению влияние атаки А. И. Маринеско на исход Второй мировой войны, и именно поэтому такой большой отклик в мировых СМИ получило это событие, взволновавшее и продолжающее волновать мир. Подвиг Маринеско по праву можно отнести к числу золотых страниц мировой истории флота.
Адмирал флота, Герой Советского Союза И. С. Исаков: «Героическим подвигом, потрясшим фашистов, начиная с самого Гитлера, является атака «С-13»… Подвиг этот («Атака века») сыграл роль в ускорении морального и физического разгрома гитлеровской Германии». А вот что писал бывший нарком ВМФ адмирал, Герой Советского Союза Н. Г. Кузнецов: «Гибель «Вильгельма Густлоффа» всполошила фашистов. В Германии был объявлен трехдневный траур… Потопление «Густлоффа» было значительным событием даже на фоне наших крупных побед в те дни 1945 года».
Жизнь - подвиг
Подвигом была не только эта легендарная атака, но и вся жизнь Маринеско: школа юнг Черноморского пароходства, плавание на судах Торгового флота, учеба в Одесском Мореходном техникуме, работа помощником капитана на пароходе «Красный октябрь», учеба на штурманских курсах ВМФ, командование штурманской боевой частью на ПЛ «Щ-306», служба помощником командира на первом советском подводном минном заградителе «Л-1», командование «малюткой» «М-96». Маринеско заслужил первое место в боевой подготовке бригады по итогам 1939 года, был награжден наркомом ВМФ именными золотыми часами, поставил рекорд срочного погружения - 19,5 секунд. В 1940-м он снова занял первое место по боевой подготовке среди кораблей всего Балтфлота и совершил переход из Кронштадта на Ханко. Начало Великой Отечественной войны: серьезнейшие повреждения во время жестокого обстрела вражеской артиллерией (пробоины в корпусе 1,5х1,5 метра, обрыв нескольких электрокабелей, повреждение шпангоутов и приводов горизонтальных рулей). Один за другим несколько боевых походов. Потопление фашистского транспорта водоизмещением 7000 тонн и награждение Орденом Ленина. Высадка десанта разведчиков в глубоком тылу противника - в Нарвском заливе, потопление фашистского транспорта «Зигфрид» водоизмещением 5000 тонн, награждение орденом Красного знамени. После потопления «Вильгельма Густлоффа» - успешная торпедная атака вспомогательного крейсера «Генерал фон Штойбен» с 3000 гитлеровцами на борту. В каждом боевом походе громадный рейс, особенно при уклонении от противолодочных кораблей охранения пароходства, плавание на судах Торгового флота, учеба в Одесском Мореходном техникуме, работа помощником капитана на пароходе «Красный октябрь», учеба на штурманских курсах ВМФ, командование штурманской боевой частью на ПЛ «Щ-306», служба помощником командира на первом советском подводном минном заградителе «Л-1», командование «малюткой» «М-96». Маринеско заслужил первое место в боевой подготовке бригады по итогам 1939 года, был награжден наркомом ВМФ именными золотыми часами, поставил рекорд срочного погружения - 19,5 секунд. В 1940-м он снова занял первое место по боевой подготовке среди кораблей всего Балтфлота и совершил переход из Кронштадта на Ханко. Начало Великой Отечественной войны: серьезнейшие повреждения во время жестокого обстрела вражеской артиллерией (пробоины в корпусе 1,5х1,5 метра, обрыв нескольких электрокабелей, повреждение шпангоутов и приводов горизонтальных рулей). Один за другим несколько боевых походов. Потопление фашистского транспорта водоизмещением 7000 тонн и награждение Орденом Ленина. Высадка десанта разведчиков в глубоком тылу противника - в Нарвском заливе, потопление фашистского транспорта «Зигфрид» водоизмещением 5000 тонн, награждение орденом Красного знамени. После потопления «Вильгельма Густлоффа» - успешная торпедная атака вспомогательного крейсера «Генерал фон Штойбен» с 3000 гитлеровцами на борту. В каждом боевом походе громадный рейс, особенно при уклонении от противолодочных кораблей охраненияконвоев, например, «Штойбен» охраняли шесть новейших эсминцев. При возвращении из боевого похода в апреле-мае 1945 года по «С-13» было выпущено шесть немецких торпед. Громадная заслуга в уклонении от этих и других торпед гидроакустика, но, главное, командира лодки. Мгновенная реакция, молниеносная оценка обстановки (учет взаимного расположения лодок, глубины, скорости, боезапаса, гидрологии, наличия донных мин, ТТХ лодки и оружия противника, уровня мастерства экипажа и т. д., быстрота принятия решения, четкие команды, поданные спокойным и твердым голосом, внимательный контроль за исполнением команд и ежесекундным изменением обстановки - вот залог и успешности торпедных атак, и уклонения от торпед и глубинных бомб противника. И, конечно, выдержка, отвага и уверенность в своем экипаже. Желающих подробнее узнать о жизне-подвиге А. И. Маринеско отсылаю к книгам А. Крона «Капитан дальнего плавания», В. Геманова «Подвиг тринадцатой», и Н. Титоренко «Личный враг Адольфа Гитлера». Пройдут года, но навсегда в памяти народа России останутся подвиги советских подводников в Великой Отечественной войне. Слава их никогда не померкнет. И навсегда светлое имя Александра Маринеско останется национальной гордостью нашего народа. Скульптор и его памятник Чем больше проходит времени после Второй мировой, тем ярче проявляется истина («большое видится на расстоянии»), связанная с важностью для судьбы Великобритании «Атаки века». Неслучайно в зарубежной печати появилась информация, что английские ветераны войны высказали мысль о желательности установки памятника командиру советской ПЛ А. И. Маринеско в одной из основных баз Королевского флота, например, в Портсмуте (для англичан то же, что для нас Севастополь и Кронштадт). Не знаю, будет ли стоять такой памятник в Великобритании, а у нас уже есть прекрасный монумент, созданный четверть века назад молодым скульптором из Белоруссии Валерием Приходько, бывшим балтийским моряком, признанным в свое время лучшим рулевым сигнальщиком бригады кораблей ОВРа Балтийского флота, выпускником Белорусского Художественного института. Познакомившись во время службы на флоте с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, среди которых были и лично знавшие Маринеско, услышав восторженные рассказы о подвигах «С-13», Валерий Приходько был потрясен легендарной историей, которая ему открылась (надо сказать, что автор «Атаки века» на тот момент являлся в нашей стране опальным героем). Приходько был поражен услышанным. И став студентом архитектурно-скульптурного отделения, начал серьезное исследование героических действий балтийских подводников, и особенно, командира «С-13». Его подвиг занял ум, взволновал душу и зажег сердце молодого скульптора.
На третьем курсе он принял участие в конкурсе, посвященном 40-летию Великой Победы, сделав курсовую работу «Портрет Великого человека А. И. Маринеско» и написав научно-творческую работу «Командир краснознаменной подводной лодки «С-13» капитан 3 ранга Маринеско А. И.»). И для дипломного проекта избрал ту же тему - памятник автору «Атаки века». После успешной защиты дипломного проекта создание этого памятника стало его мечтой. В общей сложности от задумки до реализации проекта прошло десять лет. Все эти годы - время непрерывного поиска, десятки эскизов, моделей, изучение литературы по специальности, знакомство с лучшими декоративно-прикладными и монументальными работами, изнурительная, требующая затраты сил, здоровья, нервов борьба с бюрократическим аппаратом. Преодолеть преграды, «пробить лбы» «глухих» высокопоставленных чиновников, мало разбирающихся в искусстве и не понимающих исторического значения того, что задумал автор - это настоящий подвиг. Серьезным препятствием стала необходимость достать 1,2 тонны бронзы и гранит для пьедестала, а также согласование с властями место установки памятника. Валерий Приходько с благодарностью вспоминает контр-адмирала В. Ф. Иванова, смело принявшего решение - установить первый памятник опальному подводнику Маринеско на территории Эскадры подводных лодок в городе Лиепая.
Третьего октября 1986 года этот реалистический памятник, приобретший значение героического символа, романтически взволнованно с пафосом драматизма и жизнеутверждения, был торжественно открыт. После вывода Российских вооруженных сил из Латвии памятник был перевезен и повторно открыт на территории бригады подводных лодок в Кронштадте 9 мая 1995 года.
За эту работу Валерий Приходько был награжден различными наградами: Золотой медалью им. В. В. Верещагина, Медалью за мужество и любовь к Отечеству, Медалью Ветерана Холодной войны на море, Грамотой губернатора Санкт-Петербурга В. Яковлева «За создание современного скульптурного облика Санкт-Петербурга», Почетной грамотой Министра культуры Республики Беларусь, Медалью «Столетие Подводного флота России».
После этого были созданы и другие памятники подводникам, в т. ч. и Маринеско, среди которых его бюст на Богословском кладбище Петербурга, автором которого вновь стал В. С. Приходько. Однако памятник в Кронштадте был первым, и через 25 лет его создания он остался самым значительным. По сути он стал для нашей страны не только памятником одному командиру советской ПЛ «С-13», но и всем подводникам Великой Отечественной. Стал он также символом преклонения нашего народа перед ветеранами войны, которые остались в живых после неимоверно тяжелых и смертельно опасных прорывов через минные поля и противолодочные сети, после торпедных атак и уклонения от глубинных бомб вражеских кораблей, символом преклонения перед подводниками, многие из которых вспоминают, что каждый раз уходя в боевой поход, они знали, что о возвращении лучше было не думать…
В заключение этих заметок от имени всех ветеранов Международной Ассоциации ветеранов ВМФ и моряков-подводников хочу выразить нашу сердечную благодарность Владимиру Семеновичу Приходько, настоящему патриоту, и пожелать ему доброго здоровья и дальнейших творческих успехов.
Геннадий ДРОЖЖИН,
капитан 1 ранга,
член Союза художников РФ и Международного Союза художников ЮНЕСКО